«Читатель Толстов» напоминает, что до конца года осталось всего ничего, полтора месяца, а вот хороших и интересных книжных новинок меньше не становится. Изучайте, выбирайте, читайте!
КНИГА НЕДЕЛИ
- Митио Каку «Квантовое превосходство. Революция в вычислениях, которая изменит все». Изд-во «Альпина нон-фикшен», перевод Наталья Лисова, 16+.
Каждая новая книга непревзойденного популяризатора науки, профессора физики Нью-йоркского университета Митио Каку (а он пишет примерно по книге в пять лет) немедленно переводятся и издаются в России. В новой книге Каку касается темы, о которой большинство имеет самое приблизительное представление – квантовые вычисления и перспективы квантовых компьютеров. Классические компьютерные вычислительные системы, основанные на применении двоичного кода, не способны справиться с многими задачами – например, они в состоянии просчитать, скажем, движение енота в лабиринте, но чтобы просчитать ВСЕ варианты поведения животного – для этого нужна совсем другая, как хочется сказать, природа вычислений, а именно – вычисления, основанные на принципах поведения квантов. Митио Каку приводит примеры, как квантовые вычисления изменят ситуацию в разных отраслях. Вот, скажем, ваш мобильный телефон, в котором стоит литий-ионная батарейка. Ее давно пора заменить на литий-воздушную, которая в десять раз мощнее и долговечнее – но для этого необходимо прежде просчитать все сложнейшие химические реакции, происходящие в ней, а это возможно только с применением квантовых технологий. Или лечение рака: в медицине известны тысячи опухолей, которые по-разному себя ведут – и по-разному воспринимаются клетками, соответственно, требуют различных подходов в лечении. Митио Каку объясняет, как квантовые вычисления смогут в этом помочь. И далее по списку – редактирование генома человека, космические исследования, криптография, сфера искусственного интеллекта…Хотя в научной среде новую книгу Митио Каку раскритиковали, обвинив автора в том, что он применяет квантовые вычисления к сферам, в которых они вряд ли чем помогут – изменению климата, лечению старения и т.д. Но в том и заключается обаяние научно-популярных книг Митио Каку, что он умеет дать некую общую картинку состояния технологий в избранной им сфере научной деятельности, а уж насколько жизнь откорректирует его великолепные прогнозы – вопрос другой. Как написал научный журнал «Kirkus Reviews», «энтузиазм Каку заразителен, и эта последняя книга является важным руководством по важнейшей части технологического будущего. Информативное и в высшей степени занимательное чтение об уже начавшейся компьютерной революции».
- Виола Ардоне «Великое чудо любви». Изд-во «Азбука», перевод Андрей Манухин, 16+.
У итальянской писательницы Виолы Ардоне в этом году в России выходит уже второй роман – первым был автобиографический «Виола Денаро» (18+), я писал о нем в «Читателе Толстове». «Великое чудо любви» — роман тоже если не автобиографический, то документальный, в нем довольно много отсылок к документам об оказании психиатрической помощи в Италии, нашумевшего в свое время «закона Базальи» о реформе системы психиатрических клиник. На фоне этого разворачивается история любви несовершеннолетней пациентки психиатрической клиники Эльбы к молодому психиатру Фаусто Чудо. Эльба живет в клинике с раннего детства, когда-то ее привела сюда мать, девочка ведет дневник умственных расстройств, подробно описывает жизнь в стенах закрытой клиники. Клиника – это весь мир, который она знает, пока не появляется Фаусто, который решает забрать девочку к себе домой и воспитать ее как свою дочь. Доктор Чудо не был хорошим отцом для родных детей; Эльба — единственная, которую он выбрал сам и благодаря которой узнал бремя и силу отцовства. «Чужая жизнь порой кажется нам загадочной, безрассудной. И такими, непостижимыми, нас делает именно свобода. Человек способен понять только себя, все прочее кажется ему безумием».
Фото: azbooka.ru
- Александра Баркова «Мифология Толкина. От эльфов и хоббитов до Нуменора и Ока Саурона». Изд-во «МИФ», 12+.
