Тверской митрополит Амвросий: можно ли объяснить просто, что такое Святая Троица
  • Бабье лето временно закончилось: в Тверской области ожидается похолодание и заморозки
  • Пенсионный возраст в Тверской области менять не будут
  • Опубликовали «последнюю гастроль» медвежат сирот из Тверской области
  • Разработан логотип проекта Лихославля для участия во Всероссийском конкурсе по благоустройству
  • Я покажу свою борьбу: спортсмен из Тверской области выступит на чемпионате мира
  • Скончался тверской общественный деятель и борец с курением Алексей Шабашов
  • Мать жертвы оленинского маньяка получит миллион рублей компенсации
  • Дорожники объяснили, зачем залепили скотчем знаки на трассе в Тверской области
  • После трагедии в Перми тверской дизайнер разработал проект бронированной парты
  • В Тверской области трасса осталась без дорожных знаков

Тверской митрополит Амвросий: можно ли объяснить просто, что такое Святая Троица

16:08

30 июля 2021

3027

Тверской митрополит Амвросий: можно ли объяснить просто, что такое Святая Троица

«ТОП Тверь» продолжает рубрику «Добро пожаловать в Церковь», в которой читателям отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.

Владыка Амвросий отвечает на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, о всем, что интересует нашего пытливого читателя. Спрашивают посетители сайта о многом, но принцип один — вопросы исключительно простые, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.

В прошлый раз мы говорили о том, откуда взялось зло, а сегодня мы немного углубляемся в богословие и пытаемся понять, как объяснить простому человеку, что такое Троица (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), почему Бог разделился, но при этом един? 

Есть несколько различных способов рассуждать о Пресвятой Троице. Один из них — философский способ говорить о “сущностях” и “ипостасях”. Он является, пожалуй, самым точным, однако требует определенной подготовки. Так прп. Иоанн Дамаскин в своей книги “Источник знания”, прежде чем перейти к разговору о богословии, и в том числе о догмате о Святой Троице, дает пространное философское введение, т.н. “философские главы”. К сожалению, далеко не все можно объяснить просто. И далеко не все можно понять без дополнительных разъяснений. Как, например, современный программист не сможет просто объяснить неподготовленной аудитории, что такое, например, нейронные сети и как они работают, как именно и почему именно так работают компьютерные программы. Вирусолог не сможет, не упрощая предельно, рассказать о том, как именно действуют вирусы и лекарства против них, и мы сейчас прекрасно видим как раз то, как вольности интерпретаций по этому поводу порождают много споров, чаще всего совершенно неквалифицированных. То же самое и с богословием. Это очень емкая наука, гуманитарная наука, требующего погружения в течение нескольких лет, поскольку объем понятий, которыми необходимо оперировать, чтобы что-то понять — слишком велик.

Если у кого-то есть желание разобраться более подробно, то именно к книге прп. Иоанна Дамаскина и следует обратиться, однако это действительно непростое чтение для неподготовленного читателя.

А потому нам придется обратиться к несколько иному способу говорить о Троице. Иногда можно прибегнуть к аналогии, которая не даст окончательное понимание предмета, но по крайней мере, даст хотя бы нечто. Этот способ, пожалуй, для современного человека окажется наиболее понятным, и не требует серьезной предварительной подготовки, по крайней мере для поверхностного понимания. Наиболее известной аналогией в таком случае является предложенная св. Августином, епископом Иппонийским, к которой я предлагаю обратиться напрямую:

“Я хотел бы, чтобы люди подумали над тремя свойствами в них самих. Они — все три — конечно, совсем иное, чем Троица; я только указываю, в каком направлении люди должны напрягать свою мысль, исследовать и понять, как далеки они от понимания.

Вот эти три свойства: быть, знать, хотеть. Я есмь, я знаю и я хочу; я есмь знающий и хотящий; я знаю, что я есмь и что я хочу, и я хочу быть и знать.

Эти три свойства и составляют нераздельное единство — жизнь, и, однако, каждое из них нечто особое и единственное; они нераздельны и всё-таки различны. Пойми это, кто может. Перед каждым стоит,  конечно, он сам: пусть всмотрится в себя, увидит и скажет мне”.

-2

Из этой же рубрики

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: