На прошлой неделе в Тверской области вновь заговорили о новой модели пассажирских перевозок – очередной виток обсуждений закрутился после новости о предстоящем появлении синих автобусов в нескольких муниципалитетах. Напомним, 4 декабря губернатор Игорь Руденя провел совещание, темой которого как раз и стала транспортная реформа. Для тверитян новая модель перевозок уже успела стать привычным явлением, и вот пришло время других городов.
С момента запуска реформы в Твери и Калининском районе прошло уже полных девять месяцев (официально она стартовала 3 февраля), и сегодня можно смело говорить о ее итогах. Одним из самых ярких, пожалуй, можно назвать признание на федеральном уровне – тверское ноу-хау отметили премией «Формула Движения» на форуме «Транспорт России» в Москве. А номинация говорит сама за себя: «Лучшее решение в области пассажирского транспорта». К слову, еще до этого некоторые регионы взяли на вооружение наш опыт, планируя провести у себя подобную реформу. Не сомневайтесь, если бы не пандемия COVID-19, создание и внедрение новой модели перевозок стало бы областной новостью номер один. Однако в том, что событие попадет во все итоговые топы в конце текущего года, нет никаких сомнений.
Неудивительно, что обкатка новой транспортной схемы в Твери получила логичное продолжение в Ржеве и других муниципалитетах региона. В перспективе же реформа охватит полностью всю Тверскую область. И вот здесь важно понимать: действующая пока еще только в Твери модель – это не только про синие автобусы. Это в корне иной подход к перевозке пассажиров.
Согласитесь, нам с вами есть с чем сравнивать.
Дикое поле
Один наш коллега из Москвы долго не верил, что в Твери теперь нет маршруток. И это неудивительно – настолько привычными в нашей стране стали вездесущие микроавтобусы, управляемые лихими водителями. Пробки из «Газелей» и «ПАЗиков» были неотъемлемой частью городского ландшафта, и Тверь в свое время не стала исключением.
Поначалу коммерческие перевозчики действительно облегчали задачу добраться из пункта А в пункт Б. В девяностые, когда страну сотрясали экономические и социальные шторма, общественный транспорт в основном держался на советском запасе прочности. Однако истощался он довольно быстро, и в скором времени трамваи, троллейбусы и автобусы перестали справляться с пассажиропотоком. Вспомните, как наш тверской транспорт постоянно ходил «набитый битком», и уехать куда-либо порой было весьма проблематично. Особенно страдали от этого жители отдаленных районов – выражение «добираться на перекладных» стало на тот момент не художественным преувеличением, а суровой реальностью.
Первое время маршрутки взяли на себя как раз такие сложные точки, соединяя окраины с центром. Но уже вскоре коммерческие перевозчики стали открыто конкурировать с общественным транспортом, захватывая все новые и новые зоны влияния. Частные маршруты стали дублироваться с муниципальными, юркие микроавтобусы были гораздо быстрее неповоротливых громадин, доживавших свой век, и пассажиры все чаще делали выбор в пользу коммерсантов.
Ходили частные автобусы быстро и с маленькими интервалами, не оставляя общественному транспорту ни единого шанса оправиться после перехода на рыночную систему. Маршрутчики не хотели и не собирались идти на компромисс, а люди в высоких кабинетах, которые должны были защищать общественный транспорт, закрывали глаза на происходящее. Городские маршруты нужно было развивать, вкладываться в них, поддерживать на законодательном уровне – но ничего этого не было. Напротив, муниципальные предприятия переходили из рук в руки, не раз банкротились, парки машин и инфраструктура не обновлялись годами, а в той же городской думе открыто лоббировались интересы коммерсантов.
К началу нулевых транспортная система в Твери, по сути, перестала существовать. Муниципальные маршруты держались на честном слове, а коммерческие перевозчики не просто заполонили областную столицу, но и периодически устраивали между собой настоящие войны. Даже проверяющих от городской администрации на конечных маршруток встречали с неприкрытой агрессией.
На тверских улицах между тем творился без преувеличения настоящий хаос: водители стремились набрать как можно больше пассажиров, устраивали гонки на переполненных автобусах, подрезая общественный транспорт и друг друга. А за рулем зачастую сидели люди, не знающие город и не говорящие по-русски. Сводки ДТП пестрели авариями с участием маршруток и зачастую по их вине. Но что самое страшное – в этих происшествиях люди не только получали травмы, но и порой гибли. Так, например, за один только прошлый год и в одной лишь Твери ДТП с участием коммерческих автобусов насчитали 75. Особо подчеркнем, что эта цифра учитывает аварии исключительно по вине водителей маршруток.
И ведь так было вплоть до начала 2020 года.
Крутой поворот
Мы можем еще очень долго приводить примеры маршрутного хаоса и беспредела, который творился в регионе вплоть до недавнего времени. Уверены, что и у каждого читателя наберется ворох претензий к лихим «Газелям» и «Фордам». Ведь стиль вождения большинства маршрутчиков доставлял неудобства не только пассажирам и пешеходам, но и автолюбителям. Вовсе не обязательно было ездить в маршрутке, чтобы прочувствовать ее особенности.
