Сегодня в обзоре «Читателя Толстова» самые разные книги: от истории бутербродов на ВДНХ до размышлений советского писателя, от исследований российского блокбастера до философской истории о тюремном охраннике. А еще – новая книга о котиках!
Книга недели
Василий Хорст «Отдыха и еда на ВДНХ. Архитектурно-гастрономическое путешествие 1939-1989». Изд-во «Бослен», 12+.
В прошлом году издательство «Бослен» выпустило книгу Павла Нефедова «Между небом и землей. История павильона «Космос» на ВДНХ» (12+) — настоящий шедевр «истории места», такие книги у нас появляются нечасто. А книга Василия Хорста продолжает эту славную традицию исторических исследований, посвященных ВДНХ, Выставке достижений народного хозяйства, своеобразной «витрины» советского строя, представлявшей, как и сказано, его достижения. Помимо прочего, ВДНХ представлял достижения не только рабочего класса и трудового крестьянства, но и лучшие наработки в сфере услуг и общепита, являясь своего рода «парадной лестницей» для иностранцев и гостей столицы, желавших познакомиться с победами советского сервиса. Об этом редко сообщалось, считалось, что ВДНХ – это прежде всего про тракторы, домны и космос. А между тем на площадке выставки работали «представительства» лучших ресторанов Москвы, все самые прогрессивные и передовые «форматы» торговли уличной, разъездной, навынос… Да что там: посреди ВДНХ стоял настоящий вагон-ресторан, где все желающие могли отведать самые вкусные блюда железнодорожной кухни! Книга Василия Хорста – 500 страниц сплошного наслаждения: архитектурные экспликации, ресторанные меню разных лет, архивные фотографии, газетные вырезки. И много, просто очень много полезнейшей информации о том, как была устроена индустрия отдыха и общественного питания в Советском Союзе. Редко встречаешь книги, сделанные с такой любовью к предмету исследования.
Фото: boslen.ru
- Джонатан Локос «От саванны до дивана. Эволюционная история кошек». Изд-во «Альпина нон-фикшен», перевод с английского Елена Борткевич, 12+
Ну, уж этой книгой заинтересуются все владельцы кошек – потому что британский фелинолог (это человек, который профессионально изучает зверей племени кошачьих) собрал здесь массу полезных и интересных сведений о кошках. Например, о том, что кошки, которые живут в наших квартирах, очень отдаленно напоминают своих древних предков – сказывается многовековое общение с человеком, повлияли и многочисленные опыты по выведению новых кошачьих пород, которые в естественной природе не встречаются. Более того – вы знаете, что домашняя кошка, если оставить ее в лесу, в течение нескольких часов дичает и начинает охотиться на мелких грызунов, как если бы она занималась этим всю жизнь? А вот в городской среде выброшенные на улицу кошки и коты в большинстве случаев погибают – потому что не могут приспособиться к новым условиям жизни. Джонатан Локос объездил весь мир и описал уличных кошек, которые встречаются, скажем, в Индии или Таиланде. Не обошел он вниманием и российских сибирских кошек, которых, к слову, он считает сохранившими больше всего приемов, внешних признаков и особенностей характера древних кошачьих предков. И еще в книге описания самых удивительных научных экспериментов, в которых использовали кошек. В общем, весьма полезная и познавательная книга.
Фото: nonfiction.ru
- Фазиль Искандер «Дар самой жизни». Изд-во «Рипол Классик», 16+
В этом году исполняется 95 лет со дня рождения Фазиля Искандера – писателя, может быть, несколько забытого, но важного для истории отечественной литературы. Сейчас уже вышла биография Искандера, написанная его другом-писателем Евгением Поповым, выходят переиздания его главных произведений. А «Рипол Классик» решила пойти непроторенными тропами и подготовила книгу, составленную из дневниковых записей, заметок, философских размышлений писателя. Фазиль Искандер на протяжении всей творческой деятельностью сочетал работу писателя с напряженной работой мысли, размышлениями, философскими рассуждениями, которые и составили эту книгу. Всего в книгу вошли около 500 заметок – коротких, афористичных, иногда парадоксальных и удивительно актуальных для нашего времени. Ну, вот такой, например – «Революция бывает только в стране, не знавшей или забывшей, какою она бывает». Или вот такой парадокс – «Страшно жить, когда смерть не страшна». Хорошая книга, открывающая нам совершенно неизвестные грани творческого наследия Фазиля Искандера.
Фото: ripol.ru
- Райли Блэк «Как умирали динозавры. Убийственный астероид и рождение нового мира». Изд-во «Альпина нон-фикшен», перевод с английского Константин Рыбаков, 12+.
Книжки про динозавров – настоящие хиты научно-популярной литературы. Новые книги на эту тему выходят примерно каждый два года (и преимущественно в «Альпине», лучшем российском издательстве книг научно-популярного жанра), моментально становятся бестселлерами, и на полках не залеживаются. Американская исследовательница Райли Блэк (да-да, «Как умирали динозавры» — одна из немногих книг о динозаврах, написанная женщиной) построила повествование довольно оригинально. Она собрала в одну кучу все обнаруженные на сегодняшний день окаменелости и постаралась выстроить «жизненный цикл» обычного динозавра: как он рождался, рос, воспитывался, охотился, залечивал раны, взаимодействовал с другими динозаврами, какие испытывал трудности – скажем, диплодоки из-за своих гигантских размеров были вынуждены практически непрерывно что-нибудь есть, а поскольку они не были хищниками, ели листья. А хищные тиранозавры, скорее всего, выработали разные формы камуфляжного окраса, позволявшего максимально близко подкрадываться к жертве. И еще одно достоинство книги – хронологическое изложение того, как менялись эти существа после столкновения Земли с астероидом, который, по мнению ученых, и стал причиной гибели динозавров (и еще 99% видов,населявших нашу планету в то время).
Фото: nonfiction.ru
- Андрей Убогий «Ради радости». Изд-во «Флобериум», 16+
Литературное агентство «Флобериум» в марте отметило первый юбилей – пять лет. «Флобериум» — это еще и школа начинающих писателей, и издательство, а издают они книги малоизвестных авторов, тех, кто не смог выпустить свою книгу в крупных издательских холдингах. Тем и ценны новинки «Флобериума», что среди них нередко встречаются такие неочевидные шедевры, как книга врача-хирурга Андрея Убогого. «Ради радости» — это такой универсальный словарь, который автор написал о себе, расставив по алфавиту и разделам все слова, понятия, явления, события, которые и составляют его жизнь. Раздел «Пиры» рассказывает о еде, «Быстрее и выше» – о спорте, «Словарь исчезнувших вещей» – об уходящих из обихода предметах, «Сон» – об объятьях Морфея. И каждая «словарная статья» — это небольшое, но емкое, живое, увлекательное эссе. Например, что можно рассказать о брезентовой палатке из «Словаря исчезнувших вещей»? А это целая галерея воспоминаний: походы на рыбалку, выкуривание комаров или сладкое пробуждение под стрекот дождя, стучащего по брезентовым стенам палатки. «Ради радости» — замечательный пример лирического, романтического, поэтического словаря – каждый непременно найдет здесь совпадение с собственными воспоминаниями, ассоциациями, мыслями, и по мысли автора, «окружающий мир сам стремится войти в словарь, жаждет сменить хаотичную зыбкость существования на гармоничное чередование букв и слов языка». Замечательная книга.
Фото: flauberium.ru
- Александр Мазин «Конунг». Изд-во «Феникс», 16+
Не очень люблю писать о новинках фантастики, не понимаю этот жанр, но уж больно хорошие книги делает ростовское издательство «Феникс», где фантастику любят, понимают и издают весьма достойно. Вот, например, новый сборник короткой прозы Александра Мазина, своего рода «творческий отчет» за 30 лет творческой деятельности, как пишет сам автор. Здесь и историческая повесть «Конунг», и рыцарский-авантюрный «Музыкант», и «чистая фантастика» «Личное дело поручика Гривы», и социально-психологическая проза «Горизонт событий», и рассказы, и даже несколько стихотворений (кажется, впервые читатели Мазина познакомятся с его поэтическими опытами). Российская империя XXI века, викинги в Италии, божественная математика и быль о сибирском оборотне, пережитая самим автором – как говорится, на любой вкус. У Мазина хорошее воображение, и фантастические сюжеты он сочиняет буквально на ходу. Вот, например, в рассказе «Бага» (написанном в 1997 году) он описывает обычный день московского хакера в 2030 году – как робот готовит завтрак, как сам он кормит щуку в аквариуме, а потом оказывается пленником девушек, зарабатывающих на жизнь съемками в виртуальных секс-салонах. Есть действительно интересные сюжеты, находки, сюжетные допущения – вполне представительный получился сборник.
Фото: fenixbooks.ru
- Мартин Михаэль Дриссен «Пеликан». Изд-во No Age, перевод с нидерландского Александра Яковлева, 16+.
Интересный роман голландского писателя (а еще Дриссен известен как театральный режиссер и продюсер). Представьте себе маленький городок где-то на побережье Адриатики, где все друг друга знают, жизнь идет себе без лишних волнений. Местный казанова Йосип Тудман начинает получать записки, в которых неизвестный шантажист грозит разоблачить его амурные похождения.Тудман обычный человек, он работает машинистом на канатной дороге, помогает туристам на фуникулере, он знать не знает, кто же этот нехороший человек. А это Андрей Рубинич, отставной почтальон. Его уволили с работы, но когда он работал на почте, любил читать чужие письма – и так стал обладателем тайны Тудмана. Теперь он тянет с него деньги, чтобы проиграть их в местном казино. Самое забавное, что Тудман и Рубинич – приятели, причем Рубинич может пригласить Тудмана в кабачок и угостить его на деньги Тудмана же, о чем тот и не подозревает. А потом в их маленький городок приходит война, и теперь комическая история о любовнике и мелком шантажисте уступает драме двух немолодых мужчин, которым придется рисковать собой и брать ответственность за женщин, стариков и детей.
Фото: polyandria.ru
- Анна Матвеева «Картинные девушки». Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 16+.
Я постоянно признаюсь в любви к прозе Анны Матвеевой. Любую из ее книг можно открывать наугад – и это будет чистая, беспримесная, филигранно сделанная русская проза. Именно тексты Матвеевой для меня являются эталоном, образцом, точкой отсчета в любых спорах о том, что такое талантливая литература и массовая графомания. Года три назад Анна Матвеева написала небольшую повесть «Лолотта» — вымышленная история девушки, послужившей моделью к одной из картин Модильяни (девушка на картине, к слову, непостижимым образом похожа на саму Анну Матвееву – не поленитесь разыскать в Сети обложку книги «Лолотта и другие парижские истории» (16+), убедитесь). Кто бы мог подумать, что из этой истории вырастет целая книга о натурщицах! Как-то прежде не приходило в голову, что на великих полотнах мы видим не лица богинь или мифологических героинь, не условных парижанок и балерин, не жительниц Помпеи – мы видим лица натурщиц, моделей, которые позировали художникам. Сейчас выходит сразу две книги. Переиздание первой части, которая стала бестселлером в 2020 году, и премьера новой, второй том. В первой книге был подзаголовок «От Рафаэля до Пикассо» (16+), у второй — «От Веласкеса до Анатолия Зверева».
