Дорожная карта: «Транспорт Верхневолжья» меняет цвет и идет в районы

12:33

11 июня 2021

3895

От Твери до самых до окраин: транспортная реформа уходит во Ржев, далее везде
Фото: Леонид Смирнов

С февраля 2020 года в Тверской области действует новая модель пассажирских перевозок – синие автобусы с логотипом в виде Старого моста уже можно считать обыденным явлением для региональной столицы. Кажется, что так было всегда, хотя прошло на самом деле меньше полутора лет, и еще совсем недавно транспортная схема Твери была больше похожа на одну из ближневосточных или североафриканских. Те, кто бывал в качестве туриста на популярных зарубежных курортах, прекрасно понимают, о чем речь. Впрочем, тверитяне и без подобных сравнений легко вспомнят, что представлял собой городской транспорт еще пару лет назад.

Тише будешь, дальше уедешь

Основным способом перемещения из пункта А в пункт Б являлись маршрутки – частные микроавтобусы с довольно экзотическими и порой непредсказуемыми путями следования. Водители по своему усмотрению могли срезать дорогу, не считаясь с мнением пассажиров, а расписание отсутствовало вовсе. В результате маршрут от дома до работы превращался в сложный квест, который неподготовленный человек неизбежно проигрывал. Можно было выходить из дома сколь угодно рано – не факт, что заветный микроавтобус подъехал бы вовремя. Но самое неприятное могло приключиться вечером – если в начале рабочего дня маршрутчики были заинтересованы выходить на линию, то в конце все зависело от их выручки и собственной прихоти. В итоге никто не мог гарантировать, что вы не останетесь мерзнуть на пустой остановке, прикидывая, хватит ли денег на такси или выгоднее идти пешком.

Кстати, о деньгах. Аппетиты владельцев маршруток росли как на дрожжах, вместе с ними увеличивалась и плата за проезд, которую могли повысить без согласования с контролирующими организациями. При этом, напомним, никакой кассы у маршрутчиков не было, а о билетах и чеках речи не шло. Выручка уходила в тень, бюджет не досчитывался налогов, горожане страдали от низкого качества услуг, но выбора не было. Муниципальный транспорт в буквальном смысле дышал на ладан, не в силах конкурировать с ушлыми коммерсантами. Последние же считали городские автобусы помехой и машинами второго, а то и третьего сорта, которые можно подрезать, заблокировать или просто обогнать прямо перед остановкой, чтобы собрать максимум пассажиров.

А сколько людей пострадало в авариях с участием маршрутных такси! Владельцы и водители нещадно экономили на техобслуживании, в результате чего у микроавтобусов прямо на ходу отваливались колеса и раскрывались двери, сами машины частенько уходили на обочину и в кювет. А однажды дело и вовсе дошло до того, что водитель очередной маршрутки умышленно наехал на пассажира, с которым перед этим повздорил. Подчеркнем, человека попытались задавить прямо на тротуаре, и этот случай печально «прославил» Тверь на всю страну.

Из грязи путь наверх

Казалось, маршрутному беспределу, как называли ситуацию в региональных СМИ, не было видно конца и края. Город стоял в пробках, а на остановках порой скапливалось по восемь частных автобусов, неистово сигналящих друг другу. Тверские улицы водители маршруток превратили в гоночные треки, где в погоне за пассажирами и выручкой не считались с правилами дорожного движения, провоцируя многочисленные ДТП. Вспомните типичную новостную ленту любого регионального интернет-издания – и дня не проходило без очередного сообщения об аварии с участием маршрутных такси. А как только власти пытались навести хоть какой-то порядок, коммерсанты немедленно поднимали бунт, не выпуская свои автобусы на линию и провоцируя тем самым транспортный коллапс. Доходило до грустных курьезов – люди не могли уехать от остановки, опаздывая куда только возможно, потому что водители маршруток в это время прятались в кустах от сотрудников ГИБДД.

Ситуация, как говорят в интернете, достигла дна, и снизу уже вот-вот должны были постучать. Гнойный нарыв в виде неподконтрольных маршруток вызрел на теле города, готовясь разорваться в любой момент. И все понимали, что менять подход к транспорту нужно было еще вчера. Однако при этом слова губернатора Игоря Рудени, когда он озвучил планы навести порядок в сфере пассажироперевозок, мало кто воспринял всерьез.

Как оказалось, зря. Глава региона впоследствии не только анонсировал транспортную реформу, но и проявил политическую волю, воплотив новую схему в жизнь. На первом этапе ее внедрили в Твери и Калининском районе – 3 февраля прошлого года по дорогам покатили те самые синие автобусы со Старым мостом на бортах. Не обошлось без накладок, особенно в первые дни, но надо отдать должное: недочеты корректировались на ходу, и вскоре все важные моменты были учтены. Движение упорядочилось, пассажиры разобрались с системой оплаты и специально созданным мобильным приложением, а сама транспортная схема была в итоге неоднократно отмечена на федеральном уровне. Более того, сразу несколько субъектов РФ взяли на вооружение тверской опыт.

Дорожная карта: «Транспорт Верхневолжья» меняет цвет и идет в районы
Междугородние автобусы «Транспорта Верхневолжья». Фото: ПТО

Новые горизонты

Сейчас система считается полностью отлаженной, именно поэтому было объявлено о старте второго этапа реформы. На очереди четыре муниципалитета – Ржев, Старица, Кимры и Зубцов. Новые автобусы придут туда уже в июле, а сейчас ведется набор сотрудников. Всего на этих территориях будет создано 340 рабочих мест для жителей региона, и 240 из них – это водители.

