Читатель Толстов: неандертальцы, синтетические шубы и массовое убийство

11:00

09 августа 2024

2556

Читатель Толстов: неандертальцы, синтетические шубы и массовое убийство

«Читатель Толстов» напоминает, что в июле, находясь на отдыхе или выезжая в выходные на дачу, самое время читать хорошие книги – и в новом обзоре их более чем достаточно: биография писателя, интересная фантастика, социальная аналитика и истории из разных стран.

 

Книга недели

  • Евгений Попов, Михаил Гундарин «Василий Макарович». Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 16+.

О Василии Шукшине я читал несколько биографий: Алексея Варламова в «ЖЗЛ», потом какие-то воспоминания его родных, еще что-то… В свое время прекрасную биографию Шукшина написал его земляк, алтайский журналист Сергей Тепляков. А Евгений Попов и Михаил Гундарин предприняли интересную попытку рассказать о Шукшине как о феномене не только советской, но и русской, национальной культуры. Книга построена в форме диалога: авторы обсуждают разные моменты творческой и человеческой биографии своего героя, причем Евгений Попов выступает как более старший и опытный, непосредственно знавший Шукшина и лучше представляющий обстановку в московских литературных и киношных кругах начала 1970-х, а Михаил Гундарин расцвечивает эти эпизоды цитатами из воспоминаний, рецензий, статей того времени – кстати, база источников авторами переработана солидная. Книга «Василий Макарович», безусловно, полезная. Новое поколение (сужу хотя бы по моим молодым коллегам) о Шукшине не знает практически ничего. Кто-то помнит его актерские работы, но то, что этот человек оставил после себя след в русской литературе, уже забыли. Шукшин же – крайне интересная фигура, и как писатель, и сам по себе. Он был настоящим самородком, приехавшим из глухого алтайского села в Москву и сделавшим впечатляющую карьеру в кино. Он был человеком талантливым и вместе с тем совестливым, неудобным, находившимся в постоянном конфликте и с официозной культурой, и с коллегами по ремеслу. В книге, кстати, подобно рассказывается о неосуществленных проектах Шукшина, о «зарезанных» сценариях, о несыгранных ролях. Это довольно неформатная книга о человеке, который всю жизнь оставался чужаком, волком-одиночкой, и только после его смерти современники смогли оценить масштаб его личности.

 

  • Роберт Сойер «Неандертальский параллакс. Гоминиды». Изд-во Fanzon, перевод с английского, 18+.

Издательство Fanzon специализируется на лучших образцах современной переводной фантастики. «Неандертальский параллакс» — новый роман американского фантаста Роберта Сойера, одного из самых успешных авторов этого жанра, лауреата премий «Хьюго» и «Аврора». Представьте, что эволюция человечества пошла по другому сценарию: на каком-то этапе сформировались два уникальных человеческих вида – собственно люди и неандертальцы. И именно неандертальцы стали доминировать в новом мире. Их цивилизация сравнима с нашей, но неандертальцы достигли куда больших, чем люди, успехов в науке и технологиях. Неандертальский физик Понтер Боддет случайно нарушает барьер между мирами и переносится в нашу вселенную. И оказывается в положении изгоя: никто не верит, что неандерталец способен быть ученым. Понтер оказывается в карантине, одинокий и растерянный, чужак в чужой стране. Но Понтеру удается подружиться с врачом и физиком, а особенно с канадским генетиком Мэри Воган, с которой у него возникает особое взаимопонимание. Контакт между людьми и неандертальцами порождает отношения, чреватые конфликтами, философскими проблемами, угрозой существованию одного вида или другого — или обоих. Отношения в равной степени богатые безграничными возможностями для сотрудничества и роста на многих уровнях, от практического до эстетического, от научного до духовного.

Читатель Толстов: неандертальцы, синтетические шубы и массовое убийство

Фото: fanzon-portal.ru

  • Анна Иванова «Магазин «Березка. Парадоксы потребления в позднем СССР». Изд-во «Новое литературное обозрение», 18+.

Вышло переиздание (спустя восемь лет, первое издание было в 2016-м) одной из наиболее, на мой взгляд, интересных книг в серии «Культура повседневности», где часто издаются книги, посвященные исследованиям советского быта. А книга Анны Ивановой в свое время вызвала целую бурю обсуждений. Потому что это первое квалифицированное исследование такого малоизученного советского феномена как сеть магазинов «Березка» — единственных предприятиях торговли СССР, в которых можно было купить импортные товары за валюту. Вернее, хождение валюты в стране было запрещено, и покупали за всякие псевдовалютные суррогаты – чеки Внешпосылторга, сертификаты и т.д. Анна Иванова написала не столько о магазинах «Березка», сколько вообще о взаимоотношениях советских людей с иностранной валютой и импортными товарами. Чтение увлекательнейшее, и поразительные детали из советского быта: «: «Из США можно было везти синтетические шубы, чтобы потом сдавать их в комиссионку и получать какие-то деньги. Если работники советского посольства должны были сами оплачивать свои коммунальные услуги, то они страшно экономили: мерзли зимой и парились летом — чтобы потом купить эти шубы на продажу». И такого там много. Читаем.

Читатель Толстов: неандертальцы, синтетические шубы и массовое убийство

Фото: nlobooks.ru

  • Юрий Карабчиевский «Воскресение Маяковского». Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 16+.

Еще одно переиздание, хотя в данном случае речь может идти о полноценном возвращении одного из полузабытых шедевров литературоведческого исследования – потому что у книги Юрия Карабчиевского интереснейшая судьба. Он был отлучен от возможности печататься в советской прессе, поэтому книгу о Маяковском писал, можно сказать, подпольно, а потом издал на Западе. Сам Карабчиевский не имел никаких официальных регалий, более того – работал на московском заводе по сбору электроаппаратуры, простым рабочим. «Воскресение Маяковского» стало сенсацией, книга получила престижную европейскую премию Владимира Даля, а поскольку дело происходило в Советском Союзе, самого Юрия Карабчиевского подвергли гонениям, обвинили в том, что он-де диссидент, что он нарочно написал свою книгу, чтобы опорочить имя великого пролетарского поэта. Книгу издали уже на закате советской истории, в начале 90-х, и она тогда вызвала настоящую бурю полемики. Хотя потом «Воскресение Маяковского» не переиздавали, и сейчас она выходит спустя почти 30 лет после первого отечественного издания. При том, что книг о Маяковском за эти годы вышли десятки, книга Юрия Карабчиевского привлекает своей страстью, глубиной, желанием автора разобраться не столько в роли Маяковского в нашей литературе, сколько понять,  почему именно он был объявлен главным советским поэтом. Если не читали, обязательно рекомендую это сделать, это поистине сенсационное переиздание.

Читатель Толстов: неандертальцы, синтетические шубы и массовое убийство

Фото: ast.ru/redactions/redaktsiya-eleny-shubinoy

  • Харальд Вельцер «Обыкновенные убийцы. Как система превращает обычных людей в монстров». Изд-во «Альпина Паблишер», перевод Марина Булычева, 18+.

Не первая книга на эту тему, которую я читал. Но тема, видимо, действительно многих волнует. Во время второй мировой войны, вообще во время крупных вооруженных конфликтов последних лет (Руанда, Балканы, Вьетнам) каждый раз отчетливо проявляется феномен «низового злодейства». Это когда обычные люди, совершенно обычные, законопослушные обыватели, берут в руки оружие и становятся палачами, массовыми убийцами, уничтожают людей – чаще всего мирных, беззащитных – десятками и сотнями. Что происходит в голове у этих «обыкновенных убийц», откуда они берутся? И почему ученые-психологи говорят о том, что среди нас есть люди, запрограммированные на убийство, просто война становится триггером, включает их латентную страсть к истреблению себе подобных? Психолог Харальд Вельцер посвятил книгу исследованию нацистских преступников низшего и среднего звена, и пришел к выводу, что убийцами не рождаются, а становятся – вследствие сочетания исторических, политических, социально-психологических и других факторов, приводящих к изменению системы ценностей. Проще говоря, убийц возможно воспитывать из обычных людей. Автор анализирует многочисленные документальные архивные материалы в поисках ответа на вопрос, как массовые убийства могут стать для ранее нормальных людей рутинной работой.

Читатель Толстов: неандертальцы, синтетические шубы и массовое убийство

Фото: alpinabook.ru

  • Джон Частин «Хроники кипящей крови. Краткая история Латинской Америки». Изд-во «Азбука», перевод Марина Кедрова, 18+.

Качественный очерк истории Южной Америки, сделанный американским историком. В Латинской Америке сегодня живет 9 процентов жителей Земли, здесь когда-то существовали могучие цивилизации майя, ацтеков и инков. 400 лет назад испанские конкистадоры покорили эти страны, предварительно уничтожив все существовавшие там государства. Находясь на отшибе цивилизации, Латинская Америка при этом оставалась важным игроком в мировой политике и культуре. Вспомним, что именно отсюда вышли освободитель Симон Боливар, революционер Эрнесто Че Гевара, художница Фрида Кало и многие другие. Джон Частин сумел уместить 400-летний исторический период, охватывающий 20 стран континента, в относительно небольшое повествование. Он создал яркий портрет современной Латинской Америки, где переплетены политические, социальные и экологические истории, поразительный рассказ о Латинской Америке с ее тропическими лесами и фавелами, Амазонкой и Андами, карнавалами и Днем мертвых.

Читатель Толстов: неандертальцы, синтетические шубы и массовое убийство

Фото: azbooka.ru

  • Наталья Некрасова, Нина Тарасова «Русский костюм с сарафаном. Традиии и трансформации». Изд-во «Бослен», 12+.

Новинка из замечательной серии по истории костюма – «Бослен» регулярно выпускает такие красочные альбомы, где собственно форма (многочисленные фотографии и иллюстрации) дополняются прекрасными искусствоведческими статьями. Русский сарафан, традиционная одежда русских крестьянок, ставший своеобразным маркером русского стиля в мировой культуре, пережил несколько исторических эпох и сегодня занимает важное место в истории русского костюма. Петр Первый, например, с сарафанами боролся, запретил дворянам носить эту одежду – и сарафан «ушел в народ», его теперь носили только крестьянки. Но потом, при Екатерине Великой, началось возрождение интереса к этой одежде – поскольку Екатерина большое внимание уделяла именно национальной традиционной одежде. А там уже подтянулись этнографы и археологи, обнаружившие в простом сарафане целую галерею интереснейших дизайнерских и цветовых решений. В начале ХХ века русский сарафан стал уже общепринятым элементом в придворной светской жизни – например, у царских кормилиц сарафан был своего рода униформой.

Читатель Толстов: неандертальцы, синтетические шубы и массовое убийство

Фото: boslen.ru

  • «Досье «Провиденс». К вопросу о генезисе лавкрафтианских химер». Изд-во «Феникс», 18+.

Название странное – мало кто из людей непосвященных сможет его расшифровать. Американский писатель Говард Ф.Лавкрафт считается классиком жанра «ужастиков». Он создал целую Вселенную монстров, чудовищ, инфернальных созданий. И вот выходит книга, где под одной обложкой все эти ужасные существа собраны, каждому посвящена отдельная главка, каждое рассматривается с точки зрения мифологии, физиологии, и какое место оно занимает во вселенной Лавкрафта. Это очень оригинальное издание, с оригинальной идеей и собственной легендой: якобы мы читаем некое досье, которое было обнаружено в архивах какого-то НИИ в виде стопки машинописных листков, с помарками и вычеркиваниями (которые воспроизведены в книге, что как бы придает всей этой истории некую достоверность). А замечательная художница Виктория Хрусталёва отважно реконструировала полустертые от времени карандашные наброски на пожелтевших листах.

Читатель Толстов: неандертальцы, синтетические шубы и массовое убийство

Фото: fenixbooks.ru

  • Аслак Нуре «Морское кладбище». Изд-во Corpus, перевод с норвежского Н.Федорова, 18+

Отличный роман в жанре семейного саспенса. Осень 1940 года. На севере оккупированной Норвегии, недалеко от города Будё, гибнет рейсовое судно «Принцесса Рангхильд». Среди сотен утонувших — судовладелец Тур Фалк. Но его жена, Вера Линн, и новорожденный сын Улав выживают. Спустя 75 лет Вера кончает жизнь самоубийством, и эта трагедия явно связана с тем давним кораблекрушением. Ее блистательная писательская карьера резко оборвалась, когда она попыталась рассказать правду о том, что на самом деле произошло в тот роковой день. Ее заставили замолчать. Дочь Улава Саша начинает копаться в истории своей бабушки. Что на самом деле произошло в том роковом путешествии на Хуртигрутен? «Морское кладбище» — настоящий норвежский большой роман о семейной династии, о борьбе за власть и капиталы, о лояльности государству в свете морали, о любви и предательстве. Аслак Нуре придумал замечательную историю, в которой объединены огромное состояние, семейные тайны, политические махинации и злая воля людей, пытающихся замести под ковер темные секреты прошлого.

Читатель Толстов: неандертальцы, синтетические шубы и массовое убийство

Фото: corpus.ru

  • Александр Беляев «Вьетнамерение». Изд-во «Новое литературное обозрение», 16+.