Новая книга Александры Барковой, главной российской писательницы, рассказывающей о мифологии разных эпох и стран. В данном случае речь идет о мифологии вымышленного Средиземья – мира, созданного английским писателем Дж.Р.Толкиеном (Баркова объясняет, кстати, почему у нас его называют то Толкиным, то Толкиеном). Сюжеты, персонажи, герои романов Толкиена появились не на пустом месте: автор заимствовал их в кельтской, финской, скандинавской мифологии, использовал актуальные события, поскольку первые книги цикла писались во время второй мировой войны. Вот это, например: «Евгенические эксперименты Сарумана в известной степени являются отражением деятельности немецкой «Лебенсборн» — организации, задачей которой было получать «арийское потомство» от «расово чистых женщин» и офицеров СС. И если сопоставление Мордора с Третьим рейхом не вызывает сомнений, то сопоставление с ним Изенгарда — менее очевидно, хотя совершенно обоснованно». Книгу завершает глава о движении современных толкинистов, ставшем источником собственных легенд и преданий.
Фото: mann-ivanov-ferber.ru
- Андрей Геласимов «Год обмана». Изд-во «Городец», 12+.
Переиздание одной из ранних повестей Андрея Геласимова, чем-то неуловимо напоминающей знаменитого «Курьера» (16+) Карена Шахназарова, и повесть, и фильм. Здесь такой же непутевый герой, Михаил, теряет работу, остается в долгах, и тут получает неожиданное приглашение стать наставником в семье своего бывшего босса, богатого (и как водится, немного криминального) человека. Работа Михаила заключается в том, чтобы знакомить инфантильного отпрыска Сергея с реальной жизнью. Сергей догадывается, чего хочет Михаил, Михаил, в общем, не особенно настроен заниматься воспитанием. Оба друг друга обманывают, дурачат, скрывают истинные намерения поступков. При этом оба главных героя влюбляются в одну и ту же девушку Марину, студентку театрального института, и уровень лжи и умолчаний только увеличивается, потому что теперь они не наставник и ученик, а два соперника в борьбе за одну девушку. Много крутых поворотов, позволяющих предположить, что «Год обмана» предполагалось переделать в сценарий фильма «про 90-е». Самое удивительное, что сегодня это читается как хорошая подростковая повесть про сложное становление юноши, рядом с которым обязательно должен оказаться такой вот учитель – нелепый, странный, но в конечном счете он и окажется единственным настоящим другом.
Фото: gorodets.ru
- Сесили Вероника Веджвуд «Казнь короля Карла I». Изд-во «Центрполиграф», перевод А.Юшенков, 18+.
Эту книгу Сесилии Вероники Веджвуд (вернее, это целая трилогия – «Мир короля Карла», «Война короля Карла» и завершающая книга «Казнь короля Карла», все 18+) издавали еще в советские годы, но переиздали только сейчас. Кавалер ордена Британской империи и ордена «За заслуги», лауреат множества национальных и международных премий, профессор истории Сесили Вероника Веджвуд известна как автор многочисленных книг об Англии Нового времени – от Тридцатилетней истории до Реставрации. Благодаря ей, как писали критики, английская история 17 века обрела золотую середину между научными исследованиями и популярными книгами. «Казнь короля Карла» (прежде издавалась в России под названием «Суд над королем Карлом») – ключевое событие Английской буржуазной революции. Короля Карла казнили не просто так: был организован полноценный судебный процесс, действовавший по законам, которые действовали тогда в Англии. Веджвуд тщательно изучает именно юридическую сторону дела: с одной стороны – революция, свержение короля и создание новой общественной модели. С другой – очень тщательный, проходивший несколько месяцев судебный процесс, демонстрирующий новые подходы в английской юриспруденции.
Фото: cnpol.ru
- Эрих Манштейн «Утерянные победы». Изд-во «Центрполиграф», перевод Т.Шуликова, 18+.
Еще одна книга, когда-то несколько раз издававшаяся в советские годы, но полноценное переиздание произошло только сейчас. Эрих фон Манштейн – один из самых талантливых генералов Гитлера, выдающийся военачальник, умевший в каждой битве находить нестандартные решения. Он воевал в Сталинграде, на Курской дуге, защищал Крым. Он был для вермахта такой «палочкой-выручалочкой», генералом, которого отправляли спасать положение на самые кризисные участки фронта. Гитлер говорил о нем, что Манштейн – лучшие мозги, которые произвел на свет корпус Генштаба. Уже после войны, находясь в заключении, Манштейн взялся за мемуары. «Утерянные победы» — это его размышления о тех ошибках, неверных решениях и виновниках, которые не дали Германии выиграть войну на Востоке. Чем особенно интересны эти мемуары – что Манштейн каждый раз тщательно оценивает силы сторон, и как будто решает шахматную партию, расписывая, где и что было сделано неправильно. И каждый раз отмечает невероятную стойкость и мужество советских солдат – этот фактор действительно не учитывался при планировании военных операций и стал главной причиной «утерянных побед».
Фото: cnpol.ru
- Мишель Пастуро, Михайл Майзульс «Бык. Культурная история». Изд-во Neoclassic, 16+.
Французский культуролог и историк средневековой культуры Мишель Пастуро выпускает вторую книгу в серии о животных, ставших культурными символами человечества (недавно писал в «Читателе Толстове» о первой его книге, о культурной истории волка). Бык был одомашнен более 10 тысяч лет назад и богато представлен во всех мифологических и религиозных системах. Однако христианство, как оказывается, с самого начала боролось с культами быка, «переделывая» его из божества, олицетворяющего агрессию, ярость, напор в образ трудолюбивого, мирного и спокойного животного. Уже много позже, уже в культуре Нового времени, бык приобретет совершенно иные мифологические качества. Очень интересна связь образа быка с тем, что это одно из немногих домашних животных, имеющих рога – и рога как отличительная особенность перекочевали в сказки, мифы, как принадлежность сатиров, чертей и прочих репрезентаций нечистой силы. Интересно, что на ранних изображениях Моисея его голову также венчали рога, часто похожие на бычьи. Но они олицетворяли не принадлежность к миру зла, а, наоборот, сияние небесной славы.
Фото: ast.ru/redactions/neoclassic
- Сергей Михеенков «Ермак». Изд-во «Молодая гвардия», 18+.
Военный историк Сергей Михеенков написал для «ЖЗЛ» немало замечательных биографий – тут и жизнеописания Жукова, Рокоссовского, Конева, Федюнинского, Маргелова, и биографический сборники «Берлин 1945», «Битва за Москву», и книга о писателях на войне «Писательская рота» (все перечисленные – 16+). И вот неожиданное обращение к личности Ермака, полулегендарного военачальника, открывшего России дорогу в Сибирь. При этом даже происхождение его остается неизвестным для историков – «родом неизвестный, душой знаменитый», как писали в летописи. Сергей Михеенков прослеживает все упоминания о легендарного воеводы Ермака Тимофеевича, подробно рассказывает об экспедиции казаков Ермака за Тобол и Иртыш, о сражениях с армией хана Кучума, о тонкостях европейской политики, когда на Сибирь претендовала не только Москва, но и английские купцы. Получилось живое, динамичное повествование о том, как вольные люди становились государевыми людьми. О том, как степью, Уралом и Зауральем, сибирскими просторами волею этих неуёмных людей, пришедших с Дона, Днепра, Яика и Волги, прирастала Россия.
Фото: gvardiya.ru
- Вернер Хаупт «Сражение за Берлин. Штурм цитадели Гитлера». Изд-во «Центрполиграф», перевод А.Шведов, 18+.
Книга известного немецкого историка, написавшего исследования по сражению за Москву и битвам группы армий «Центр». Его книги больше похожи на документальный фикшен: в повествование Хаупт включает и воспоминания реальных участников описываемых событий, и вымышленных героев, которые становятся свидетелями происходящего. В «Сражении за Берлин» это ефрейтор Раух, который проходит две недели адских боев с 16 по 30 апреля 1945 года, до падения берлинского гарнизона. Другой герой книги – реально существовавший генерал Вейдлинг, назначенный Гитлером комендантом Берлина и командующим обороной города. Много интересных фактов. Оказывается, Вейдлинг предлагал не оборонять Берлин, вывести из города войска, сформировать ударный кулак и обрушиться на советские армии, которые шли на охват германской столицы. Но Гитлер отказался обсуждать этот план, в результате почти 90% зданий в Берлине были уничтожены во время уличных боев.
