«Читатель Толстов» напоминает, что не надо ни от чего зависеть. Ни от токсичных отношений, ни от чужих манипуляций, ни от предрассудков. Единственная приемлемая форма зависимости – от хороших книг и интересного чтения. И такие книги широко представлены в нынешнем обзоре. Изучайте, выбирайте, читайте!
Книга недели
- Мод Вентура «Мой муж». Изд-во «Рипол Классик», перевод Н.В.Баландина, 18+
Дебютный роман французской писательницы, ставший сенсацией в европейском литературном мире, оперативно переведен и издан в России. Это пример модной сейчас «исповедальной прозы». Мы наблюдаем за жизнью семейной пары на протяжении одной недели, с понедельника по воскресенье. Слышим голос женщины, которая считает свой брак идеальным. Красивый дом, двое детей, 15 лет в браке и идеальный мужчина рядом. После всех этих лет она не устает каждый раз называть его «мой муж». Она любит его так же, как в первый день брака, и несмотря на то, что им обоим под сорок, каждый день придумывает что-то новое, чтобы поразить, удивить или вдохновить своего мужчину. Это может быть и легкий флирт, и изящно придуманная ссора, которая немедленно заканчивается примирением, и даже стремительная измена с лучшим другом мужа, после которого она, идеальная жена, испытывает, конечно, чувство вины – но мужа от этого любит еще больше. Мы не сразу понимаем, что здесь не так. Потому что главная героиня находится в серьезнейшей эмоциональной зависимости, в чем сама боится признаться. Почему она записывает все проступки мужа в отдельный блокнот? Зачем всякий раз, когда он что-то говорит, начинает мучительно анализировать, почему он это сказал? Почему история любви, с которой начинается повествование, довольно быстро превращается в рассказ о взаимных манипуляциях, недоверии, жестокости, психологическом давлении друг на друга, казалось бы, самых близких людей? Мод Вентура тщательно выстраивает повествование от лица неназванной женщины (мы так и не узнаем имен ни ее, ни ее мужа), которая одержима тем, чтобы внешне они выглядели как идеальная пара, но за этим красивым фасадом клокочут жуткие страсти, подозрения и неврозы. Роман «Мой муж» — история о том, как счастливая любовь способна переродиться в тяжелую паранойю, манию преследования, когда мелкие повседневные тревоги постепенно накапливаются, и вскоре отношения становятся токсичными. Хотя мы до последнего момента уверены, что все хорошо, просто женщина зачем-то подозревает мужа во всех смертных грехах, хотя он и повода, в общем, не подает. Переживания главной героини вскоре и нас погружают в атмосферу подозрительности и неуверенности, в которой уже много лет (собственно, все годы своего якобы счастливого брака) она живет. «Мой муж» — отличный роман о том, какие демоны могут скрываться в самых трепетных семейных отношениях. Как женщина способна переиначить, истолковать по-своему безобидные слова и поступки. При этом важно, что главная героиня работает учительницей английского, она все время вспоминает значения каких-то английских слов – и исходя из этого дает все новые и новые интерпретации мелким бытовым событиям своей жизни. «Мой муж» — отличный саспенс, где гнетущая атмосфера нагнетается постепенно, шаг за шагом – и к концу книги нас остается только сочувствовать несчастной жене, превратившей в ад свой, в общем, почти идеальный брак.
- Андрей Убогий «Истории Луны». Изд-во «Рипол Классик», 16+.
Новый сборник врача и писателя Андрея Убогого, составленный из повестей и рассказов, главными героями которых становятся врачи. У нас в последние годы популярной становится «врачебная проза», книги, написанные врачами, но «Сестра Луны» отличается – большинство текстов написаны еще в 1990-е и рассказывают о том, как выглядела работа медиков в те годы. Замечательная повесть «Ковчег», где обычная дежурная больница в большом городе превращается в настоящий библейский ковчег, спасающийся от стихийного бедствия. Снаружи бушует гроза, несколько дней льет дождь, а здесь, в стенах больницы, жизнь идет своим чередом. Вот молодой интерн, впервые вставший к операционному столу. Вот его коллеги, разные люди со своими бедами и заботами. Вот старик-бомж, его недавно бандиты чуть не убили, теперь он живет в подвале больницы. А вот и один из его несостоявшихся убийц, которого привозят после очередной разборки, и он умирает. А вот шаровая молния влетает в лабораторию, где двое коллег неистово любят друг друга на кушетке, и даже не замечают ее. Убедительная, сильная, эмоциональная проза, написанная в лучших традициях советского «производственного» романа. Пронзительные и лиричные истории героев, чьи судьбы проходят на грани боли и смерти, и тем острее чувствуется в них жажда жизни, любви и покоя.
Фото: ripol.ru
- Виктория Чарльтон «Исчезнувшие. Загадочные истории людей, которых так и не нашли». Изд-во «Бомбора», перевод Д.Бондаревский, 16+
Образец популярного сегодня жанра true crime, то есть документального детектива. Виктория Чарльтон берет 15 историй загадочных исчезновений, когда пропавших людей так и не смогли найти. Вот подросток, убежавший из дома и оставивший записку, что он хочет пожить отдельно. Вот известный прокурор, бесследно исчезнувший за несколько месяцев до выхода на пенсию. Вот целая семья, они вышли от друзей, с которыми встречали Рождество, сели в машину – и больше их никто не видел. Вот школьник, почти никогда не покидавший своей комнаты, замкнутый и одинокий – и когда обнаружилось его исчезновение, родители спустя 10 лет затеяли флэшмоб, попросив пользователей по его школьной фотографии создать его нынешнюю внешность, как бы он мог выглядеть сейчас – потому что они боятся случайно встретить своего сына и не узнать его. Трогательные, пронзительные, трагические и мистические сюжеты – чего стоит история об исчезновении трех смотрителей маяка на отдаленном шотландском острове. И каждую историю Чарльтон неизменно заключает вопросом «Так что же с ними случилось?». Увы, на этот вопрос ответа так и не нашлось.
Фото: bombora.ru
- Михаил Дегтярев «Манипуляции: как опознать и обезвредить». Изд-во «Neoclassic», 16+
Хорошее исследование о том, что такое манипуляции и насколько часто нам приходится с ними сталкиваться. На самом деле – ежедневно и ежечасно. Человек – социальное животное, как говорили античные философы. Мы нуждаемся в постоянном общении с подобными себе – коллегами, членами семьи, случайными знакомыми. И практически в каждой модели отношений присутствуют те или иные манипулятивные приемы. Даже в случайных коммуникациях люди склонны демонстрировать собственное превосходство, напускать туману, стараться выглядеть не теми, кто они есть на самом деле. Вся наша жизнь, наше общение с другими – манипуляции в той или иной форме, от совершенно безобидных до абсолютно разрушительных. И особенно тщательно Михаил Дегтярев разбирает любовные отношения, которые во многом и построены на манипуляциях, только более изощренных, разгадать которые далеко не всякому под силу.
Фото: ast.ru/redactions/neoclassic
- Тимур Нигматуллин «1916. Волчий кош». Изд-во «Фолиант», 16+.
Исторический роман автора из Казахстана, которого уже критики называют «казахским Пикулем». На родине Тимур Нигматуллин стал одним из самых читаемых авторов, теперь издательство «Фолиант» выпустило его книгу в России. «Волчий кош» рассказывает об одном малоизвестном эпизоде времен первой мировой войны. Царское правительство готовит указ о привлечении мужского населения казахских степей к работам по строительству оборонительных сооружений в зоне боевых действий. Это вызывает смятение среди местного населения, зреет бунт против царского правительства. Уездный Акмолинск неожиданно превращается в арену, где сталкиваются интересы крупных держав, представителей разведок, военных и гражданских, эмиссаров политических партий. В водоворот событий оказывается затянут караванщик Халил, доставивший из Бухары в Акмолинск груз, который хотят заполучить многие…Добротный, крепкий исторический роман, где стоит отметить внимание к мельчайшим подробностям эпохи и повседневной жизни степняков и необычный, почти кинематографический сюжет.
