Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз разговор шел о том, как агностику поверить в Бога. Сегодня поговорим о том, как озвучивать на исповеди свои поступки.
Читатель спрашивает:
Не понимаю, как исповедоваться: называть ли все грехи, которых очень много, потому что они стандартные и постоянные, или сосредоточиться на тех, с которыми ведется борьба? Но тогда остальные останутся непроизнесенными? Как не формализовать исповедь, но чтобы она при этом была полной?
Отвечает митрополит Амвросий:
Ваш вопрос касается самой сути исповеди, и он очень важен. Многие люди, начиная церковную жизнь, испытывают похожее недоумение: что именно нужно сказать на исповеди, как быть честным и в то же время не превратить Таинство в перечисление длинного списка грехов, которые раз за разом повторяются?
Исповедь — это не экзамен и не отчёт, где необходимо назвать все до единого нарушения. Исповедь — это встреча с живым Богом, с любящим Отцом. Цель исповеди не в том, чтобы произнести абсолютно все грехи по пунктам, а в том, чтобы открыть перед Богом своё сердце, искренне признать то, что отделяет нас от Него, и попросить о помощи.
Конечно, важно называть грехи конкретно и прямо, а не общими словами. Но не нужно превращать исповедь в формальную «вычитку» списка. Часто люди приносят на исповедь десятки одинаковых пунктов: раздражался, ленился, осуждал, завидовал… Это, безусловно, грехи, но если их произносить без осмысления, исповедь превращается в сухой ритуал. Гораздо важнее сказать именно о том, что вас действительно мучает, что вы понимаете как проблему, с чем боретесь и падаете снова. В этом и заключается искренность.
Что же делать с остальными грехами? Их тоже можно назвать, хотя бы кратко, но не обязательно акцентироваться на каждом отдельном случае. Бог и так знает всё о нашей жизни. Их правильно сразу после совершения исповедать перед Богом в обращении к Нему своим словами или словами последней молитвы в чине вечерних домашних молитв. Мы произносим на исповеди грехи не для Него, а для себя — чтобы признать их и отказаться от них. Поэтому сосредоточьтесь на главном: на том, что действительно мешает вам жить с Богом, что причиняет вам боль и вашим близким.
Полнота исповеди заключается не в том, чтобы ничего не упустить формально, а в том, чтобы говорить правду, быть честным перед Богом, говорить про самое тяжелое и важное, о том, что действительно болит. Иногда для этого достаточно нескольких слов. Иногда нужно поговорить со священником дольше, разобрать корень проблемы, попробовать с помощью другого человека, в нашем случае священника, посмотреть на ситуацию со стороны, обойдя тем самым ошибку эгоистичного взгляда на ситуацию. Это тоже форма исповеди.
Самое главное — не формализовать покаяние. Не просто сказать: «Я согрешил», а сказать: «Господи, я снова сделал то, что отдаляет меня от Тебя, помоги мне измениться». Тогда исповедь станет живой и настоящей. И не бойтесь, что какие-то «мелкие» грехи останутся непроизнесёнными. Если сердце открыто и есть искреннее покаяние, Господь прощает всё.