Фото: cnpol.ru
- Сьюзен Эйшейд «Госпожа Смерть. История Марии Мандель, самой жестокой надзирательницы Аушвица». Изд-во «Эксмо», перевод С.А.Горин, 18+.
Жуткое исследование жизни Марии Мандель, девушки из австрийской деревни, занимавшейся музыкой, а после установления нацистского режима ставшей старшей надзирательницей в женском отделении лагеря Аушвиц (Освенцим). Мария Мандель несла личную ответственность за убийства десятков людей. Она создала женский оркестр, который гастролировал (!) по другим концлагерям, но каждый мелкий промах любой из оркестранток означал для нее отправку в газовую камеру. Несколько женщин уцелели и после войны свидетельствовали на судебном процессе против Мандель. Примечательно, что у нее нашлись и защитники, считавшие, что Мария Мандель была человеком добрым, отзывчивым, просто попала в такие обстоятельства. В результате ее приговорили к смертной казни, повесили, а тело Марии Мандель передали в медицинский институт для опытов. Историк Сьюзен Эйшейд в течение двадцати (!) лет изучала документы, встречалась с уцелевшими узницами Освенцима, чтобы воссоздать биографию Марии Мандель – обычной девушки, ставшей жутким символом нацистского террора. Особенно интересны страницы о том, как после войны охотились за бывшими надзирательницами концлагерей – раньше ничего об этом не читал.
Фото: eksmo.ru
- Александр Стивенс «Идеальное убийство. 6 спорных дел, в которых ни один подозреваемый так и не признал свою вину». Изд-во «Бомбора», перевод Ю.Кныш, 18+.
Книга известного немецкого криминалиста, который рассказывает о шести случаях из своей практики. «В среде криминалистов считается, что идеальных преступлений, и тем более убийств, не существует, — пишет автор. — Бывают лишь сложности в расследовании». Как обвинить человека в убийстве, если тела убитых не найдены, но обнаружено множество улик (замытая кровь, показания свидетелей, слышавших предсмертные крики)? А вот умирает молодой спортсмен – смерть его признана естественной, от инфаркта, но потом возникают новые обстоятельства и его подруга становится обвиняемой в убийстве. Самое интересное во всех историях – нигде подозреваемые не признали своей вины, хотя и получили солидные тюремные сроки. Александр Стивенс не исключает, что, возможно, эти люди стали жертвами ошибок следствия и предубежденности общества, считавшего их виновными. Криминальная наука еще достаточно несовершенна, пишет он.
Фото: bombora.ru
- Эштон Крэйг «У русских за пазухой». Изд-во Neoclassic, 16+.
Поразительно смешная – и вместе с тем познавательная книга. В 2004 году Эштон Крейг вместе с семьей, британскими дипломатами, приехал в Россию. Он стал активно изучать русский язык, знакомиться с русскими, и написал книгу о том, как наш язык и наш образ жизни выглядит для иностранца. Таких книг, конечно, много, но Эштон рассматривает наши особенности с каким-то неизбывно доброжелательным вниманием. И почти на каждой странице встречаются удивительные наблюдения. Вот, например: «Английский пост и русский пост отличаются не только датами, но еще как мы их проводим. В Англии мы отказываемся от одного только лакомства. Вы — от всей еды, которая может причинять радость. Кстати… когда вы празднуете те же самые праздники, вы русским размахом умножаете все на пять. Англичане празднуют Новый год и Рождество 2 дня, вы где-то 6 с лишним. У нас одно Рождество и один Новый год, у вас в два раза больше. У нас «День Блинов» длится один день, у вас Масленица — 7 дней!». А вот описание первого посещения русского продмага: «В магазине вся еда похожа на еду из мультика TOM AND JERRY. Батоны, сыр с дырками, связки сосисок, жареный цыпленок». Русский язык, по признанию Эштона – действительно сложный. Но изучив его, вы получаете в придачу целый русский мир во всем его многообразии!
Фото: ast.ru/redactions/neoclassic
- Шарлотта Макконахи «Когда-то там были волки». Изд-во No Age, перевод Наталья Лисова, 16+.
Лес, волки, молодые девушки. Две близняшки, Инти и Эгги, приехали с Аляски в горную Шотландию, чтобы участвовать в программе по реинтродукции волков в шотландских лесах. Когда-то волков здесь было много, но последние 70 лет леса стоят пустые, медленно умирают, и теперь девушки разводят в питомнике пронумерованных волков, чтобы выпустить их на волю. Правда, им много кто мешает: и местные власти, и жители, перепуганные слухами о возвращении волков, и фермеры (одного из которых найдут мертвым, и в этом обвинят старшую из сестер, которая слишком много воли дала диким зверям). А больше всего мешают демоны самой Инти, она девушка чувствительная, и все время пребывает как бы на границе двух миров – реального и воображаемого. Причудливый роман, жанр которого можно назвать «экологическим триллером» — Шарлотта Макконахи признается, что описывает реальный опыт возвращения волков экологами в 1995 году, правда, в ее романе все получилось куда как драматичнее. Есть совершенно потрясающий эпизод, когда главная героиня убивает волчицу (она-то и является главной виновницей), а потом чувствует схватки, сама у себя принимает роды и пробирается пешком через темный лес.
Фото: polyandria.ru/noage
- Сергей Переверзев «Петроградка». Изд-во «Рипол Классик», 16+.
Сборник забавных, смешных, трогательных, философских не то баек, не то дневниковых записей, не то наблюдений за жителями Петроградки, Петроградской стороны в Санкт-Петербурге. Люди живут, в процессе жизни занимаются тем, что делают оловянных солдатиков, мечтают стать заместителем генерального директора, наблюдают в окно за подлецом Петровым. Все это упаковано в несколько главок, каждую вполне можно представить в сборнике неизданных рассказов, например, Зощенко или Довлатова. Есть такой узнаваемый питерский стиль прозы – когда вроде нет никаких причин для веселья, погода ни к черту, денег нет, настроение на нуле – и при этом каждый раз обнаруживается какая-то нелепая деталь, выпирающая из серого полотна буден, и вот заметил эту деталь, рассказал другим – и на душе полегчало. У «Петроградки» Сергея Переверзева именно такой дар наблюдательности, умения разглядеть в бездумном существовании обывателей проблески искрометного юмора, красивых и благородных историй, и в конечном счете подарить им настоящее чудо.
Фото: ripol.ru
- Кирилл Бабаев, Александра Архангельская «Что такое Африка». Изд-во «Рипол Классик», 12+.
Переиздание одной из лучших научно-популярных книг последнего десятилетия. Прежде всего обратите внимание на роскошное оформление, множество иллюстраций, но куда интереснее сами факты. Вот знали вы, что фен получил свое название в честь одного из самых жарких африканских ветров? И что финиковую пальму нельзя срубить просто так, в африканском языке «срубить пальму» является синонимом слова «убить»? И это только первая глава, «Природа и география», а потом – «История», и там еще интереснее, а потом – «Современность», и это еще интереснее, чем география с историей, а после наступает очередь главы «Повседневная жизнь», и оторваться уже решительно невозможно! Только впереди вас еще ждут главы про мифологию, культуру, религию, путешествия, и это, поверьте, еще более интересно. Редкий случай, когда вроде бы достаточно специальная книжка (ну, где мы и где Африка, правда?) способна с любого места погрузить читателя в удивительный и яркий мир Африки – современной, древней, совершенно, как я понял в процессе чтения, нам незнакомой. Книгу можно цитировать целыми страницами (мне больше всего понравился раздел про повседневную жизнь, а вот про географию и природу слишком затянуто как-то), ее можно смело рекомендовать для прочтения и знакомым, и их детям-школьникам. Тем более каждая глава сопровождается заботливым списочком рекомендуемой литературы, самое то. В итоге получилась невероятно обаятельная «книга для всех».
Фото: ripol.ru
- Юрий Поляков «Собрание сочинений, том 3. Козленок в молоке. Небо падших». Изд-во «АСТ», 16+.
Юрию Михайловичу Полякову, одному из самых известных современных российских писателей (и человеку Твери не чужому, Поляков много лет возглавляет жюри премии «Зеленый листок», которая вручается каждый год в тверском Доме Поэзии им.Андрея Дементьева), на этой неделе исполнилось 70 лет. И вышел третий том из 16-томного собрания сочинений – с романом «Козленок в молоке» и повестью «Небо падших». Это картины жизни начала 90-х. «Козленок в молоке» — сатирическое, гротескное изображение литературных нравов Москвы, когда никому неведомого юношу превращают в известного писателя, хотя юноша всюду носит вместо рукописи папку с чистыми листами бумаги. «Козленок в молоке» и сегодня читается как совершенно актуальное произведение – то ли нравы писательские с тех пор не изменились, то ли отличный писатель Поляков написал историю о вечных материях – амбициях, тщеславии и самообмане.
Фото: ast.ru
- Александр Кобеляцкий, Маргарита Шиц «Люди 1930-х годов». Изд-во «Бослен», 16+.
Продолжение цикла, который начался с книги «Люди 1920-х годов», книга вышла весной, я писал о ней в «Читателе Толстове». Идея одновременно простая и изящная: собрать под одной обложкой дневниковые записи, отрывки из мемуаров, фрагменты официальных документов, датированных 1930-ми годами. Это были годы поистине легендарные – великие стройки, экономические успехи советского государства, борьба с внутренними врагами, внутрипартийные споры, репрессии… Особенность этой книги – что из гигантского массива информации авторы выбирают эпизоды, позволяющие дать самую широкую панораму жизни людей в советской стране в ту эпоху. Итальянский путешественник Умберто Нобиле попадает на операционный стол, а писатель Михаил Пришвин заходит в столовую (но не находит в себе сил съесть гуляш из конского легкого). Инженер-строитель Павел Ротерт совершает первый рейс поезда метро, а Демьян Бедный попадает в опалу за пьесу, очерняющую образ русских богатырей. И из этой мозаики частных взглядов, мнений, заблуждений, событий выстраивается объемная, противоречивая и совершенно неизвестная нынешнему читателю картина того времени, такой коллективный портрет. И качественное историческое исследование, полезное для тех, кто интересуется историей нашей страны: биографические справки о персоналиях, чьи воспоминания составили книгу, примечательные события каждого года, множество исторических фотографий. Отличный проект.
Фото: boslen.ru
- Василий Хорст «Выставка культуры и отдыха. История досуга и развлечений на ВСХВ-ВДНХ 1939-1989». Изд-во «Бослен», 16+.
В прошлом году вышла первая книга историка ВДНХ Василия Хорста «Отдых и еда на ВДНХ. Архитектурно-гастрономическое путешествие 1939-1989» (16+). Она была посвящена организации общепита на всесоюзной выставке. ВДНХ была «парадной лестницей», витриной для приезжающих в страну иностранцев, здесь все делали по высшему разряду. И новая книга посвящена еще одной грани советского сервиса – тому, как на ВДНХ были организованы развлечения и отдых. Поразительные оранжереи, где вызревали экзотические фрукты и цветы, удивительные прогулочные дорожки, песок для которых завозился из Батуми. Специальными железнодорожными платформами в Москву доставляли субтропические растения. ВДНХ стала настоящей сенсацией субтропического садоводства – на цитрусовых деревьях в московском климатическом поясе добивались рекордных урожаев! Здесь же продавали сувениры, ювелирные изделия, советскую парфюмерию – причем старались поразить покупателей и видом, и уровнем обслуживания: «В киоске продавали не только классические средства гигиены и косметики(мыло, зубной порошок, пудра и помада), но и изысканные подарочные наборы. Самым роскошным из них был набор «Огни Москвы» в виде сюрпризных коробок — одна в форме раскрывающегося колоса, на другой была изображена залитая светом арка Главного входа. В набор входили духи, одеколон, пудра и мыло». Как и в прошлой книге, в «Выставке культуры и отдыха» гигантское количество уникальных иллюстраций – рекламных плакатов, архивных фотографий, архитектурных экспликаций. Книги Василия Хорста – маленькие шедевры «истории советского быта», сделанные с огромным знанием предмета и любовью.
Фото: boslen.ru
- Ирина Костарева «Побеги». Изд-во No Age, 16+.
Удивительный, конечно, роман, героини которого исчезают, умирают, погибают, но после чтения «Побегов» остается ощущение наполненной, живой, пусть и уродски устроенной жизни. Маленький поселок, когда-то здесь был завод, куда в советские годы приезжали молодые специалисты. Теперь нет завода, вернее, есть какое-то крошечное производство, где раскладывают по баночкам гомеопатические препараты. Есть женщины, барахтающиеся изо всех сил, чтобы держаться на плаву. Одна умрет от непонятной болезни, вторая погибнет, еще у одной дочка сбежит в лес. Работы нет, надежд нет, и все способности женщин, все их мечты о семье, счастье, достатке – все уходит на второй план: «Люди, окружающие Альфию, тоже все время притворялись: что они довольны, что они рады, что им интересно, что им несложно, но чаще— что все нормально». В книге есть очень тонкая связь между жизнью женщин и жизнью цветов, которые они выращивают на устроенном совместно (на фундаменте недостроенного дома, что символично) цветнике. И вот эта сложная, гиблая, похожая на медленное увязание в болоте действительность тем не менее оставляет какой-то слабый лучик надежды на то, что все когда-нибудь наладится. Замечательный роман, написанный, кстати, нашей землячкой – Ирина Костарева, как указано в аннотации, живет в одном из поселков Тверской области.
Фото: polyandria.ru/noage
- Денис Драгунский «Смелая женщина до сорока лет». Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 16+.
Денис Драгунский пишет по одной-две книги в год, и каждый раз его новая книга становится событием моей читательской биографии. У Драгунского удивительно универсальный прозаический дар – он умеет и в мистику, и в фантасмагорию, а может и вовсе начать рассказ как романтическую историю, а после вырулить в крутой шпионский боевик. Вот эта непредсказуемость, умение удивить и поразить читателя, способность даже в рамках короткого рассказа затеять какую-то интеллектуальную игру – вот за это и люблю его творчество. Новая книга «Смелая женщина до сорока лет» — это сборник короткой прозы. Тут и фрагменты воспоминаний из личного опыта, и отличные рассказы, и просто «афоризмы житейской мудрости», всякие забавные мысли и парадоксы («Если вы напишете роман и отнесете его в журнал, то его, скорее всего, не напечатают. Но если вы не отнесете свой роман в журнал —то тогда его уж точно не напечатают»). Очень хорошо, что в современной российской прозе есть такой автор как Денис Драгунский.
Фото: ast.ru/redactions/redaktsiya-eleny-shubinoy
- Максим Семеляк «Средняя продолжительность жизни». Изд-во «Альпина Проза», 16+.
Трудно оторваться от романа, который начинается фразой «Раскопать могилу оказалось проще, чем я думал». А еще потому, что это первая прозаическая книга музыкального критика, редактора и журналиста Максима Семеляка, написавшего, среди прочего, музыкальную биографию группы «Ленинград». И вот – смена жанра, жесткий автофикшн. Главный герой отправляется в подмосковный санаторий, памятный ему еще со времен советского детства – а потом начинаются встречи, прогулки, воспоминания и все это изложено в таком модернистском стиле, как будто автор и главное действующее лицо, и наблюдатель, и даже режиссер, снимающий фильм и глядящий на происходящее через объектив камеры. И много исторических аллюзий, отсылок, скрытых цитат, — автор не дает забыть читателю, что он, автор, человек начитанный, книжный, много чего повидавший.
«Средняя продолжительность жизни» — роман довольно увлекательный, дополнительная радость – расшифровывать авторские бонмо и прихотливые путешествия мысли. Мне понравилось.
Фото: alpinabook.ru/catalog/books-alpina-proza
Подпишись на Telegram-канал «ТОП Тверь»: мы публикуем актуальные новости в коротком формате.