Сегодня «Читатель Толстов» представит сразу две книги одного автора, причем обе – биографического жанра. А еще побываем в гостях у Льва Толстого, узнаем о различии драконов от Змея Горыныча и посетим аптеку, в которой продается любовный эликсир.
Книга недели
- Андрей Рубанов «Ледяная тетрадь». Изд-во «АСТ», 18+.
Эта книга идеально подошла бы для биографической серии «Жизнь замечательных людей» (где у Рубанова вышла недавно книга, о ней тоже будет в нынешнем обзоре). К тому же героя для своего биографического повествования Андрей Рубанов выбрал исключительно интересного – протопопа Аввакума Петрова, одного из главных действующих лиц эпохи церковного раскола во времена правления царя Алексея Тишайшего, и к тому же Аввакума нередко называют (вполне заслуженно) основателем великой русской литературы. Андрей Рубанов уточняет: «Житие протопопа Аввакума» — первый в отечественной литературе образец «тюремной прозы», к которой примыкают и «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, и «Колымские рассказы» Шаламова. Вообще одно из безусловных достоинств «Ледяной тетради» — как убедительно автор «встраивает» Аввакума, страстного защитника старой веры, в события, актуальные для нашего времени, для повседневности. Здесь и сравнения (на мой взгляд, не всегда обоснованные) протопопа Аввакума, скажем, с Эдуардом Лимоновым, здесь и постоянные переклички обстоятельств, описываемых Аввакумом в своем «Житии», с фактами сегодняшнего дня. Это делает «Ледяную тетрадь» больше, чем просто жизнеописанием интересного исторического деятеля, расширяет рамки и смысл повествования. И чем еще хороша «Ледяная тетрадь» — насколько страстно, эмоционально, сильно, убедительно она написана. Отличная книга, всем рекомендую, одна из лучших российских книг года.
- Андрей Рубанов «Анастас Микоян». Изд-во «Молодая гвардия», 16+
Так получилось, что в нынешнем обзоре еще одна книга Андрея Рубанова – и так совпало, что это тоже биография, биографическое исследование. Только герой взят из советской эпохи, знаменитый нарком Анастас Микоян, прослуживший в высших эшелонах власти так долго, что о нем даже сложили поговорку – от «Ильича до Ильича (то есть от Ленина до Брежнева) без инфаркта и паралича». Микоян по большей части оставался в тени, на втором плане, что в ленинском правительстве, что при Сталине. Однако роль этого человека в нашей повседневной жизни переоценить невозможно. Если вы покупаете колбасу Микояновского комбината (да-да, назван в честь Микояна), то следует знать, что Микоян, в сущности, создал систему и принципы питания советских людей, которая сохранилась до наших дней. Микоян был наркомом продовольствия, создавал советскую пищевую промышленность – а попутно создал многие гастрономические традиции и принципы застольного этикета. Это благодаря ему на стол в заведениях ставят перец и горчицу, благодаря ему мы покупаем сгущенку и тушенку – эти продукты разработал сам Микоян, а для сгущенки даже этикетку нарисовал (ту самую, сине-голубую). Микоян внедрил в массовое производство многое из той еды, которую мы потребляем сегодня – от замороженных котлет до мороженого и сладких газировок, до него ничего подобного в стране не выпускали. Да, он, конечно, участвовал и в разных политических историях, но именно «история еды» в рубановской биографии описана подробнее всего – и станет для многих настоящим открытием.
Фото: gvardiya.ru
- Дарья Еремеева «Граф Лев Толстой. Как шутил, кого любил, чем восхищался и что осуждал». Изд-во «Бослен», 12+.
Замечательное исследование (особо отметим множество редких, впервые публикующихся фотографий) частной, домашней жизни семьи Льва Толстого. В Российской империи, где вокруг писателя Толстого был создан мощный культ, его пытались представить таким великим старцем, мудрецом, который исключительно философствует, обличает пороки цивилизации, а все обитатели его дома ходят на цыпочках и говорят шепотом. На самом же деле Лев Николаевич был человеком исключительно веселым. Когда к нему входили очередные гости, пораженные величием его творчества, и робко останавливались на пороге, Толстой мог изобразить танец, который он называл «нумидийским»: поднимал правую руку, словно нумидийский царь на древней фреске, нахмуривал брови – и тут неожиданно пускался вскачь вокруг стола, приплясывая и подергивая правой рукой. Причем все члены семьи, которые в это время находились в гостиной, тоже должны были вприпрыжку нестись, изображая из себя «нумидийцев». Заканчивалось тем, что Толстой хохотал, глядя, как вытягиваются лица ошарашенных посетителей. Или история с визитом итальянского профессора Чезаре Ломброзо, автором книги «Гений и помешательство». Толстой предложил ему пойти купаться, в Ясной Поляне была устроена купальня, но сам Толстой, окунувшись там пару раз, выплывал на открытую воду. Ломброзо подумал, что так и надо – и чуть не утонул, Толстой вовремя увидел и спас европейское светило от верной гибели. И таких воспоминаний о парадоксальном Льве Толстом – веселом, остроумном, странном, непривычном – оказывается, очень много. Теперь они собраны в книге Дарьи Еремеевой (сотрудницы музея Толстого), украшены редкими фотографиями и помогут вам увидеть совсем неканонический образ нашего классика.