Серия «Письма русского путешественника», жанр – травелог, путевые заметки, автор – известный российский переводчик и японовед. Летом 1994 года автор прилетает в Хошимин, в этом городе он проведет детские и юношеские годы, и книга его – рассказы о вьетнамской жизни, культуре, повседневности, бытовых и кулинарных особенностях страны. Вьетнам пережил две разрушительных войны, пережил травматичный опыт колонизации, и Александр Беляев обращает внимание на самые неожиданные проявления местной жизни и щедро делится рассказами о знакомстве с местной фауной: «Мои личные воспоминания о «Катьене» специфичны. Самое, скажем так, пикантное и экзотичное — это отменно насосавшаяся пиявка у меня в трусах, обнаруженная вечером, когда я «принимал душ» (какой душ! обливание из ковшика под раскидистым банановым листом). В заповеднике оказалась тьма-тьмущая сухопутных пиявок, которые просто бродят по всему лесу и ищут, где бы потеплее присосаться. И находят». Автор дает памяти отфильтровать все лишнее и оставить самые выразительные детали, выхваченные взглядом растерянного ребенка. И в то же время этот взгляд, переданный уже сформировавшимся автором, не менее пристально сфокусирован на окружающих рассказчика взрослых — советских людях, вдруг оказавшихся в постсоветском мире.

Читатель Толстов: неандертальцы, синтетические шубы и массовое убийство

Фото: Фото: nlobooks.ru

  • Медея Бенджамен «Иран изнутри. Реальная история и политика Исламской республики Иран». Изд-во Direct-Media, перевод Т.Ю.Адаменко, 18+.

Очень увлекательное чтение, несмотря на то, что автор – американская журналистка, да еще еврейского происхождения, которая в течение нескольких лет регулярно посещала Иран в составе правозащитных миссий. Медея Бенджамен написала максимально объективную книгу об Иране. Подробно рассказывается об истории страны, ее политическом устройстве, особенностях работы государственного аппарата. Иран – теократическое государство, и все законы страны (и международные договоры, которые подписывает Иран) действуют только в той части, где они не противоречат установкам традиционного ислама. В системе наказаний в иранских тюрьмах присутствую, например, такие средневековые меры, как порка (за занятия проституцией женщин приговаривают к 100 ударам плетью), но при этом иранское правительство субсидирует операции по смене пола для граждан страны – это тоже связано с исламом, и в свое время иранская правозащитница Хатун Молкара буквально выбила согласие на проведение таких операций. А вот, например, как иранцы избегают наказания за то, что пользуются услугами проституток: «В то время как проституция запрещена законом, сигех, или временный брак, не противоречит шиитскому законодательству. Временный брак позволяет вступать в краткосрочные сексуальные отношения, длящиеся от трех дней до многих лет. Он заключается в устной или письменной форме на заранее обговоренный мужчиной и женщиной срок и расторгается автоматически после его истечения без процедуры развода. В Иране сигех используется в качестве легального прикрытия для проституции». Цель этой книги, пишет сама Медея Бенджамен – дать общественности базовое представление о том, что происходит как внутри страны, так и на международном уровне: «На протяжении всего повествования я стараюсь подчеркнуть несгибаемый характер и героические усилия иранцев, стремящихся жить в более открытом и демократическом обществе, свободном от вмешательства извне».

Читатель Толстов: неандертальцы, синтетические шубы и массовое убийство

Фото: directmedia.ru

  • Артем Кирпиченок «Израиль: путь к катастрофе». Изд-во Direct-Media, 18+.

Сейчас выходит какое-то немыслимое количество статей об Израиле, о его истории, об израильской армии и прочем. Политолог Артем Кирпиченок написал хорошую книгу, которая полемизирует со сторонниками теории «Израиль – последний оплот колониализма» и теории «Израиль – историческое недоразумение». Он подробно разбирает причины и предпосылки, поставившие Израиль на грань тяжелейшего политического кризиса. Кирпиченок исследует и политическую систему Израиля, и структуру общества, и раскрывает массу противоречий внутри самого израильского социума. Помимо напряженности между евреями и арабами не все ладно в самом обществе Израиля, там тоже существует своя иерархия, свои «граждане второго сорта», и именно события 7 октября наглядно вскрыли эти противоречия. Чтобы понять, как Израиль приблизился к катастрофе, нужно обратиться к истории сионистского проекта. Почему многие евреи предостерегали переселенцев и называли проект еврейского государства в Палестине ловушкой? Как европейские сионисты выстроили расовую иерархию в государстве, призванном защищать всех евреев независимо от происхождения? Чем положение израильских и палестинских арабов напоминает угнетение в Южной Африке, Родезии и Алжире? И может ли Израиль закончить свою историю так же, как рухнули аналогичные колониальные режимы? Познавательно.