Фото: ast.ru
- Стивен Норрис «История российского блокбастера». Изд-во «Новое литературное обозрение», перевод с английского Нины Цыркун, 18+
Очень любопытное культурологическое исследование постсоветского кинематографа в России, предпринятое американским киноведом. После крушения Советского Союза (и аннулирования всех идеологических требований, в условиях которых работали советские кинематографисты) пришлось придумывать что-то новое, чтобы сохранить интерес зрителей к кино. А поскольку «все уже придумано до нас», вчерашние советские режиссеры стали снимать фильмы, целиком или отчасти копирующие голливудские образцы. Однако постепенно менялось общество, его культурные запросы, и кинематограф новой России проделал поистине удивительную эволюцию – от дешевых боевиков начала 90-х до удивительных исторических эпопей нашего времени. Стивен Норрис исследует российский блокбастер как своеобразный культурный феномен, в котором пересекались культурные ожидания, политическая коньюнктура, экономические возможности государства – и приходит к интересным выводам, что Россия сумела создать уникальный, неповторимый образ России, всецело отвечающий представлением российской нации о себе. Произошла своеобразная «переупаковка прошлого», когда новейшая российская история, увиденная через призму кинофильмов, показывает, как в нашей стране конструировалось новое национальное сознание.
Фото: nlobooks.ru
- Николай Свечин «Ледяной ветер Суоми». Изд-во «Эксмо», 16+.
Наверняка многие знают и читают ретро-детективы нижегородского писателя Николая Свечина. Это очень качественная историческая проза – причем автор относится к своим сюжетам чрезвычайно внимательно. Он изучает разделы криминальной хроники в дореволюционных газетах, копается в архивах царского МВД, внимательно собирает самые мелкие детали описываемой эпохи (вторая половина XIX века и до Октябрьской революции), и его книги можно читать не только как детективы, но и как просто историческую прозу, очень качественную. К тому же очень симпатичный главный герой – служащий уголовной полиции Алексей Николаевич Лыков, которого по служебной надобности отправляют то на Сахалин, то на Кавказ, то в Ригу, и поручают распутывать самые сложные преступления. В новом романе (кстати, 24-м или 25-м в «лыковском» цикле) Алексею Николаевичу поручают весьма деликатное дело. Придется ехать в Финляндию, на тот момент (дело происходит в 1913 году) это была часть Российской империи. Там скрывается мошенник, укравший у честного купца 300 тысяч рублей. Проблема в том, что финские сыщики не горят желанием выдавать своего соотечественника русской полиции и всячески ставят палки в колеса Лыкову. Кстати, пару лет назад Свечин приезжал в Тверь на встречу с читателями, и там его спросили, планирует ли он когда-нибудь сделать местом действия очередного романа о Лыкове Тверь. И он ответил, что вряд ли: оказывается, до революции Тверь была одним из самых спокойных городов, громких преступлений здесь не случалось!
Фото: eksmo.ru
- Татьяна Богатырева «Говори». Изд-во «Альпина.Проза», 16+
Питерская писательница Татьяна Богатырева неоднократно становилась финалистом больших литературных премий, к тому же демонстрирует поразительный жанровый диапазон: она с одинаковым мастерством пишет и детские книги, а недавно читал ее книгу по истории азиатского кинематографа, представляете! «Говори» — это антиутопия, хотя неочевидная такая антиутопия, далеко не сразу удается понять, что описывается некое недалекое будущее, потому что на первом плане три героя, каждый из которых рассказывает свою историю. Вот Игорь, который не очень умен, не очень успешен, вся его жизнь подчинена любви к старшему брату. Вот Таня, подружка старшего брата. А вот сам старший брат Женя, Евгений – интеллектуал, эстет, всеобщий любимец, невероятно талантливый. Мы слышим историю Евгения, который устроился работать охранником в тюрьму, где приводят в исполнение смертные приговоры. Он хочет прикоснуться к тайне смерти, и расспрашивает «смертника» Стаса и посещающую его на свиданиях жену Аню, чтобы что-то понять о том, как это происходит, смертная казнь, что чувствуют обреченные люди. Но дальше все покатится под откос, потому что невозможно понять смерть, не понимая жизни – и не ценя жизни людей, которые всегда рядом. «Говори» — это история о том, как неуклонно среда и окружение влияет на человека. Сильная философская и психологическая проза.
Фото: alpinabook.ru
Подпишись на Telegram-канал «ТОП Тверь»: мы публикуем актуальные новости в коротком формате.