Фото: boslen.ru
- Александр Генис «Дао путника». Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 18+.
Великолепная книга Александра Гениса, одного из лучших (а может, и лучшего) современных эссеистов. У Гениса, книги которого в России издаются довольно часто (по одной, а то и две ежегодно) есть удивительный дар обнаруживать в каких-то повседневных вещах – туристической поездке в неизвестную страну, или экзотическом кушанье, или в прочитанной книге – какие-то прежде неведомые смыслы, идеи и парадоксальные выводы. «Дао путника» — сборник путевой прозы, сам Александр Генис признается, что за полвека посетил 70 стран, «но так и не смог удовлетворить свое любопытство». Его травелоги, рассказы о поездках – это высший полет публицистической мысли. Рассуждая о китайской цивилизации, он вспоминает Набокова, прогулка по Риму наводит его на мысли о Голливуде, в Хорватии обращает внимание на особенности местного наречия: «Меня интригует волшебный язык южных славян, к которому я научился относиться настороженно. А как иначе, если “усердных” здесь называют “вредными”, а “понос” означает “гордость”? С остальным тоже не проще. Каждое слово будто взято из летописи». Это ни в коем случае не путеводитель, это именно путевая проза, дорожные впечатления и мысли, которые приходят в голову в далеких странах – великолепно, непредсказуемо, афористично, неподражаемо! Каждую книгу Александра Гениса открываю как подарок, очень люблю его тексты.
Фото: ast.ru
- Роб Данн «С нами или без нас. Естественная история будущего». Изд-во «Альпина нон-фикшн», перевод Анны Петровой. 16+
Не первая книга, когда автор пытается объяснить социальные процессы законами биологической эволюции. Если социальные законы люди создают сами, то биологические законы человеку неподвластны, но именно они во многом и воспроизводят те, по которым организованы человеческие сообщества, государственные порядки и политические системы. Некоторые из этих законов — вроде естественного отбора — самоочевидны; его действие Данн иллюстрирует на примере повышения резистентности микробов к антибиотикам, которая способна изменить медицинскую картину ближайшего будущего. Другие законы – вроде закона зависимости – менее очевидны. Чтобы развиваться, нашей среде – в том числе и человеческому сообществу – нужны сотни и тысячи разнообразных биологических видов, а каждый вид в рамках биоценоза (в том числе и человек) зависит от того, насколько благополучны другие виды. Например, во время засухи выживают растения на тех участках, где произрастает наибольшее количество разнообразных видов. Примерно так же происходит с государствами: наиболее устойчивым к внешним и внутренним потрясениям становится та страна, которая дает возможность развиваться представителям всех народов, в ней живущих. За примерами (Украина) далеко ходить не надо.
Фото: nonfiction.ru
- Доминик Ливен «В тени богов. Императоры в мировой истории». Изд-во Corpus, перевод Е.Фоменко, 16+.
Историк Доминик Ливен написал несколько книг о российской истории, и это тот редкий случай, когда западный историк с огромным интересом и непредвзято относится к России, к нашему прошлому, «встраивает» события, происходившие в России, в контекст всей европейской и мировой истории. Новая книга Ливена посвящена феномену императорской власти. Первые империи были созданы на Ближнем Востоке, в Персии, а после империи как форма правления появились практически во всех регионах, просуществовали во всех исторических периодах. И даже сегодня, когда сам термин «империя» в отношении к государству перестал употребляться, некоторые страны воспринимаются именно как империи, наследники великих империй прошлого – в том числе и Россия. Поэтому Доминик Ливен пристально изучает, как трансформировались империи, как они создавались, процветали, исчезали, и самое важное – какие люди стояли во главе империй, кем были императоры разных эпох. Объединяющей темой в этой книге служит лидерство. У императоров лидерство обычно проявлялось во множестве ипостасей. В разной степени и разных комбинациях императоры могли быть священными символами, военачальниками, политическими лидерами, главными операторами машины управления, главами семьи и администраторами, которые руководили многими компонентами “мягкой силы”, имеющими ключевую важность для выживания любого режима. Изучение варьирующего и меняющегося баланса между этими элементами императорской власти у разных монархов, в разных династиях, а также в разные периоды — одна из главных задач этой, без сомнения, интересной и познавательной книги.
