Медиахолдинг РИА «Верхневолжье» и портал «ТОП Тверь» запускают уникальный проект-рубрику «Добро пожаловать в Церковь», в которой читателям нашего сайта будет отвечать лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий будет отвечать на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, о всем, что интересует нашего пытливого читателя. Вопросы будут самые разные, но принцип один — они будут исключительно простые, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
И первый вопрос сегодня один из самых популярных.
Почему в Церкви на службе люди должны стоять?
Однажды патриарх Пимен приехал на один из московских приходов. Патриарх был уже немощным, а настоятель, который служил в этой церкви, был еще старше Патриарха. И вот Святейший Патриарх, у которого болели ноги, присел во время всенощного бдения и предложил также присесть настоятелю. И тогда этот священник ответил Патриарху Пимену: «Ваше Святейшество, простите, я никогда не сажусь в алтаре, так был воспитан в молодости. Никогда не позволял себе этого и сейчас не могу, простите». Патриарх Пимен очень этому удивился, ведь перед ним был достаточно немощный и престарелый священнослужитель, который имел даже просто человеческое право посидеть в какой-то момент богослужения. Однако он, как выяснилось, в течение всего своего служения, в течение всей своей жизни не позволял себе этого, благоговея перед святостью того места, в котором он находится.
Католики восхищаются нашими верующими
Русский человек имеет чувство благоговения, которое выражается во многом. Есть некая мера выражения любви к Богу. И для нас, так уж повелось из века в век, этой мерой выражения любви к Богу, преданности Ему, благоговения перед святыней и, одновременно, способом некоего молитвенного труда является то, что во время богослужения мы стоим.
Иногда можно встретить такое мнение, что сидят только католики. Это совершенно не так. В греческих храмах, в храмах Антиохийской Церкви мы видим скамейки для людей, на Афоне мы видим стасидии (специальные места для сидения во время службы) для монахов. На Афоне, правда, службы по 12-14 часов в праздничные дни и ежедневные по будням по 5 часов. Там люди в определенный момент богослужения могут сидеть и в определённый момент встают. Но для этого веками уже выработана некая культура нахождения за богослужением. У нас так повелось, такова наша традиция — молиться стоя. Думается лучше, человек собраннее. Богослужение — это не развлечение и не отдохновение, это труд молитвы человека, который всем своим душевно-телесным составом предстоит перед Богом. Когда в Россию приезжают греческие священнослужители и паломники, да и те же католики, они, видя наше богослужение, восхищаются нашими верующими людьми, стоящими в молитве в храмах.
Никто не может осудить желающего сесть
В том, что мы стоим, скорее плюс, чем минус. Не случайно сейчас во многих офисах стали появляться специальные высокие столы и люди работают не сидя, а именно стоя: это продуктивнее и более полезно для организма. Я и сам думаю сейчас над приобретением такого рабочего места. Но если кто-то из людей хочет присесть во время богослужения, никто не имеет права его осудить. Если кто-то в силу немощи, здоровья, возраста не может выстаивать в течение нескольких часов православное богослужение, он, конечно, может сесть отдохнуть. И в любом храме есть такая возможность, хотя она специально масштабно и не организована.
По моим личным многолетним наблюдениям можно сделать вывод: как правило, без всякого ропота и именно исходя из личного усердия и личного желания, самые немощные и болезненные из прихожан, наши бабушки, выстаивают часовые богослужения, как свечки. И никто не заставит из присесть. «Надо потрудиться. А иначе что это за молитва»- помню, говорила моя бабушка. Вот пример удивительной любви к Богу. Любви, которая не бывает без личных жертв. А возмущаются тем, что в храме будто бы всех заставляют стоять, чаще всего, непоседливые, нетерпеливые, раздражительные и привыкшие возмущаться по всяким поводам люди, в большинстве своём не имеющие опыта молитвы и участия в таинствах. Ведь некоторые словно ищут причины для того, чтобы оправдать свою нелюбовь к богослужению. Одной из таких причин называют якобы томление во время богослужения, когда человек стоит. Но ведь когда человек по настоящему молится, разве это его волнует?
Молиться можно и лёжа
Молиться можно, безусловно, и сидя, и лежа, и стоя, и во время ходьбы. На работе, в транспорте, в магазине, во всякое время во всякий час. Но тот пример молитвы на богослужении, который подают нам наши предки, ценен для нас. Или мы стали совсем уже слабаками, по сравнению с бабушками, перенесшими голод, войну, разруху, но в молитве выстоявшими и отстоявшими для нас веру? Только от нас зависит, способны ли мы ради своей веры, ради любви своей к Богу, идти хотя бы на какие-то кажущиеся нам неудобства и маленькие жертвы.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий