Всем привет! На связи @Ваша_Няша, и сегодня мы вместе с «ТОП Тверь» выпускаем первый масштабный обзор. Героем нашего дня стала игра, релиз которой состоялся в последний месяц лета, которую ждали миллионы игроков, которую уже сегодня многие называют игрой года.
Представляем вашему вниманию Baldur’s Gate 3 (18+) и мое субъективное мнение об игре, предыдущая часть которой вышла аж 20 лет назад.
Немного истории
Первая часть серии Baldur’s Gate вышла в далеком 1998 году из-под пера студии BioWare. Это была пошаговая ролевая игра с видом сверху и не очень удобным интерфейсом, по сегодняшним меркам. Она выпускалась на пяти дисках сразу, хотя изначально могла выйти и на семи носителях, что сегодняшнему пользователю сложно вообразить, и при этом игра уже тогда допускала использование многопользовательского режима.
Представьте себе, вы с друзьями заваливаетесь в подземелье, собираясь «покрошить в капусту» пачку мобов, а тут на мониторе высвечивается надпись «вставьте диск номер 2». Сложность была в том, что диск №2, который хотела игра, не всегда имел цифру «2» на самом диске. То есть игра могла хотеть второй диск, но по факту он был третьим или четвертым. Тогда такие неудобства не вызывали желания разбить клавиатуру и запустить мышкой в монитор, это было в порядке вещей и придавало какой-то ламповости игровому процессу.
Словом, первая часть Baldur’s Gate затянула в свои сети многих, подкупала неплохая для тех времен рисовка и полностью русская озвучка: персонажи говорили на русском, все тексты в игре также были переведены. Однако главной причиной успеха игры стала ее знаменитая основа. По сути, Baldur’s Gate это известная во всем мире ролевая игра Advanced Dungeons & Dragons, проще говоря, D&D, перенесенная в виртуальную вселенную. На успех любого мероприятия здесь, как и в настольной игре, влиял бросок двадцатигранного кубика.
Игра сыскала небывалый успех, а потом вышло дополнение, затем вторая часть и дополнение уже к ней, но в 2004 году, все затихло. И хотя перезапуски были, и даже сюжетное дополнение в 2016 выпустили, серия все же умерла.
Куда ушел Baldur’s Gate
Причиной, по которой о серии забыли на долгие двадцать лет, стал не провал продаж, а правообладатель. Владелец D&D в какой-то момент отозвал права на разработку компьютерных игр по вселенной и отказался снова их выдавать. Несколько лет всевозможные студии совершали паломничество к правообладателю, чтобы получить возможность сделать новую часть серии Baldur’s Gate, но раз за разом получали отказы.
По иронии судьбы, Larian Studios, которая по итогу и выпустила третью часть серии, была одной из тех, кто пытался получить права в те далекие года. Когда они сами пришли к порогу владельца вселенной D&D, то получили отказ. Еще бы, какая-то неприметная студия захотела права на знаменитые «Подземелья и драконы». «Вы неопытные, приходите позже», — вот, что ответил им правообладатель. Вероятно, тогда и сами владельцы прав на вселенную не подозревали, что через несколько лет уже они обратятся к разработчикам Larian Studios и сами попросят сделать для них игру.
Что заставило передумать правообладателя? Другая игра студии, а именно серия Divinity. Я не поленился установить и эту игру, чтобы понять, как она повлияла на решение владельца D&D и непосредственно Baldur’s Gate.
Прямо скажем, разработчики «перетрудились», когда переносили некоторые механики из одной своей игры в другую, особенно в глаза бросается интерфейс торговли, который не поменялся от слова совсем. Мелкие значки на предметах, которые можно залутать, те же свитки с заклинаниями, которые не стали перерисовывать и многое другое. Диалоги в обеих играх работают по одной системе, можно просто беседовать, а можно пытаться запугать, убедить, обмануть. Разница лишь в том, что в Baldur’s Gate для реализации этой механики нужно кинуть кубик и надеяться, что выпадет число побольше, а в Divinity тебе предложат сыграть в «Камень-Ножницы-Бумагу». НО! Понять, почему разработку отдали именно этой студии, не трудно: Divinity – вариативная игра, с сюжетом, развилками и всем, что присуще миру D&D. Что ж, посмотрим, что вышло из Baldur’s Gate 3.