Фото: corpus.ru
- Лена Элтанг «Царь велел тебя повесить». Изд-во «Альпина Проза», 16+.
Российский читатель не очень хорошо знает творчество Лены Элтанг. Даже не потому, что писательница уже лет 20 живет в Европе, и в России она признана – например, роман Элтанг стал первым лауреатом премии «Нос», а «Царь велел тебя повесить» выиграл «Русскую премию» в 2011 году, а в следующем году стал финалистом «Большой книги». Кстати, издательство «Альпина Проза» намерено переиздать все шесть главных романов Лены Элтанг, дело хорошее. Многие откроют ее прозу для себя впервые, хотя тут могут быть сложности. Все дело в самой прозе Элтанг. Ее часто сравнивают с Набоковым: это такой усложненный, модернистский, несколько искусственный (опять же сужу по своим впечатлениям) язык, а в сюжетах романов Элтанг обнаруживаются переклички с великими классическими европейскими романами. В «Царь велел тебя повесить» рассказывается история человека, пожилого русского писателя-эмигранта, которого обвинили в убийстве, а он ни сном ни духом. Это такая притча о несправедливом обвинении, о том, как государство способно сломать жизнь человека, и там еще есть параллельные сюжетные линии. Читать это интересно, вернее, интересно следить за тем, как вычурно, витиевато, сложно Лена Элтанг устраивает повествование.
Фото: alpina-proza.nonfiction.ru
- Олеся Грибок, «Продвижение киноактера. Как построить карьеру в кино и не сойти с ума», Изд-во «АСТ», 16+.
Очень толковое пособие – особенно для тех выпускников, которые решили избрать карьеру актера. А там все не так просто. Мир кино устроен так, что, с одной стороны, талантливый актер рано или поздно сумеет обратить на себя внимание, с другой – ему придется прилагать неимоверные усилия, чтобы его заметили в ряду таких же актеров, которые с ним конкурируют. И постоянно, постоянно наращивать эти усилия. В книге Олеси Грибок (она сама известная актриса в рилз, и постоянно приводит случаи из собственной практики) подробно описывается алгоритм работы актера для получения желаемой роли: от создания портфолио до реализации стратегии продвижения. Автор пишет о процессах старта актерской карьеры, о преодолении кризисов, как актеру выйти на новый уровень. Ну, и о тех, с кем актеры взаимодействуют в своей обычной жизни (не на съемочной площадке): агентами, талент-менеджерами, директорами по кастингу. Если даже не собираетесь становиться актером, прочтите эту книгу, там много интересной информации о том, как устроена российская киноиндустрия «изнутри».
Фото: ast.ru
- Ольга Кузнецова «Античность на Руси: похищение чудовищ». Изд-во «АСТ», 16+.
Замечательная, я считаю, идея для книги: посмотреть, как чудовища из европейских мифов получили «прописку» в русских летописях, сказках, легендах. Русь никогда не была полностью изолирована от Европы, но западные монстры, попадая символическое пространство древней Руси, становились практически неузнаваемыми. Например, многочисленные Змеи в русских сказках и былинах (Змей-Горыныч, Тугарин Змей) – это же такая «отечественная версия» драконов. Их «переделали» в соответствии с нашими представлениями о том, как должно выглядеть и вести себя чудовище. И таких примеров набралось на целую книжку – с соответствующими и весьма любопытными иллюстрациями. Несколько сотен лет назад люди очень интересовались чудовищами: рисовали их и подробно описывали. Многих монстров «похищали» из иностранных источников, тексты перерабатывались, в результате чего возникали русские свинги (сфинксы) и китоврасы (кентавры), кентавроидные медузы и др. В Средневековье эти чудовища были в основном злодеями, а читательский интерес к ним возникал по большей части из‑за тяги к страшному и невиданному. Зато сегодня наблюдать за метаморфозами чужеземных чудовищ — одно удовольствие! Ольга Кузнецова — кандидат филологических наук, научный сотрудник филологического факультета МГУ, преподаватель Школы Юного Филолога.
Фото: ast.ru
- Симона Хэн «Тайная эпидемия одиночества: в поисках утраченной близости». Изд-во «Азбука», перевод Анастасии Щепетковой, 16+.
Далеко не первая книга, которая изучает одиночество, жизнь одиноких людей как новейшее (впрочем, как новейшее – о проблеме говорят уже лет 50) социальное явление, особенно в больших городах. Возможно ли иметь сотни подписчиков в социальных сетях, но по-прежнему чувствовать себя изолированным? Жить в городе с миллионным населением, но чувствовать себя одиноким? Никто на самом деле не хочет этого признавать, но ответ, безусловно, «да». Одиночество — новая эпидемия XXI века, которая незаметно проникла в каждый уголок мира. Специалист по связям с людьми Симона Хенг много знает об одиночестве. Она оставила завидную карьеру и общественную жизнь, чтобы вернуться в свой семейный дом и заботиться о матери. Совершенно одна в доме, наполненном воспоминаниями, но лишенном людей, она столкнулась с осознанием того, что человеческое общение — одна из наших самых насущных потребностей. Современный мир изменил наш образ жизни, и «деревенская» среда со спонтанными связями сменилась удаленной работой и надуманными отношениями. Самое главное, что старые стереотипы о том, как выглядит одиночество, больше не соответствуют действительности — в мире, где технологии сделали нас более «связанными», чем когда-либо прежде, люди всех возрастов чувствуют себя одинокими.
Фото: azbooka.ru
- Ребекка Маккай «У меня к вам несколько вопросов». Изд-во «Лайвбук», перевод Дмитрий Шепелев, 18+.
Года три назад в издательстве «Лайвбук» выходил первый роман Ребекки Маквай «Мы умели верить» (18+), но «У меня к вам несколько вопросов» понравился куда больше. Главная героиня Боди возвращается в городок, где она когда-то училась в школе-интернате. Тогда, 23 года назад, соседка Боди по комнате, Талия, была обнаружена мертвой – и считается, что убийцу поймали тогда же. Но Боди почему-то сомневается, что человек, который отбывает наказание за убийство ее подруги, на самом деле виноват. Уж слишком много загадок было в отношениях Талии с мужчинами – студентами, друзьями, преподавателями. Сама Боди сохранила о городке Грэнби, в котором происходили эти события, не лучшие воспоминания. Но вот теперь она специально вернулась, чтобы попытаться разобраться в этой давней истории. «У меня к вам несколько вопросов» напоминают и «Тайную историю» Донны Тартт, и «Правду о деле Гарри Квеберта» Жоэля Диккера. Здесь тоже некая темная история, которая даже спустя почти четверть века будоражит тех, кто когда-то оказался к ней причастен. Хороший роман.
Фото: livebooks.ru
- Константин Сахаров «Белая Сибирь 1918-1920». Изд-во «Центрполиграф», 18+.
Мемуары генерала Сахарова, который в годы Гражданской войны командовал Восточной армией, входил в близкое окружение адмирала Колчака. Подробно описываются не столько боевые действия, сколько интриги в штабе Колчака, постоянные измены и предательства. Колчак до последнего момента верил, что политические деятели, которым он разрешил создать правительство (в него вошли в основном эсеры) будут серьезными помощниками в организации власти на территории Сибири, которую контролировала его армия. Все оказалось не так: в какой-то момент эсеры предали своего покровителя, предали и других генералов, и именно этим Сахаров объясняет причины поражения белых на Востоке Российской империи. И еще, конечно, действия чехословацкого корпуса, который оказался настоящей «пятой колонной» в тылу белых армий.
Фото: cnpol.ru
- Ли Сонён, «Аптека сердечных дел семьи Ботеро», Изд-во «АСТ-Mainstream», перевод Дарья Мавлеева, Екатерина Похолкова, 16+.
Тетушка Хан и ее семья Ботеро открывают в Сеуле необычную аптеку. Здесь можно приобрести лекарство от несчастной любви, а можно купить настоящий любовный эликсир, который превратит любовь безответную во взаимную и счастливую. И вот в аптеку приходят разные люди, запутавшиеся в своих романтических отношениях, страдающие от неразделенной любви, отчаявшиеся справиться со своими сердечными смутами. Вскоре аптека семьи Ботеро становится местом, где исцеляют – и в поэтическом смысле, и иногда в медицинском – разбитые сердца. «Аптека сердечных дел семьи Ботеро» — еще один маленький шедевр в жанре «хилинг», который сейчас набирает популярность в России. «Хилинг» — непритязательные, но вполне занимательные и уютные истории о том, как маленькие люди помогают друг другу, и как доброта способна породить настоящую магию в нашей повседневности.
Фото: ast.ru/redactions/mainstream
Подпишись на Telegram-канал «ТОП Тверь»: мы публикуем актуальные новости в коротком формате.