Накануне Дня народного единства мы решили вспомнить, а что же это за праздник, и чем он так нам важен. Этот праздник считается относительно новым, и не все наши соотечественники могут с уверенностью объяснить его значение. Разве что свяжут с событиями Смутного времени, но без подробностей. А потому мы решили провести небольшой ликбез, заполнив пробелы, и заодно рассказать о вкладе тверской земли в историю российского государства.
И Ленин такой молодой
Начнем мы, не удивляйтесь, с Октябрьской революции. «Но какая связь?» – спросите вы. А мы напомним, что еще не так давно в ноябре наша страна отмечала совсем другой праздник, к тому же целых два дня – 7-го и 8-го числа.
Речь, конечно же, идет о Дне Великой Октябрьской социалистической революции, как официально именовали годовщину событий 1917-го. Впервые его отметили в следующем, 1918-м, а с 1927-го специальным указом этот праздник растянули на два дня. Производство работ в это время на территории СССР было запрещено.
Зато по всей стране широко проводились многочисленные демонстрации трудящихся и военные парады. Поколение нынешних сорокалетних, чье детство пришлось на последнее десятилетие Советского Союза, наверняка помнят эти пышные мероприятия. По центральным улицам Калинина, как тогда называлась Тверь, шли работники городских предприятий с красными флагами и транспарантами. Увы, ближе к распаду СССР это уже не было столь искренним и ярким, как раньше.
Как бы то ни было, в девяностые 7 Ноября стало символом несуществующей страны, где царила гегемония коммунистической партии. Тем не менее, сам праздник остался. С 1992 года выходным стал только один день – седьмое число, восьмое же вернулось в разряд обычных рабочих будней. А в 1996-м название праздника изменили на День согласия и примирения. Сделано это было «в целях смягчения противостояния» в российском обществе.
При этом праздник был нерабочим вплоть до 2005 года, когда в России впервые отметили День народного единства 4 Ноября. А День согласия и примирения остался в числе памятных дат нашей страны.
Теперь поговорим подробнее о торжестве, которое в этом году отмечается в 18-й раз.
Загадка даты
Итак, к чему же приурочен новый праздник? И такой ли уж он на самом деле новый? Исторической привязкой стало успешное взятие Китай-города русским народным ополчением. Произошло это в ноябре 1612 года, в эпоху Смуты, а командовали войском Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Гарнизон Речи Посполитой, засевший в Москве, под натиском освободителей был вынужден отступить в Кремль, а спустя несколько дней командование поляков подписало капитуляцию. Тогда же интервенты выпустили на свободу законное правительство России – московских бояр и других представителей знати, среди которых находился и будущий царь Михаил Федорович Романов.
А теперь внимание. Минин и Пожарский вступили в Москву 1 ноября (на тот момент 22 октября по старому стилю), поляки подписали капитуляцию 5-го и окончательно сдались 6-го. Но 4 ноября, что примечательно, ничего из ряда вон выходящего не произошло. Так почему же была выбрана именно эта дата?
В научном мире она считается ошибочной, и тем не менее, существует мнение, что 4 ноября – это возрожденный праздник. Дело в том, что в 1649 году уже другой царь, Алексей Михайлович, постановил отмечать день Казанской иконы Божией Матери не только летом, но и 22 октября по юлианскому календарю (теперь это как раз и есть 4 ноября по григорианскому или по новому стилю). Именно с этой иконой вступили в Москву Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, когда выбили из Кремля поляков. Так что связь тут скорее не историческая, а больше духовная. Логично, что с приходом к власти большевиков традиция отмечать православный праздник на государственном уровне прервалась.
Но главное значение, разумеется, не в дате – она скорее второстепенна. Неслучайно 4 ноября считается именно Днем народного единства. В далеком семнадцатом столетии, когда само существование России как независимого государства было под вопросом, как раз-таки сплочение народа стало стержнем, изменившим историю. Тот же Дмитрий Пожарский, напомним, был князем, а Кузьма Минин – «выборным всея земли», организатором Земского ополчения.
