Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз читатель спрашивал, зачем Богу наши молитвы, если Он сам знает, в чем нам нужна помощь? Сегодня поговорим о… почитании Сталина. Читатель задается вопросом:
Сейчас многие верующие почитают Сталина, где-то даже местный священник освятил ему памятник. Как это возможно, ведь Сталин жестоко уничтожал духовенство.
Отвечает митрополит Амвросий:
Я и сам задаюсь этим вопросом, и у меня тоже нет на него ответа, кроме понимания, что у этих людей что-то перемешалось в сознании. Нет и не может быть с христианской с точки зрения никакого оправдания тому насилию, прямым виновником которого был Сталин, а также некоторые другие представители советских властей.
Совершенно неоправданным является насилие в отношении любых людей, не важно духовенство это, христиане, представители других религий или вовсе неверующие люди. Убийство и насилие всегда является злом, даже тогда, когда оно является вынужденным. И ни в коем случае нельзя оправдывать действия человека, по прямому указанию которого это насилие совершалось, причем исключительно на идеологических оснований, не являясь самозащитой или защитой других людей, являясь просто бесчеловечной жестокостью.
Я не скажу ничего нового, чего бы не было в опыте Церкви Христовой, пережившей и многих гонителей, и многие гонения, имеющей в основании своем кровь мучеников, которые во все времена являлись свидетелями веры в Истинного Бога, свидетелями веры в воскресение, подражателями дела Христова в этом мире. В истории Церкви было всякое. Но не было времен, когда верующие люди, а особенно священнослужители, призывали бы поставить или освятить памятнику Нерону или Калигуле, назвать улицу в Константинополе именем Диоклетиана или подумать о том, как можно оправдать Ирода.
К глубокому сожалению, мы нередко ходим по улицам, названным именами убийц священнослужителей и мирян, и сегодня устанавливаются памятники гонителям, которые умертвили не меньше мучеников, чем римские императоры первых веков христианства, оправдываются действия людей, вся жизнь которых была чередой бесконечно глумливой политики по искоренению веры в обществе, уничтожению храмов, издевательствам над верующими, по созданию условий огромной тюрьмы, уничтожающей образ Божий в людях.
Наши улицы и города, наши топонимы и памятники должны прославлять тех, кто был замучен, а не их мучителей. Мы должны ставить памятники святым и называть места жизни людей именами святых, ученых, писателей, созидателей, людей, с которых должны брать пример поколения наших потомков. Тогда и только тогда мы сможем действительно называть себя православной христианской страной. Тогда и только тогда мы будем иметь право говорить о том, что являемся хранителями христианской культуры и христианских ценностей.
Кровь мучеников ныне вопиет к небу. И мы, хотя и знаем о том, что должны прощать своих врагов, благословлять проклинающих нас и молиться за причиняющих нам зло и боль, как то заповедал Христос, должны также помнить и о том, что не нас гнали эти мучители, не нашу кровь они проливали и не мы стали мучениками, телами которых усеяна наша многострадальная земля. И не в наших руках прощение тех мучителей, которые, в общем-то, никакого прощения не желали, судя по их жизненному пути до гробовой доски. Вспоминается мне рассказ одного почившего уже петербургского священнослужителя. Он пытался призвать к покаянию уже находившегося на пороге смерти известного в советское время уполномоченного по делам религий в том городе — человека, много зла принесшего Церкви, бывшего особиста, жестокого и циничного. И тот, увидев в конце жизни своей расцвет Церкви и свободу для верующих, злобно и мрачно ответил: «Я всю жизнь боролся с вами, попами, и так вас и не смог победить». И мрачно добавил: «Жизнь свою я прожил напрасно». С таким ожесточением он и ушел в мир иной. Мы не ненавидим и не презираем тех мучителей. Мы скорбим о них и о том, что они натворили с нашей страной и с самыми лучшими ее сынами и дочерями.
Но и вместе с этим мы не имеем никакого права их дела, их бесчеловечность, их антихристианство выдавать как нечто, без чего нельзя было обойтись при строительстве страны, вменяя эту диавольскую злобу в пользу стране. Не их злобой и не теми репрессиями жива и крепка наша Родина, но кровью бесчисленных мучеников, страстотерпцев и невинных жертв, которые остались до конца верными Богу и Родине. Ради молитв которых и за подвиг которых, очевидно, милостивый Господь и сохранил наше Отечество до сего дня и Церкви Русской дал свободу, хотя мы, современные христиане, этого ничем не заслужили.