— Будем и далее расширять географию перевозок, — сообщил журналистам губернатор Игорь Руденя, комментируя итоги очередного заседания областного правительства. — Планируем внедрять новую систему в Конаково, Вышнем Волочке и Торжке, повышать качество услуг в этом секторе.

Впрочем, введение новой транспортной реформы в названных муниципалитетах еще впереди, а пока вернемся к тем четырем агломерациям, о которых говорилось ранее. Всего в них должно запуститься порядка 100 маршрутов, где будут курсировать автобусы средней вместимости. Как и те машины, что используются в Твери, они приспособлены для маломобильных пассажиров – общественный транспорт по умолчанию должен быть доступным. Также, напомним, все автобусы «Транспорта Верхневолжья» оснащены системой видеонаблюдения, климат-контролем и медиапанелями, а также электронными маршрутными указателями. Система безналичной оплаты тоже в наличии.

Дорожная карта: «Транспорт Верхневолжья» меняет цвет и идет в районы
Необходимость модернизации назрела давно. Фото: Зубцовская жизнь

Все перечисленное, напомним, появится в Зубцове, Ржеве, Старице и Кимрах уже в ближайшее время – в июле текущего года. Журналисты портала «ТОП Тверь» связались с руководителями нескольких муниципалитетов, которые затронет второй этап транспортной реформы, и попросили их прокомментировать грядущие изменения.

— От внедрения новой транспортной модели мы ждем, в первую очередь, повышения качества пассажироперевозок, — поделилась мнением Елена Николаева, глава Зубцовского района. – И мы очень рады, что благодаря реформе и губернатору передвижение населения будет осуществляться на современном, комфортном транспорте. В последнее время услуги оказывались не на том уровне, как хотелось бы. Но очень скоро у нас появятся новые автобусы, на которых жители смогут передвигаться с комфортом по Зубцовскому району и добираться при необходимости до других муниципалитетов. Напомню, у нас по соседству находится Ржевский район, где расположен Мемориал советскому солдату – это очень популярное направление, которое станет еще более доступным. Не будем забывать и о Старице, куда наши жители также смогут с комфортом доехать, чтобы посетить местные достопримечательности, и о региональной столице, добраться до которой можно будет быстрее и удобнее. В целом новая транспортная схема положительно скажется на доступности нашего муниципалитета и, разумеется, на развитии внутреннего туризма. А качество самой услуги пассажирских перевозок заметно улучшится.

Другой наш собеседник, глава города Ржева Роман Крылов, отметил эффективность централизованного управления транспортной сферой.

— Я застал еще тот момент, когда ржевское ПАТП напрямую подчинялось области, поэтому хорошо знаю преимущество государственного управления транспортом, — рассказал он журналистам. — По факту, новая модель пассажироперевозок, которая сейчас внедряется в Ржеве, напоминает ту общую систему. Давайте говорить откровенно: если к транспорту относиться исключительно с точки зрения бизнеса, в чем-то он обязательно будет проигрывать – в удобстве, к примеру, или в безопасности. Коммерсант заинтересован в получении максимальной прибыли, это не секрет. А общественный транспорт должен работать для максимального комфорта пассажиров. Поэтому меня, как главу города, устраивает та модель, которая вводится в Ржеве с июля – в ней учтены связи с другими муниципалитетами, предусмотрена комфортная среда для маломобильных пассажиров, бесконтактная система оплаты и многое другое. К слову, мы ранее по инициативе Игоря Рудени запустили автобус «Транспорта Верхневолжья» до Мемориала советскому солдату, и могу сказать, что он пользуется большой популярностью. Только представьте: люди специально ждут именно этот автобус, готовы стоять лишние пятнадцать-двадцать минут, пропуская частников. А все просто – им нравится чистый салон, удобные сиденья, кондиционер, водитель в форменной одежде и непременно в защитной маске. Так что преимущество нового транспорта горожане уже успели оценить. Вообще, для Ржева это большой рывок, ведь транспорт – это, можно сказать, лицо города. И лично я положительно оцениваю тот факт, что переход на новую модель пассажироперевозок четко распланирован и назначен на конкретную дату. Это однозначно пойдет на пользу Ржеву.

Дорожная карта: «Транспорт Верхневолжья» меняет цвет и идет в районы
Ржевский транспорт накануне обновления. Фото: Ржевские новости

Конечная цель всех этих преобразований понятна: в перспективе на всей территории Тверской области должна будет действовать единая система пассажироперевозок, одинаково комфортная и доступная в любом муниципалитете. Сейчас она вводится постепенно, с учетом особенностей каждой территории – не будем забывать, что наш регион примерно равен по площади небольшой европейской стране, такой, как Австрия, например. Отсюда разница в плотности населения, в протяженности местных дорог и, как следствие, в планируемой загруженности транспорта. Те же маршруты и остановки – их тоже необходимо тщательно спроектировать.

За ходом реформы в Твери мы наблюдали с самого начала и уже можем с полной уверенностью сказать, что она состоялась. Опять же, как мы уже говорили, не без недочетов на старте, но тут важно понимать, что система, по факту, была полностью перезагружена. Зато сейчас внедрять обкатанную модель будет гораздо проще.

Сергей САВИНОВ

+4

Из этой же рубрики