Вот почему, когда губернатор Игорь Руденя впервые проанонсировал реформу, все подумали, что он шутит. Убрать маршрутки казалось делом нереальным – за несколько прошедших десятилетий это не получилось ни у кого. «Тут нужно иметь железные нервы и вот такие кулаки», – сомневались даже оптимистично настроенные граждане.
Все понимали: реформу может запустить только очень сильная политическая воля. И Игорь Руденя, отдадим должное, продемонстрировал ее по полной программе. В итоге новая модель пассажироперевозок, внедренная в этом году в Твери, стала без преувеличения транспортной революцией. С улиц областного центра не просто убрали маршрутки, по факту была разрушена выстроенная за долгие годы коррупционная схема – вот почему первое время в отдельных СМИ и на интернет-площадках стоял вой в защиту якобы униженных и обделенных коммерсантов. Власть своей транспортной реформой наступила на кошелек не только маршрутчикам, но и их покровителям. А дело-то, если помните, доходило даже до фейковых писем от водителей, которых будто бы держат в «Транспорте Верхневолжья» в рабских условиях. Вот только сляпаны эти «обращения» были настолько грубо, что следы кривого монтажа в фоторедакторе мог легко обнаружить даже ребенок.
Разумеется, на старте не обошлось без шероховатостей, особенно в первые дни. Но давайте посмотрим правде в глаза: было бы наивно ожидать, что масштабная реформа, к которой регион шел несколько десятилетий, заработала бы сразу как атомные часы. К слову, недочеты исправили довольно оперативно, и впоследствии даже была скорректирована работа нескольких маршрутов по отзывам пассажиров. А кто приведет хоть один пример, когда коммерческие перевозчики шли навстречу городу и горожанам? Трудно припомнить, не правда ли? Зато сразу приходят в голову многочисленные случаи шантажа, когда маршрутчики не выходили на линию, требуя от властей разрешить им в очередной раз повысить стоимость проезда.
Но вернемся к новой транспортной схеме. Постепенно весь тверской пассажирский автопарк был заменен современными автобусами трех типов вместимости. Каждая машина оформлена в едином стиле, и узнать ее можно издалека. Проезд оплачивается разными способами, в том числе банковскими картами и даже при помощи QR-кода в специально разработанном приложении. И дело тут не столько в продвинутых гаджетах на борту автобуса, сколько в прозрачности услуги. Пассажиры всегда знают, куда они едут, где могут пересесть и сколько нужно за это заплатить.
Еще одно новшество, к которому тверитяне уже привыкли, это регулярность маршрутов. Автобусы ходят строго с раннего утра до полуночи, и пассажир не останется мерзнуть на остановке только потому, что водителю надоело работать, и он решил поехать домой. А ведь подобное, давайте вспомним, было обычным делом во время засилья в нашем городе маршруток. В один вечер можно было сесть в автобус после десяти часов, а буквально на следующий – идти пешком уже в половине девятого.
И самое главное – пассажирский транспорт контролируется регионом, как это ранее произошло с теплосетями и водоканалом. В случае нестандартных ситуаций теперь есть кому пожаловаться и с кого спросить, а каждый рубль, заплаченный за проезд, идет в областную казну, а не непонятному дяде со счетами в офшорах. И, конечно же, в правильном общественном транспорте действуют льготы для пенсионеров и других людей, требующих особого внимания и заботы.
Кстати, напомнить, как маршрутчики с руганью высаживали пожилых людей? Мы уж молчим про инвалидов, для которых в коммерческих автобусах просто не было места.
Следующая остановка – Ржевский мемориал
Сегодня по Твери и Калининскому району курсируют свыше 470 автобусов, которые обслуживают 85 маршрутов. На очереди Ржев, который в этом году прогремел на федеральном и даже межгосударственном уровне, когда был торжественно открыт Мемориал советскому солдату.
Город воинской славы был неслучайно выбран для следующего этапа транспортной реформы. Мы не раз уже писали, что Ржев десятилетиями прозябал в социально-политическом вакууме, обладая репутацией криминальной столицы России, но с недавних пор за него взялись всерьез. В город вернулось высшее образование, а в ближайшее время он может стать медицинским кластером для юго-запада области – предполагается, что еще один крупный сосудистый центр будет создан именно здесь. По сути, Ржев становится вторым ключевым городом региона после Твери и неформальным центром для обкатки реформ на уровне муниципалитетов.
Пробные «ласточки», вернее автобусы, кстати, уже пошли – с 1 ноября от Ржева до Мемориала советскому солдату ходит общественный транспорт. А уже скоро, с 12 декабря, туда можно будет напрямую и без пересадок добраться от Твери. На очереди – обновление всех городских маршрутов и появление брендированных автобусов «Транспорта Верхневолжья». Впрочем, мы обязательно еще напишем об этом подробно.
Сергей САВИНОВ