Фото: foliantbooks.com
- Наталья Пелезнева «Медицина Средневековья». Изд-во «Neoclassic», 16+.
Хорошая научно-популярная книга, написанная магистрантом Высшей школы экономики специально для серии «Страдающее Средневековье». Много полезной и неизвестной информации о том, как в Средние века была организована сфера медицины. История девочки, которой свинья откусила кисть руки, а поскольку в те времена руку отрубали за обвинение в воровстве, родители сочли, что все будут считать девочку воровкой, ее отправили в далекий монастырь. Интересный факт: если женщина заболевала, муж не мог выгнать ее из дома, и даже больные проказой жили в доме мужа – хотя делали исключение для безумных, сумасшедшую можно было выгнать только спустя три года. Или вот еще интересный момент: в Средние века врачевателями могли становиться не только мужчины, но и женщины, в последние годы в старинных архивах обнаружили списки с именами женщин-врачей. Есть даже сведения о судебных процессах, где женщин судили за ненадлежащее оказание медицинских услуг. Или вот на старинных гравюрах врачей часто изображают с колбой в руке. Что это за колба, вот разъяснение: «Другим важным диагностическим методом была уроскопия. Лекари рассматривали мочу пациента, оценивая цвет, консистенцию и наличие осадка. Обычно образец помещали в прозрачную стеклянную колбу с круглым дном (матулу), средневековые миниатюристы часто изображали врачей с ней в руках. Матула стала одним из символов средневековой медицины».
Фото: ast.ru/redactions/neoclassic
- Фридрих Хеер «Мир Средневековья. Рождение Европы». Изд-во «Центрполиграф», перевод М.Небоженов, 16+.
Еще одна книга по средневековой истории – вернее, это переиздание исторического труда знаменитого австрийского историка Фридриха Хеера, представившего захватывающую панораму средневековой жизни. Историк не обходит вниманием важнейшие события эпохи: ожесточенные войны, в ходе которых формировались границы национальных государств, Крестовые походы, противостояние Востока и Запада, однако его взгляд, зачастую провокационный, направлен на человека, повседневную и интеллектуальную жизнь средневекового общества. Но основное внимание Хеер уделяет формированию общественных институтов: как религия становилась важным элементом управления, как споры интеллектуалов привели к появлению университетов, как средневековая наука постепенно стала важной сферой городской жизни… Автор исследует литературный ренессанс эпохи и рассматривает изменение роли женщин, развитие классовых отношений и социальную структуру средневековых сообществ. С острым вниманием к деталям и провокационной точкой зрения Хеер открывает мир, гораздо более яркий и интеллектуально богатый, чем часто изображают, и предлагает читателям новое понимание неправильно понятой эпохи.
Фото: cnpol.ru
- Ганс Рот «Ад Восточного фронта». Изд-во «Центрполиграф», перевод А.Ишков, 16+.
Первое полное издание дневников немецкого солдата, который 22 июня 1941 года пересек советскую границу в первой линии армии вторжения. Провел на фронте три года — воевал на Украине, в Белоруссии, под Сталинградом, в Курской битве, дослужился до фельдфебеля, несколько раз был ранен… Нормальная «окопная правда», без всякой пропаганды и рефлексии: вот немецкий взвод подходит к деревне, вот начинается бой, вот убили Вилли, вот Гельмуту оторвало ногу, вот деревню накрыл залп артиллерии, вот автор смотрит на поле боя, усеянное трупами. Такие дневники – редкое явление в военной историографии, прежде всего потому, что столь полного и подробного описания того, что происходило с рядовым участником боев на Восточном фронте (а Ганс Рот делал записи в дневнике каждый день) почти не сохранилось. Эти дневники в семейном архиве нашел и подготовил к печати внук Ганса Рота. Всем, кто интересуется темой Великой Отечественной, как это выглядело с той стороны, настоятельно рекомендую эту книгу.
Фото: cnpol.ru
- Николаус Вахсман «История нацистских лагерей». Изд-во «Центрполиграф», перевод А.А.Уткин, 18+.