Что такое Baldur’s Gate 3
Каюсь, я сделал глупость, когда создавал своего персонажа для игры, что заставило проходить ее с особой осторожностью, задумываясь, перед каждой фразой или решением. Дело в том, что среди готовых персонажей есть только один, которого можно полностью создать самому, что я и сделал. Предыстория «Тëмный Соблазн», в моем случае тифлинг-колдун, люблю эту расу, ничего не могу с собой поделать. Создал и пошел познавать новый мир, где нам предстоит не дать чудовищам из другого мира захватить этот и превратить всех жителей в подобных себе и не позволить богине Абсолют уничтожить вселенную. И самим неплохо бы выжить в этих событиях.
Какого же было мое удивление, когда персонаж едва ли не с самого начала сюжета стал вести себя откровенно кровожадно. Вот из портала торчит рука, мужской голос просит о помощи, а мой герой думает, как было бы круто отрубить эту руку, и все: на земле лежит чужая конечность, а я лишился спутника в отряде. Скрипнув зубами, я перезагрузил игру. Хочется отметить, что сохраняться здесь можно в любой момент. Боишься исхода диалога после случайной фразы? Используй быстрое сохранение прямо во время разговора!
Идем дальше, выполняем несколько заданий, вписываемся в пару боев, насыщенно проводим время в огромном мире, а тут раз и очки заклинаний кончились, жизнь почти на нуле. Пора отдыхать. Здесь, как и в настольной игре, долгий отдых позволяет восстановить очки здоровья, ячейки заклинаний и умений, а короткий отдых – частично вылечить персонажа и восстановить лишь некоторые ячейки. Наш выбор – долгий отдых, отправляемся спать.
Ничего не предвещало беды, вечером в лагерь заглянула тифлинг-бард, мы попели песни, поделились историями и взяли ее в отряд. А что? Девочка приятная, красивая, жаждет мир спасти, опять же вдохновлять на подвиги будет музыкой – незаменимый персонаж, когда у остальных по ушам потоптался медведь. Возможно, именно из-за первого впечатления и было так жутко и обидно обнаружить ее растерзанное тело среди ночи, а убил ее именно мой персонаж. «Да что за маньяк такой?!» — воскликнул я. Оказалось и правда маньяк.
В общем отправился я в интернет, чтобы выяснить, что происходит, и не лишиться случайно всей пати во время отдыха. Выяснилось, что разработчики ввели персонажа «Темный Соблазн» специально и крайне не рекомендуют проходить за него игру в первый раз, так можно потерять приличный кусок игры, если не суметь удержать темные желания героя. На моменте создания персонажа мне не бросилось в глаза, что изначально игра предлагает создать белого драконорожденного в качестве героя с предысторией «Темный Соблазн», но потом я вспомнил, что в одной из прошлых игр был маньяк с аналогичной внешностью. Сдается, Larian Studios подкинули нам именно его.
Как я уже сказал, выбрать этого персонажа оказалось глупостью, так как теперь всю игру я вынужден бороться с пороками. На самом деле делать это не обязательно, можно отыграть кровожадного убийцу от всей души. Безусловно, это скажется на сюжете и событиях игры, так как множество веток закроются из-за непреодолимой жажды крови, но и откроется не мало других, но это не мой путь. Перекрыть себе часть миссий можно и другими неосмотрительными действиями. Например, я обрушил целый храм, захотев получить редчайшее оружие, с которым не расставался всю игру, из-за другого неосмотрительного решения, не смог спасти целую толпу тифлингов в Лунных Башнях: пока я ходил за другим заданием, их убили в тюрьме. И таких моментов будет множество, что мотивирует перепройти игру второй раз, чтобы посмотреть, как развернутся события при другом подходе.