Читатель Толстов: неандертальцы, синтетические шубы и массовое убийство

Фото: directmedia.ru

  • Виолен Беро «Там гораздо лучше». Изд-во No Age, перевод Мария Пшеничникова, 18+.

Причудливый сюжет. Профессор, академик обнаруживает, что он оказался в каком-то сарае, запертым вместе еще с 47-ю бедолагами. Потом их куда-то везут, потом перевозят в другое место. Все непонятно, все тревожно, все загадочно. Дело происходит во Франции, что очень важно, потому что Франция – родина многих философских концепций об индивидуализме, ценности отдельного индивидуума, и это окажется важным для романа. И постепенно профессор (теряясь в догадках, как и читатель) понимает, что стал участником какого-то социального эксперимента. Когда просто достаточно вырвать человека из зоны комфорта, переместить его в состояние курицы, приговоренной к тому, чтобы ее зарезали и засунули в кастрюлю – чтобы человек смог пересмотреть свои жизненные принципы, и как ни парадоксально это звучит, сумел оценить красоту окружающего мира.

Читатель Толстов: неандертальцы, синтетические шубы и массовое убийство

Фото: polyandria.ru/noage/

  • Анастасия Архипенкова «Синдром изоляции». Изд-во «Издательские решения – Ридеро», 18+

Произведение имеет подзаголовок «роман-судьба», и прежде всего надо сказать, что он написал в хорошем таком советском стиле, правильным слогом, с интересными поворотами сюжета. Главная героиня вот-вот должна получить должность заведующей кафедры, которой она добивалась много лет. Эта должность даст ей все: престиж, социальное положение, уверенность в себе. Но тут оказывается, что нужно сделать выбор: либо должность, либо судьба младшего сына, особенного ребенка, который нуждается в постоянном уходе. И Галина Барская жертвует академической карьерой, а вскоре вообще оказывается на другом континенте и другом полюсе социальной лестницы, нанимается сиделкой к американским инвалидам, а потом ей будет нужно принять еще одно переломное решение, которое круто изменит судьбу. Это только внешне выглядит как описание жизни женщины, которой предстоит нести ответственность за больного ребенка – на самом деле «Синдром изоляции», как мне показалось, это такая жизнеутверждающая история о материнской любви и женской самоотверженности, способной спасти в любых обстоятельствах и никак не связанных с внешними (хорошими или невыносимыми) условиями существования. Хороший роман.

Читатель Толстов: неандертальцы, синтетические шубы и массовое убийство

Фото: ridero.ru

  • Валентин Свининников «Татьяна Лиознова. Мгновения прекрасной и яростной жизни». Изд-во «Молодая гвардия», 16+.

Биография советского кинорежиссера Татьяны Лиозновой продолжает линейку книг в серии «ЖЗЛ» о великих режиссерах советской эпохи – Эльдаре Рязанова, Георгии Данелия, Леониде Гайдае. Татьяна Лиознова за 40 лет работы в кино создала, может, не так много фильмов, но практически все они стали классикой, вошли в «золотой фонд» отечественного кинематографа: «Мы, нижеподписавшиеся», «Три тополя на Плющихе», «Карнавал», и самый-самый главный ее шедевр – «Семнадцать мгновений весны». Поэтому Валентин Свининников мало пишет о частной жизни своей героини – известно, что характер у Лиозновой был сложный, личная жизнь устраивалась трудно, но в истории кино она останется не этим, а своими замечательными картинами. Безусловное достоинство книги о Татьяне Лиозновой – тщательный, скрупулезный, до мельчайших деталей описанный процесс создания фильмов Лиозновой: как возникала идея, как шел подбор актеров, как была организована работа на съемочной площадке. И немаловажный момент – как на фильмы Лиозновой реагировала советская пресса и массовый кинозритель, Автору удалось поговорить с непосредственными (и увы, уже немногочисленными) участниками съемок, лично знавших Татьяну Лиознову. Достойная, хорошая книга, написанная с огромным уважением к своей героине.

Читатель Толстов: неандертальцы, синтетические шубы и массовое убийство

Фото: gvardiya.ru

Подпишись на Telegram-канал «ТОП Тверь»: мы публикуем актуальные новости в коротком формате.

0

Материалы по теме

Из этой же рубрики