Переиздание книги, о которой в 2017 году, когда она впервые вышла в России, писали очень много. Первая мысль, которая приходит после прочтения – неужели до Николауса Вахсмана (кстати, кто это? В Википедии о нем ни слова) никому не удалось написать скрупулезную, подробную, с привлечением сотен архивных документов (список ссылок в книге занимает почти сотню страниц) историю такого феномена, как нацистские концентрационные лагеря? Вахсман рассказывает историю с самого начала, когда в Дахау был создан первый подобный лагерь для противников гитлеровского режима – и тогда сообщалось (это было в 1934 году), что лагерь создается временно. Условия содержания в Дахау «первого этапа» были более чем щадящими. Но постепенно разрасталась германская империя, и лагеря становились тем, чем они стали в конце концов – предприятиями для массового истребления людей. Масштабное исследование лагерей именно с точки зрения их организации: как создавались, кто за что отвечал, как принимали людей на работу в лагеря, какие инструкции разрабатывались, и сотни других вопросов. Плюс подробная глава о том, что случилось с наиболее известными функционерами лагерной системы нацистов после поражения Германии. Великолепное, удивительное исследование, одна из лучших – однозначно – книг по истории, изданных у нас в последнее время
Фото: cnpol.ru
- Марина Голубева «Славянская нечисть. От природных духов и вредоносных сущностей до гостей с того света». Изд-во «МИФ», 16+.
Подробное исследование «низшей» мифологии славян от Марины Голубевой, кандидата философских наук и автора книги «Настоящая история магии». Продолжение серии «Мифы от и до». Русалки, ведьмы, домовые и духи-хранители… Удивительные, загадочные и жуткие сверхъестественные существа древних славян. Здесь собраны народные поверья и легенды, истории очевидцев и описание нечисти, с которой наши предки жили бок о бок. Эти таинственные существа очень редко бывали добрыми, влияли на жизнь людей и окружающий мир, могли управлять стихиями или вселяться в живых и мертвых. Представления об этих существах и их способностях передавались из поколения в поколения и становились частью мифологии. «Пожалуй, самыми опасными и вездесущими считались демоны болезней, которых нередко называли слугами самой Смерти. Болезни представлялись невидимыми духами, которые тем не менее могли выглядеть и как люди, чаще изможденные, уродливые женщины, и как животные. Например, холера — это страшная старуха, летающая над землей и разбрасывающая отраву в колодцы и реки *. А оспа, судя по поверьям восточных славян, представлялась как безобразная женщина с пузырями вместо глаз. С языка у нее капает яд, и если она кого-то лизнет, то человек обязательно заболеет. Иногда представляли оспу как человекообразное существо с длинным клювом, которым оно клюет людей, оставляя вмятины».
Фото: mann-ivanov-ferber.ru
- Алексей Савватеев «Живая математика. Математическая книга о вдохновении, науке, образовании и жизни». Изд-во «АСТ-Прайм», 16+
«Во время интервью меня представляют иначе: доктор физико-математических и кандидат экономических наук, член-корреспондент Российской академии наук по секции «Экономика», профессор Адыгейского государственного университета, профессор Московского Физтеха, автор книги «Математика для гуманитариев» и других научно-популярных книг, создатель проекта «100 уроков математики», — пишет о себе Алексей Савватеев. В любом случае Савватеев – самый известный в России математик, автор изумительных лекций, а «Живая математика» — его вторая книга. Он постоянно подчеркивает, что математика вовсе не так сложна, как кажется. И эта книга – она не столько о математике, сколько о том, как умение считать, смотреть на мир глазами математика помогает в жизни. «Самое большое разочарование, которое может испытать математик, это когда долго думал над решением задачи, вроде бы получил его, а оно оказалось неверным, обнаружилась ошибка в рассуждениях. Но я не могу сказать, что это бесит, потому что это шаг вперёд: ты понял, что такой-то путь ведет не туда, куда надо; следовательно, нужно искать другой. Подобная ситуация случалась со мной много раз, и то же самое скажет любой математик».
Фото: ast.ru/redactions/praym
- Николай Гоголь «Шедевры мистики. Избранное». Изд-во «Городец», 12+.
Конечно же, произведения Гоголя все мы читали еще в школе, но главное достоинство этой книги – в замечательных иллюстрациях художников Виктории Денисовой и Ивана Иванова (лучшего, на мой взгляд, современного российского книжного графика). Можно читать тексты Гоголя, а можно внимательно рассматривать картинки – тем более в них художники заложили немало «пасхалок», отсылок и неожиданных ассоциаций. Для этой книги Виктория и Иван в тандеме сделали более сотни иллюстраций: Виктория «отвечала» за все красивости и изображения животных, а Иван Иванов насытил картинки страшилками и ужасами. И даже петух на задней обложке тоже не просто так изображен: именно крик петуха означает, что злые чары рухнут, а добро непременно победит зло. И Гоголь ведь правильно сказал: «Тот, кто создан творить в глубине души, жить и дышать своими творениями, тот должен быть странен во многом». Книга вышла в серии «Шедевры мистики» и посвящена юбилею Гоголя (120 лет), который отмечался в апреле.
Фото: gorodets.ru
- Дэвид Даллин «Шпионаж по-советски. Объекты и агенты советской разведки 1920-1980-е гг». Изд-во «Центрполиграф», перевод И.Турбина, 16+.
Все как мы любим – разведывательные сети, шпионы под прикрытием, перебежчики, вербовки, агенты – в общем, довольно интересный путеводитель, к тому же распределенный по странам и регионам. Отдельная глава посвящена довоенной Европе, отдельная – послевоенной, конечно же, есть большая глава о том, как советская разведка действовала в США. В аннотации сообщается, что в книге Дэвида Даллина приводятся сведения об операциях советской разведки, о которых раньше не сообщалось. Автор собрал обширный материал о деятельности советской разведки в 20-50-х годах ХХ века. По обилию фактуры и имен этот труд даже превосходит нашумевшую книгу английского историка Кристофера Эндрю и бывшего полковника советской внешней разведки Олега Гордиевского «КГБ: разведывательные операции от Ленина до Горбачева».
Фото: cnpol.ru
- Денис Сорокотягин «Школа свободы и бесстрашия». Изд-во «Городец», 16+.
Интересный автор, дебютный сборник рассказов вышел в серии «Во весь голос», где издается актуальная необычная проза молодых писателей. Дениса Сорокотягина заметили сразу – его рассказ вышел в финал премии Катаева, где отмечают лучшие образцы отечественной российской прозы. Определить стиль, в котором пишет Сорокотягин, непросто. С одной стороны, это «просто рассказы», короткие истории. С другой – в каждом случае рассказ представляет сложно устроенный текст, с разными необычными приемами (например, когда автор вмешивается в текст по ходу повествования, «перестраивает» своего персонажа – нет, говорит, он в этом рассказе не будет курить, а потом пусть курит). Это новый уровень подхода к написанию текстов – в полном соответствии с названием книги, новый уровень свободы и бесстрашия. Герои Сорокотягина живут обычной жизнью, но внимательный взгляд писателя позволяет увидеть эту жизнь с новых ракурсов, предъявить заурядный ряд обстоятельств как философские, мистические истории, настоящие притчи, когда герои не меняются, их жизнь остается прежней – но преображаются благодаря фантастической мощи авторского воображения и стиля.
Фото: gorodets.ru
- Алексей Соловьев «Эпоха выгорающих суперменов. Как саморазвитие превратилось в культ, а погоня за счастьем завела нас в тупик». Изд-во «Альпина Паблишер», 16+
Чем хороши психологические книги – они, возможно, и не дадут нам рецептов счастливой жизни (как бы ни убеждали нас в этом авторы), но хотя бы помогут поставить точный диагноз. Впрочем, Алексей Соловьев не психолог, а современный российский философ, и проблему он ставит философскую. Как так получилось, что в нашем обществе, где мерилом состоятельности человека становится его успех (карьерный, творческий, личностный), нас окружают люди тотально в себе неуверенные? Хотя внешне они стараются выглядеть как супермены, рыцари без страха и упрека. На самом деле, говорит Соловьев, мы слишком сильно зависим от штампов массовой культуры, которая, будучи по природе своей ориентированной на самые понятные истины, предлагает нам простые рецепты для решения сложных экзистенциальных проблем. Личное совершенствование прежде всего требует честности перед самим собой. Пока человек не осознал собственной уязвимости, он будет оставаться одиноким, неудовлетворенным и бесконечно несчастным. И личное счастье является куда более важным маркером благополучия, чем карьера, деньги и социальный статус.
Фото: alpinabook.ru
- Альберт Санчес Пиньоль «Побежденный. Барселона, 1714». Изд-во «Азбука», перевод Н.Аврова-Раабен, 16+.
Впервые на русском языке выходит роман, который в свое время стал бестселлером №1 в Европе, а вообще критики называют его одной из лучших книг о войне, сравнивают (и не без основания) с «Похождениями бравого солдата Швейка». Прежде всего – это сложно устроенный роман (к тому же огромный, 800 страниц). Но прочитать его непременно стоит, особенно если вы интересуетесь исторической прозой (а испанский писатель Пиньоль считается одним из мастеров мирового уровня в этом жанре). Он берет малоизвестный исторический эпизод – осаду Барселоны в 1714 году, во время войны «за испанское наследство», когда французский король задумал прибрать к рукам земли испанской короны, переживающей не лучшие времена. Кроме того, в Испании полыхает гражданская война между Каталонией и Кастилией, в которой осада Барселоны стала кульминационным моментом. Яростные схватки, кровавые события той забытой войны мы узнаем от главного героя, персонажа крайне неоднозначного. Его зовут Марти Сувирия, он один из последних учеников великого военного инженера Вобана. Марти – специалист в области фортификации, устройства крепостей. При этом он патологический трус, мерзавец, мелкая душонка, и именно он в конце концов приведет к падению города, но мы об этом узнаем от самого Марти, который спустя много лет, когда ему уже 98 лет, рассказывает свою историю. В романе Пиньоля много великолепных размышлений о войне, смерти, любви, трусости и отваге, много философских отступлений, много событий, к тому же сам Марти предстанет в этом повествовании человеком веселым и проницательным. И несмотря на то, что сам он остается персонажем весьма несимпатичным, есть в его откровениях какая-то освежающая бодрость, признания слабого, который сразился с сильными – и проиграл. И это, подчеркну, только первая книга романа Пиньоля, вторую обещают издать в следующем году.
Фото: azbooka.ru
- Пьер Весперини «Переписывая прошлое. Как культура отмены мешает строить будущее». Изд-во «Альпина Паблишер», перевод Екатерина Полякова, Екатерина Лобкова, 16+.
Что такое «культура отмены» нам, живущим в России, объяснять не надо. А вот насколько давно этот феномен (взять и запретить что-то, что не отвечает актуальной культурной повестке) присутствует в мировой культуре – этому и посвящена книга Пьера Весперини. На самом деле «отменить» то или иное явление, произведение, литературное направление человечество пытается с Античности. «Кармен» запрещали за безнравственность, Шекспира – за недостаточно изысканный слог, статуи политиков периодически сносят, как только меняется оценка их исторической деятельности. «Культура отмены» существует как часть большой культуры, часть культурного процесса, и печали российских артистов и писателей, которых сегодня запрещают в Европе – это неотменимая, извините за каламбур, часть культурного ландшафта. Пьер Весперини подчеркивает, что в те или иные эпохи «отмене» подвергались практически все более-менее значимые шедевры живописи, книги или кинофильмы. Человечество, к сожалению, не такое изощренное в восприятии новых культурных явлений, проще запретить, чем попытаться найти место необычному явлению в культурной картине мира. Размышлять о прошлом – это, как правило, подвергать его сомнению, исходя из понимания дня сегодняшнего. И так же, как отдельно взятому человеку важно извлекать из прожитого уроки, так и обществу в целом необходимо свое прошлое знать и правильно его понимать.
