Есть такой не самый политкорректный анекдот: настоящая черная Пятница была только у Робинзона, остальное — лохотрон. Речь о скидочном карнавале — дне распродаж в магазинах, пришедшем к нам из Америки. ТОП Тверь расскажет о главных маркетинговых ходах и уловках, которыми пытаются заманить покупателя крупные (и не очень) торговые сети.
В 2021 году «чёрная пятница» выпала на четверг. Да, и такое бывает. К тому же 11.11 — красивая дата и Всемирный день шоппинга. Торговые центры и магазины уже вовсю запустили «парад неслыханных скидок и распродаж», пытаясь заманить к себе побольше любителей шопинга. Не все, правда, догадываются, что порой жёлтые и красные ценники — всего лишь ловкий маркетинговый ход, не подразумевающий никаких скидок. Но обо всём по порядку.
Потребительская инерция
Разумеется, скидки в «чёрную пятницу» — основная «замануха». Но главная цель любого магазина получить выгоду, поэтому некоторые предприниматели делают скидки лишь на часть товаров, чтобы привлечь максимум покупателей. А те, в свою очередь, скупают и всё сопутствующее: холодильники, наушники и уточку для ванны. Чаще такой ход практикуется как раз в России, говорят эксперты-маркетологи.
Ограниченное предложение
Желание купить дефицит, кажется, засело у нас в крови, чем и пользуются продавцы. Схема проста до безобразия: объявить, что товар почти закончился, а остатки вот-вот раскупят. Думать в этот момент перестает практически каждый. Также на принятие решения влияет фактор времени. Получается, что покупатель стоит посреди магазина, времени на раскачку, как известно, нет, консультант звонко повторяет «Товар скоро кончится», и человек со всех ног бежит покупать ненужные ему кассетный магнитофон и телевизор.
«Здравствуйте, меня зовут Светлана, я из компании…»
Мы не сторонники теорий заговора, но уверяем, что номер вашего мобильного телефона достать совершенно несложно. Наверняка каждому звонили «операторы крупной компании», чтобы предложить «самое выгодное предложение», будь то условия подключения домашнего интернета или кредит под минимальный процент. Торговые сети тоже не прочь воспользоваться такой схемой, только звонят реже. Зато СМС-сообщения с призывом прийти и закупиться в «чёрную пятницу» рассылают чаще, чем МЧС — предупреждения о непогоде.
Соцсети правят миром
Конечно, телефон — это уже давно не только звонки и СМС, но и выход в интернет. Каждый день вы заходите в соцсети, чтобы полистать ленту, лайкнуть фотографию подруги и написать комментарий в группе ТОП Тверь. И здесь вас поджидает армия SMM-щиков, которые неустанно строчат таргетированные посты о распродажах, грандиозных скидках и выгодных предложениях, сдобрив всё это бесконечным количеством смайликов. Разумеется, вы можете пролистывать эти записи, но во-первых, вы уже точно знаете о грядущих скидках, а во-вторых, бессознательно запоминаете названия брендов и магазинов.
Приятные бонусы
Некоторые бренды пошли дальше обычных скидок (пусть и мнимых порой) и предоставляют так называемые программы лояльности: вы покупаете их продукт на определенную сумму, вам делают карту постоянного клиента, а затем вы идете зарабатывать кешбэк. Скупаете несколько микроволновок, ботинки, рваные джинсы на зиму, а вам на карту возвращается процент с покупки. И вы идете тратить их, опустошая склады торговых центров.
Быстрее. Выше. Ещё выше!
Самая распространённая уловка недобросовестных магазинов в период «черной пятницы» — а это именно период, который может затянуться и на неделю — заранее повысить цены. За несколько дней-недель до распродаж милый на вид сотрудник идет меж торговых стеллажей, меняя ценники. Стоил телевизор, допустим, 15 тысяч рублей 1 ноября, но благодаря «предприимчивости» хозяина магазина подорожал до 25 тысяч. А к 27 числу ценник меняют на жёлтый, выставляя цену в 17 тысяч. И все в выигрыше! Все, кроме покупателей, разумеется…
Залежавшийся товар
На любой крупной торговой площадке в интернете есть раздел «Черная пятница», войдя в который можно полночи пролистывать предложения товаров со скидками. Вы никогда не обращали внимания, что вы бы и рады слить свои кровные в эту треклятую пятницу для успокоения совести, но никак не можете выбрать, на что. Потому что нужного товара там чаще всего нет. Скидочный ассортимент, несмотря на многообразие и объем, очень скуден. Это часто бросовый товар, не пользующийся спросом, залежавшийся на складах, потерявший часть стоимости из-за сезона. Поэтому не удивляйтесь, что ноябрьская «черная пятница» предлагает вам купить со скидкой решетку для шашлыка или надувной матрас.
Конечно, мы не пытаемся убедить вас, что «чёрная пятница» — это относительно новый способ нажиться на неосведомленных гражданах. Всё зависит от конкретного магазина или ТЦ. Но дадим небольшой совет: если желаете сэкономить, то не доверяйте яркой рекламе, а просто заранее обдумайте, что хотите купить, посмотрите на ценники в разных магазинах и ни в коем случае не поддавайтесь бездумному скидочному ажиотажу.