Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз владыка рассказывал, почему «вещие» сны не связаны с мистикой. Сегодня постараемся найти ответ на вечный вопрос о гибели людей от катастроф и стихий.
Читатель спрашивает: смертельные природные стихии, от которых гибнут тысячи людей — как тут найти объяснение божественного проявления или его нет?
Отвечает митрополит Амвросий:
Для начала следует внести некоторое различие между условно двумя типам стихий. Есть те, которые действительно являются частью неизбежных природных процессов, а есть те, которые являются следствием злоупотребления человеком своей власти над природой. Последние следует отнести к такому же сорту явлений, какими являются войны, преступления и все прочие темные стороны человечества. Бог, как правило, не вмешивается в дела человеческие, потому что даровал нам бесценный дар свободы, которую мы можем использовать по-разному. Он всегда ждет от нас следования добру, но часто мы выбираем совсем не благо, и вина за трагедии в таких случаях всегда на людях, часто конкретных, но порой и на всех нас, даже не вследствие наших поступков, скорее бездействия проистекающего из безразличия.
Что же касается всецело естественных катастроф, то, если говорить библейским языком, они являются следствием грехопадения и, к сожалению, неизбежным в нашем мире. Но в отношении Бога мы можем сказать, что в соответствии с нашей христианской верой, Он всегда находится посреди страданий, всегда сострадает с теми, кто находится в центре беды. Но поиски божественного проявления в таких случаях, скорее будут признаком поиска виноватых, попыток определить, кто был достоин страданий и даже смерти, кто был их виновником, кого следует наказать. Трагедия это всегда трагедия, и Бог может быть нашим утешением, но не стоит видеть в нем Строго Судию здесь и сейчас, определяющего достойных и не очень, этот путь ведет к очень опасным выводам.