26 апреля исполняется 35 лет с момента одной из самых страшных техногенных катастроф. Уже нет той страны, которая строила Чернобыльскую АЭС и город атомщиков Припять, но шрам на лице планеты не зажил до сих пор. Как и раны в человеческой памяти.
Истинный масштаб трагедии начинаешь понимать в тот момент, когда узнаешь, насколько чудовищной была цена ликвидации ее последствий. Позволить себе разворачивать облака над зоной отчуждения, прибивать на огромной территории пыль к земле клейким составом, эвакуировать одним днем целый город, а также бросать в самое пекло сотни и тысячи единиц техники могла лишь настоящая сверхдержава. А потому есть мнение, что экономику Советского Союза всерьез подкосила именно чернобыльская авария, ставшая предвестником конца великой страны.
Памятник человеческим ошибкам, репетиция конца света – как только не называли взрыв на четвертом энергоблоке. Но самым страшным его последствием, конечно же, стали миллионы искалеченных людских судеб. И тем удивительнее, что первый по-настоящему серьезный фильм о трагедии сняли американцы из HBO. Мини-сериал Крейга Мазина и Йохана Ренка стал настоящим хитом 2019 года, чуть ли не мгновенно заняв верхние строчки всех мыслимых кинорейтингов. И пусть в нем не обошлось без типичных для западных фильмов о нас передергиваний, именно зарубежный «Чернобыль» породил настоящий всплеск интереса к тем печальным событиям.
Примечательно, что российским кинематографом, по факту, не было создано ничего о самой катастрофе и ликвидации ее последствий – во всех отечественных лентах Чернобыль оставался лишь фоном, на котором развивались основные события. Я ни в коей мере не хочу умалить достоинство таких фильмов как «В субботу», «Распад» или «Аврора», но именно сериал от HBO стал первой художественной картиной, исследующей саму трагедию. И что самое печальное, российским кинематографистам теперь придется сильно постараться, дабы не ударить в грязь лицом. Недаром канал НТВ снял с показа свой собственный «Чернобыль», разгромленный в пух и прах еще до премьеры.
В итоге российское кино оказалось в довольно щекотливом положении: снимать картину о катастрофе после Мазина с Ренком означает вторичность уже на старте. Даже если попытаться создать максимально честный и достоверный продукт, его все равно неизбежно начнут сравнивать с американским «Чернобылем». Но в то же время не снимать тоже нельзя, тут уже дело чести…
Фильм Данилы Козловского носил рабочее название «Когда падали аисты», в первом официальном трейлере оно сменилось на «Чернобыль. Бездна», а к выходу в прокат сократилось до одного слова. Просто «Чернобыль», как и у HBO. Вот только разница между этими продуктами получилась огромная.
Что приятно, отечественный «Чернобыль» в целом оказался вполне хорош. Внимание к приметам эпохи заслуживает уважения, а по зрелищности лента Козловского не уступает мини-сериалу от HBO. Горящая станция, героическая работа пожарных и оперативного штаба – все это показано детально и гармонично, с минимумом передергиваний в угоду красивой картинке. Но в центре сюжета все же не взрыв на станции и не работа по устранению последствий. В отечественном кинематографе заправляет балом ее величество Любовная Линия.
Пожарный Алексей Карпушин – главный герой, сыгранный самим режиссером – резко врывается в тихую размеренную жизнь Ольги, с которой они когда-то уже были вместе. У девушки подрастает сын, как выяснится впоследствии, рожденный десять лет назад от Карпушина. Понимая, что наконец-то созрел для семьи, повеса-огнеборец наводит мосты, и тут случается 26 апреля 1986 года. Круговорот событий затягивает Карпушина, и вот он уже мчится с другими пожарными на вызов, подменяет водителя «скорой помощи» и даже участвует в спецоперации по откачиванию воды из-под реактора. При этом он то рвет с Ольгой, то вновь сходится с ней, превращая кино о техногенной аварии в слезливую мелодраму.
В итоге «Чернобыль» несмотря на качественную картинку проигрывает своему прямому конкуренту от HBO. Это именно история об отношениях, а не о самом Чернобыле, хотя его там тоже достаточно. Однако при этом мы не увидим академика Легасова и зампреда Совета Министров Бориса Щербину – все действующие лица в ленте Козловского изменены, хотя сходство с прототипами прослеживается.
Собственно, уже постер с обнимающимися Данилой Козловским и Оксаной Акиньшиной честно предупреждает зрителей, о чем будет фильм. И пусть в нем действительно нашлось место героизму ликвидаторов, основной акцент все же не на них. На мой взгляд, лучше бы ленте оставили первое название – «Когда падали аисты». Тем более что сцена с гибнущими птицами на фоне пожарных сирен оказалась действительно сильной и душераздирающей.
Если вы ждете от этого фильма расследования причин трагедии или подробного рассказа о борьбе с ее последствиями, пропустите его и не тратьте время напрасно. На новый «Чернобыль» стоит идти с пониманием, что это отлично снятая любовная мелодрама, для которой трагические события служат лишь декорациями. Да, яркими, да, реалистичными. Но все-таки именно декорациями или даже просто фоном.
И напоследок. Я считаю Данилу Козловского хорошим актером, однако в последнее время, на мой субъективный взгляд, играет он довольно-таки лениво. Даже в «Чернобыле» он все тот же проглатывающий целые слова и короткие фразы киношный красавчик, похожий одновременно на всех ранее сыгранных им персонажей.
Общий вердикт: любовная история по мотивам реальной трагедии. Любителям фактов лучше пересмотреть сериал HBO.
Сергей САВИНОВ