Портал «ТОП Тверь» продолжает проект-рубрику «Добро пожаловать в Церковь», в которой читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий ответит на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, о всем, что интересует пытливого читателя. Вопросы будут разные, но принцип один — они будут исключительно простые, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
И сегодня мы рассмотрим вопрос о, которым задавались многие: что такое судьба, можно ли от нее уйти, ее изменить, и почему Церковь смотрит на предопределение жизни человека совсем иначе, чем в древних традициях? Есть ли сценарий, написанный на небе, или в духовном мире все работает по-другому?
В древнегреческих трагедиях “судьбе” или “року” были подчинены все действующие лица, в том числе и боги. От такой судьбы невозможно уйти, ее можно лишь принять. Попытки ухода лишь усугубляют положение или ускоряют развязку, или же и вовсе становятся путем исполнения предсказания. Такая судьба безлична, безразлична и беспощадна, к ней нельзя обратиться, ее нельзя умилостивить. Она просто есть и быть вопреки ей не может ничто.
Христианство смотрит на разворачивающуюся историю совсем иначе, оно собственно и смотрит на историю как нечто разворачивающееся, а отнюдь не как на нечто завершенное и потому прекрасное. В ней предопределено только одно, она некогда закончится, но это известно одному лишь Богу. Здесь безусловно возникает некоторый парадокс, который несовместим с нашим мышлением. Если Богу уже все известно, то где же свобода, где та самая независимость от судьбы?
Но в том-то и заключается вся проблема, что это просто несовместимо с нашим мышлением. Мы привыкли к тому, что читая книгу, мы можем заглянуть вперед или отлистать несколько страниц назад, герои книги нереальны, они в действительности не совершают каких-либо выборов, да и книга уже написана и иногда, даже исправлена. Герои в ней не могут внезапно исчезнуть, в ней не может появиться вдруг дополнительных страниц или целых глав. И потому мы не можем себе вообразить, что книга жизни мира уже кем-то прочитана, но при этом она же и пишется здесь и сейчас. Это с одной стороны.
А с другой мы можем говорить о том, что все, что ни происходит, происходит по воле Божией, как пишет прп. Ефрем Сирин: “Все от Бога, — и благое и скорбное, и недостойное; но одно — по благоволению, другое — по домостроительству, третье — по попущению. И по благоволению, — когда живем добродетельно, ибо угодно Богу, чтобы проводили мы жизнь безгрешную, жили добродетельно и благочестиво. По домостроительству, — когда, впадая в ошибки и погрешая, бываем вразумляемы; по попущению же, — когда и вразумляемые не обращаемся”.
Так что, хотя и нет никакого строгого сценария, есть заботливый Отец, который печется о нас, и направляет нас по пути наиболее благоприятному для нашего спасения. И лишь мы сами выбираем как воспринимать эти “поучения” и как действовать в разворачивающимися перед нами событиями.