С тех пор прошло более четырехсот лет, и нынешняя Россия – это страна, объединяющая людей разных национальностей, верований и политических взглядов. Мы можем не соглашаться друг с другом в определенных моментах, но Родина у нас общая. И в этом заключается смысл праздника.
Цепочка войн, революций и прочих катаклизмов не раз показала, что победить можно только объединившись, сплотившись перед лицом беды и опасности. Как это было, к примеру, во времена той же Смуты, наполеоновского нашествия, Великой Отечественной или Чернобыльской катастрофы.
Тверской след
Конец шестнадцатого и начало семнадцатого веков остались в истории Смутой, когда Россия могла в прямом смысле перестать существовать как независимое государство. Тяжелая «поруха», охватившая страну после поражения в Ливонской войне, массовый голод и разрушительные стихийные бедствия, политический кризис – вот лишь некоторые причины, что привели Россию к Смуте. А слабостью государственной власти воспользовались, как сейчас бы выразились, геополитические соперники. На территорию нашей страны вступили войска интервентов из Швеции, Речи Посполитой и Великого Княжества Литовского.
Тверская земля также попала под удар. И именно на нашей территории князь Михаил Скопин-Шуйский одержал победу над войском гетмана Яна Сапеги, который поддерживал очередного самозванца на русском троне – Лжедмитрия II. Эти события остались в истории как битва под Калязином, однако ей предшествовали и другие сражения – под Торопцем, Торжком и Тверью. А еще, кстати, Иван Болотников, предводитель восстания против царя Василия Шуйского в 1606-1607 годах, согласно одной из версий имеет тверские корни. Будем откровенны, доподлинно происхождение Ивана Исаевича по-прежнему неизвестно, и все же он как минимум был в холопах потомка тверских князей – Андрея Телятевского, боярина Бориса Годунова. Но также в сети можно найти информацию, будто бы Иван Болотников является уроженцем зубцовского села Болотово. Утверждать не будем, однако верить, что этот русский герой является нашим земляком, конечно, хотелось бы.
Но вернемся к ключевым событиям, развернувшимся более четырехсот лет назад на тверской земле. В мае 1609 года князь Михаил Скопин-Шуйский выступил с войском из Великого Новгорода и столкнулся со сторонниками самозванца Лжедмитрия II под Торопцем. Одержав победу, русские отряды двинулись дальше и следующее поражение нанесли врагу уже под Торжком. Затем три дня войско князя билось за Тверь, и уже после ее освобождения русская армия перебралась через Волгу. Это произошло в июле, а в последующие месяцы у Троицкого Макарьева монастыря в Калязине формировалось крупное воинское соединение. Под руку князя переходили ополченцы из Кашина, Костромы, Углича, Ярославля и других городов. По факту Калязин на короткое время стал центром Российского царства, резервной столицей. Оказывается, там даже подписывались международные договоры с союзниками. К сожалению, тот самый Макарьев монастырь впоследствии был затоплен – в двадцатом веке при строительстве Угличского водохранилища… Впрочем, это уже тема отдельной статьи.
В августе армию Скопина-Шуйского под Калязином атаковали войска Яна Сапеги. У реки Жабни завязалась жестокая схватка, в которой победа досталась русскому ополчению. А дальше отряды князя отправились освобождать Ржев, Старицу, крепость Белую (теперь это город Белый), подмосковный Дмитров. Оттуда же, из-под Калязина, начался поход на древнюю белокаменную столицу. Так что ни капли не будет преувеличением, что на тверской земле решалась судьба всей страны. И Калязинская битва Скопина-Шуйского стала одной из успешных страниц российской истории.
Но Смута, напомним, продолжалась вплоть до 1613 года, когда новым царем был избран Михаил Федорович, с которого началась трехсотлетняя история правящего дома Романовых. А некоторые ученые даже раздвигают границы Смутного времени аж до 1618-го, добавляя к нему Русско-шведскую войну, рейд пана Лисовского и очередную большую осаду Москвы польскими войсками.
И все же именно поздней осенью 1612-го, когда объединенное войско Минина и Пожарского лихо освободило столицу, произошел коренной перелом. А в вязкой и мрачной Смуте появился просвет. В память об этом событии мы и празднуем День народного единства 4 ноября.
Сергей САВИНОВ