В честь Зои Космодемьянской названы улицы в российских городах, школы, детские оздоровительные лагеря, техника и даже астероид. Образ отважной советской девушки, зверски убитой немцами, даже использовался в национально-освободительной борьбе народности каренов в Бирме. И если даже кто-то слабо знает подробности ее подвига и трагической гибели, он все равно уверенно скажет: Космодемьянская – герой Великой Отечественной.
Именно о ней рассказывает лента Максима Бриуса «Зоя», премьера которой состоялась 28 января. И большую часть хронометража занимает то самое боевое задание, во время которого она была схвачена и затем казнена. Отряд советских диверсантов, в который входила Космодемьянская, выполняет приказ Ставки Верховного Главнокомандования №428 – лишить противника возможности отсидеться в тепле и выгнать его «на холод в поле», заставив «мерзнуть под открытым небом». Для этого красноармейцы сжигают дома в населенных пунктах, занятых немцами, прекрасно осознавая, что назад могут не вернуться.
К сожалению, именно так и происходит: во время одной из вылазок наши отважные диверсанты попадают в плен, где до последнего терпят пытки. И заканчивается все тем, что Зою Космодемьянскую показательно казнят на глазах жителей деревни Петрищево под Москвой. Параллельно небольшими мазками нам показывают историю младшего брата девушки – Александра Космодемьянского, который рвется на фронт, но не проходит отбор по возрасту. Впоследствии Саша пройдет почти всю войну и погибнет уже весной 1945-го…
Полностью о подвиге Зои в коротком обзоре на фильм мы, конечно же, рассказать не можем, однако настоятельно рекомендуем почитать дополнительную литературу по теме. Узнав подробности, вы легко поймете, почему эта юная девушка стала символом народной борьбы в нашей стране. Впрочем, мы уверены, что читатели портала «ТОП Тверь» и так помнят ее подвиг. Поэтому вернемся к картине Бриуса.
Обычно на современные фильмы о Великой Отечественной довольно сложно писать рецензии – нередко творения режиссеров выглядят, мягко говоря, неоднозначно. Достаточно вспомнить «Утомленных солнцем 2» Никиты Михалкова или недавний танковый блокбастер «Т-34». А уж если кино рассказывает о реальных героях, задача усложняется еще больше. Ведь от съемочной группы требуется соблюсти баланс между зрелищностью картинки и исторической правдой.
В «Зое», к счастью, нет отсылок к альтернативным версиям ее подвига. Но кое-какие моменты все же грешат против реальности – по крайней мере, задокументированной и официально принятой. В частности, считается, что в допросах Космодемьянской не принимали участия высокие чины Вермахта, а предательство Василия Клубкова оценивается историками неоднозначно. Есть и еще пара шероховатостей, но в целом создатели фильма перенесли реальную историю на экран достаточно бережно. Правда, начало фильма лично мне показалось довольно натянутым в эмоциональном плане – эпизод с танцами и разговорами о счастье накануне войны смотрится неубедительно. А вот уже потом, когда Зоя попадает в разведшколу и после короткого обучения выходит на свое первое задание, события в фильме разгоняются и достигают высокой плотности. В какой-то момент картина начинает смотреться на одном дыхании, доходя до максимального накала в сцене повешения Космодемьянской.
И вот здесь я не могу удержаться от очередной претензии в адрес отечественных прокатчиков, которые упорно ставят на зарубежные фильмы с минимумом крови плашку 16+, а российским явно занижают возрастной рейтинг. Я уже говорил о затянутой сцене жестокого забивания молотком в ленте Хабенского «Собибор» и оторванной голове солдата в «Союзе спасения». Почему-то на такое детям от двенадцати лет смотреть разрешается, хотя подобные кадры могут смутить и взрослого. С «Зоей» такая же история: в фильме с рейтингом 12+ уж очень много смертей от горючих веществ – особенно в эпизоде с подрывом немецкой колонны. Откровенно говоря, не думаю, что школьникам стоит смотреть на крупные планы с горящими людьми. Да и сцены избиения Космодемьянской немцами местами довольно шокирующие.
Безусловно, история отважной девушки, которая отдала свою жизнь за других, заслуживает того, чтобы о ней знали с самого детства. Однако, наверное, рассказывать ее нужно не при помощи натуралистично-жестоких сцен. Впрочем, это мое сугубо личное мнение.
В основном же, если убрать отдельные технические и фактические огрехи (которые можно списать на художественную условность), фильм получился вполне достойным. И пусть в нем есть неоднозначные пассажи (к примеру, слишком искусственно-правильный образ Сталина), посмотреть его стоит. А если после сеанса вам захочется побольше узнать о Зое Космодемьянской, считайте, что свою главную задачу картина Максима Бриуса выполнила.
Сергей САВИНОВ