Фото: alpinabook.ru
- Александра Пахмутова, Николай Добронравов «Как молоды мы были…». Изд-во «АСТ нонфикшн», 16+.
Книга вышла к 95-летнему юбилею Александры Пахмутовой, и прежде всего обратите внимание (впрочем, этого нельзя не заметить) на форму, оформление, дизайн издания, массу редких фотографий. Книга устроена довольно просто: сначала приводится текст и ноты одной из пахмутовских песен, после чего сама Александра Николаевна рассказывает об истории ее создания. Например, что песню «Нежность» («Опустела без тебя земля») она не хотела писать, когда ей сказали, что эту песню должна петь деревенская баба, приехавшая в Москву торговать мясом. Но потом ей устроили просмотр фильма «Три тополя на Плющихе», и Пахмутова сочинила одну из лучших советских песен (оказывается, «Нежность» — любимая песня Юрия Гагарина). Оказывается, перу Пахмутовой принадлежит множество песен, про которые я всегда считал, что у них другие авторы – «Орлята учатся летать» или «Ядерному взрыву – нет, нет, нет», я был уверен, что это какие-то рокеры сочинили. И еще в книге есть удивительные признания самой Пахмутовой: «Я вспоминаю беседу с корреспондентом одной французской газеты из Марселя. Он был поражен, когда узнал, что у нас есть песни о полярниках, чабанах, оленеводах, ЛЭПовцах, монтажниках. Для них это непостижимо». Прекрасная книга.
Фото: ast.ru
- Мария Степанова «Меня Москва в объятиях душила». Адреса Владимира Маяковского». Изд-во «Бослен», 16+.
Книга продолжает серию книг о московских адресах известных поэтов – раньше в «Бослен» вышла книга о московской топонимике Марины Цветаевой, «Читатель Толстов» писал о ней. Владимир Маяковский большую часть жизни прожил в Москве и считается одним из наиболее «московских» поэтов. От дома №3 на Поварской улице, куда юный Маяковский ходил в гимназию, до комнатки в доме №3 по Лубянскому проезду, где он застрелился в 1930 году. А между ними – поэтические кафе, редакции журналов и газет, квартиры знакомых и друзей-поэтов, рабочие клубы, мастерские, булочные, тюрьмы (да-да), даже Кремль, где поэт несколько раз выступал с чтениями своих стихов. И даже Московскому художественному театру нашлось место, где служила последняя любовь поэта Вероника Полонская. И Дому Совкино, куда он носил сценарии своих фильмов. И здание Московского ипподрома, куда Маяковский приходил часто – его страсть к азартным играм упоминается практически во всех воспоминаниях о поэте. Получился такой уникальный путеводитель по Москве Маяковского, и многие здания, оказывается, сохранились до наших дней, их фотографии приведены в книге.
Фото: boslen.ru
- «Антология юридического некролога». Изд-во «Городец», 16+.
Сколько лет пишу о книгах, но впервые встречаю такое издание. Даже не знаю, как правильнее назвать жанр этой книги – сборник отраслевых некрологов, наверно. Под одной обложкой собраны некрологи, прощальные тексты, посвященные юристам разных эпох – тут есть и некрологи профессоров еще дореволюционной России, есть и совсем недавние. Интересно, как меняется стилистика подобных текстов со временем: в прежние времена обязательно отмечали заслуги покойного перед юридической наукой, в новые времена упор сделан на перечисление всех постов, которые он занимал в течение жизни. Да и просто изучить некрологи как особый субжанр тоже интересно. Сама идея мне кажется многообещающей – представьте себе сборники некрологов известных медиков, металлургов или государственных деятелей. Впервые вижу такой подход: показать галерею известных представителей какой-либо профессии, опубликовав под одной обложкой тексты, которые подвели итог их земному пути.
Фото: gorodets.ru
Подпишись на Telegram-канал «ТОП Тверь»: мы публикуем актуальные новости в коротком формате.