Неприятные минусы и приятные плюсы
Как я уже сказал, игра крайне вариативна, что очень интересно и приятно. Интересны и спутники, которых нам дали разработчики. Они не просто болванчики, бегающие с тобой по карте за компанию. У каждого члена твоего отряда есть своя история, свои цели и желания, есть личные квесты, которые, кстати, можно запороть, если допустить некоторые события или наоборот не допустить их. Вампир Астарион хочет найти своего «хозяина» и обрести свободу, полуэльфийка Шэдоухарт хочет заслужить одобрение своей богини, к которой на самом деле не имеет никакого отношения, такой вот сюжетный твист, очаровательная воительница-тифлинг Карлах, в чьей груди горит огонь, мечтает получить настоящее сердце. И каждый из них в любой момент может обидеться на твои слова или действия и навсегда покинуть команду.
Глаз радуют красивые кат-сцены, они зрелищные, длинные, кинематографичные. Разработчики постарались от души. Огонь, взрывы, спецэффекты, эмоции у героев на лицах. Я остался доволен.
А теперь к минусам. В игре очень много багов, особенно в финальном акте, где герои попадают в оживленный город. На слабых компьютерах локации могут тяжело прогружаться, из-за чего персонажи будут застревать в текстурах, но и это не так критично.
Самым неприятным глюком является исчезновение панели в бою или в диалоге. Вот вы начинаете беседу, вам задают вопрос, а панели, чтобы выбрать ответ, просто нет. Приходится выходить из игры и начинать беседу заново, хорошо, если последние сохранение было неподалеку. В бою это уже не так критично, перед ними, как правило, игра делает автосохранение сама. Но и тут происходит неприятная картина: нет панели действий и все тут. Снова перезагрузка. Делать так придется часто, особенно, если ваш игровой персонаж гитьянка Лаэзель, почему-то большая часть глюков приходится именно на нее.
Раз уж я сказал про диалоги, то подчеркну и другой минус. Помните, вспоминая старые игры, я сказал, что у них был полностью русский перевод? У третьей части его нет. На русском языке будут идти только субтитры, и вот тут я обнаружил неприятный сюрприз. Представьте, вы ведете беседу с персонажем, читается его русские реплики, выбираете ответ на русском, и тут начинается следующий виток разговора, где внезапно не переведен целый кусок. Он так и будет идти на английском, пока вы не закончите беседу по этому вопросу.
Последним критичным для меня минусом стали концовки. Было очень обидно увидеть, как завершились истории спутников, смазано, неинтересно. Я хочу знать, что произошло дальше, я прожил с этими персонажами больше 100 часов, общался с ними, помогал решать проблемы, а тут… Эх, разочарование. Однако разработчики выпустили патч, в котором расширили окончание ветки с Карлах, быть может, постепенно и судьба остальных героев станет нам известна.
Завершение всей игры и вовсе оставило легкую обиду. Плохая концовка зрелищная, яркая, эпичная. Хорошая…она хорошая, вот и все, что можно про нее сказать, красивой и зрелищной картинки там не получилось.
Вердикт
Игра мне понравилась, да и не только мне. Baldur’s Gate 3 получила оглушительный успех, одобрение пользователей и критиков.
В день релиза в игру одновременно зашли 418 тысяч игроков, подняв Baldur’s Gate 3 на второе место по популярности на старте, уступила она лишь возвращению в школу магии и волшебства Хогвартс. Однако по уровню проработки сюжета, развитию персонажей, боевой системе и другим показателям оказалась на голову выше конкурента. Многие критики уже назвали Baldur’s Gate 3 кандидатом на получение премии «Игра года» на предстоящей в декабре The Game Awards.
Знаете, патриот во мне очень хотел бы, чтобы заветную статуэтку получила российская игра Atomic Heart, но сердечко геймера жаждет отдать награду именно Baldur’s Gate 3, позволившей вернуться на 20 лет назад, вспомнить часы игр с друзьями, снова поиграть по сети с приятелями, увидеть интересную историю и спасти мир.