Не исключено, что вы удивились, когда увидели название фильма в заголовке обзора. Ведь обычно я стараюсь рассказывать о новинках, а тут вдруг такой «привет» из ковидного 2020 года. Но скорее всего вы даже не слышали о «Троих» (16+), ведь это один из отличных примеров того, как действительно хорошие фильмы остаются незамеченными в широком прокате и потом окончательно теряются в подборках онлайн-кинотеатров.
В наше время это происходит довольно часто, и причина вовсе не обязательно кроется во вкусовых предпочтениях – в кинотеатры люди обычно ходят на шумные аттракционы, где на экране постоянно что-то взрывается, а колонки передают вибрацию всему зданию. Фильмы же без яркого экшена многие предпочитают смотреть дома, да и то если нет ничего нового среди рейтинговых сериалов. И так не только у нас, но и на Западе. Глубокие фильмы со смыслом редко доходят до массового зрителя.
Именно поэтому в своем очередном обзоре я решил написать о фильме Анны Меликян с Хабенским, Исаковой и Пересильд в главных ролях. Здесь нет головокружительных трюков, часто сменяющихся мизансцен и круговорота событий. Напротив, поначалу эта лента покажется вам медленной и тягучей, словно равнинная река. Однако стоит только втянуться в сюжет, и два часа с небольшим покажутся вам невероятно короткими. А фильм произведет неизгладимое впечатление.
Сюжет на первый взгляд довольно простой: есть семья успешных людей, где муж начинает гулять налево. Казалось бы, что тут нового, интересного и необычного? Есть Саша, известный на всю страну шоумен, ведущий популярной программы вроде «Вечернего Урганта». И есть Злата – столичный психолог, автор мотивационных роликов и просто уверенная в себе женщина. Она убеждена, что у них все отлично, и даже ни на секунду не пробует задуматься, что семейная жизнь на самом деле дала серьезную трещину. Ведь если вы хорошо разбираетесь в психологии, значит, у вас все под контролем… Она даже предлагает Саше обсудить сложности, «проговорить» их, чтобы решить, но натыкается на самую настоящую ярость в ответ. Впрочем, не буду столь сильно забегать вперед.
У Саши появляется другая женщина – молодая поэтесса Вероника, которая живет в Питере и проводит экскурсии для приезжих. Они знакомятся при весьма нестандартных обстоятельствах: Саша пытается утопиться в Неве, а Вероника его спасает. И вот уже знакомство перерастает в страсть, Саша разрывается между двумя городами, врет Злате, меняет на телефоне пароль и пользуется малейшим поводом, чтобы съездить в Питер и увидеться с Вероникой. Именно так – без интима, как вам могло показаться вначале. С ней Саша изменяет жене не физически, а ментально.
Кто такой Саша в Москве? Популярный телеведущий, жизнерадостный комик и любящий муж, который ежедневно выслушивает от Златы рассказы о том, кто какой ремонт сделал, сколько заплатил и на каких материалах сэкономил. Его раздражает нескончаемый поток слов о дизайне и стройматериалах, его заел быт, а с Вероникой он говорит о поэзии и тонких материях. Он бежит из Москвы в город на Неве, спасаясь от жизнерадостного прагматизма жены-психолога, и ищет то, чего ему не хватает с ней. А Вероника готова дать ему это с избытком.
И даже когда вскрывается двойная жизнь Саши, Злата не может в это поверить, не воспринимая всерьез интрижку мужа на стороне. Она спохватывается лишь тогда, когда становится поздно, и начинает решать проблему как она это видит – например, пытаясь откупиться от Вероники новой квартирой. А Саша продолжает метаться, не понимая, что уже давно сделал свой выбор.
Перед нами непростой фильм о непростых отношениях, показывающий, что семья – это каждодневный труд, и не всегда гармонии можно достичь без проб и ошибок. Это лента о поиске смыслов – жизни, любви, дружбы, призвания. О том, как можно быть несчастливым, имея при этом все, о чем мечтает большинство людей. И как непросто бывает понять и принять самого себя.
Картина Меликян хороша не только сюжетом и тем, как он движется. Любая хорошая драма зиждется прежде всего не на самой истории, а на том, что принято называть «химией». Хабенский с Исаковой прекрасно смотрятся как звездная пара, счастливая напоказ, но пребывающая на самом деле в глубоком кризисе. Люди, добившиеся успеха, но не разобравшиеся до конца в себе и друг в друге. И между ними – Юлия Пересильд, отлично сыгравшая юную и бесконечно наивную питерскую поэтессу, витающую где-то между небом и землей.
Обязательно посмотрите «Троих», если вам нравятся глубокие психологические драмы с отлично подобранными актерами. И помните – это не тот фильм, который может крутиться на фоне ваших домашних дел, как одноразовый сериал. Его нужно сесть и посмотреть с максимальным вниманием от начала и до конца.
Сергей САВИНОВ