Белая болячка: как в Тверской губернии боролись со снежными стихиями

13:02

01 декабря 2023

10867

Белая болячка: как в Тверской губернии боролись со снежными стихиями

На протяжении многих столетий Тверская губерния, как и другие регионы, переживала суровые зимы. Но проблемой были не морозы (к ним так привыкли, что даже не замечали), а сильные снегопады. К тому же, начинались они рано – в октябре, а иногда и в сентябре.  

Часто снег шел неделями, и сугробы вырастали до самых крыш. Для жителей это была большая головная боль, потому что чистить снег было нечем. Оставалось одно: лопаты в руки и вперед.

Первые снегоуборочные устройства начали широко использовать только во второй половине 19 века. Выглядели они довольно примитивно, но на тот момент вполне тянули на чудо конструкторской мысли. Да и вся история под названием «Как в России убирали снег» довольно любопытная. Сегодня в нашей рубрике «Топ-5» мы решили выбрать из нее самые интересные фотографии и немного рассказать о том, что мы на них видим.

Подсыпьте снежку, пожалуйста   

Что было главным средством передвижения в Российской империи вплоть до начала XIX века зимой? Правильно, сани. И, кстати, тогда снег на дорогах никто не считал большой проблемой, потому что его не убирали, а укатывали. Да еще и сверху присыпали.

Белая болячка: как в Тверской губернии боролись со снежными стихиями
Автор фото: dzen.ru

Для этого нанимали рабочих, которые носили дополнительный снег на открытые участки, например, на мосты, а затем его трамбовали. За это платили хорошие деньги. У «снегоносов» всегда была работа, правда, сезонная.

Первые патенты на снегоуборочную технику начали выдавать в 1840 году. Но эти приспособления, которые крепились к повозкам с лошадьми, еще больше 20 лет были практически не востребованы. Широко их начали использовать только в 1862 году.

Белая болячка: как в Тверской губернии боролись со снежными стихиями
Снегоуборочная машина в одну лошадиную силу. Автор фото: smolbattle.ru

Полет мысли

Окончательно способ укатывания снега на улицах города начал уходить в историю с появлением автомобилей. В 1913 году на дороги вышла моторизованная техника, которую изготавливали на основе корпусов тракторов. Она буквально спасла не только автомобилистов, но и пешеходов.

Белая болячка: как в Тверской губернии боролись со снежными стихиями
Автор фото: hosdom.ru

Впрочем, снегоуборщики могли бы мучиться без техники и дальше, если бы им не помогли… самолеты.

Авиация активно развивалась, под нее строились взлетные полосы, но снегопады не позволяли использовать их постоянно. Срочно понадобилась серьезная снегоуборочная техника, и в ответ на запрос она появилась.

Белая болячка: как в Тверской губернии боролись со снежными стихиями
Автор фото: hosdom.ru

Проблема растаяла  

Понятно, что в городах огромной страны техники не хватало даже на уборку магистральных дорог, не говоря уже про другие улицы и тротуары. Поэтому ручной труд никто не отменял.

Убирать снег обязали не только домовладельцев, но и работников общественных учреждений. Дороги и тротуары они должны были расчистить и посыпать песком до 8 утра, чтобы служащие могли вовремя добраться в свои конторы. За этой трудной и скучной работой пристально следили полицейские, которых народ за это недолюбливал. Но до конца справиться со снежными завалами все равно не получалось, и в городе в сильные снегопады начинался хаос.

Сваливали снег в определенных местах. Тем, кто пытался сбросить его в канаву, грозил большой штраф – до 15 рублей. Для сравнения: столько же в 1912 году стоило пальто, а средняя зарплата была 35-45 рублей.

Многие «предприимчивые» граждане сбрасывали снег к соседям, Отношения с ними, конечно, портились, зато никаких затрат. Как говорится, дешево, но сердито. Сейчас, кстати, некоторые тоже делают. К примеру, житель деревни Глазково Калининского округа засыпает снегом и без того проблемный выезд из деревни, создавая аварийную ситуацию.

Но вернемся в начало XX века. Тогда на помощь горожанам, как обычно, пришла русская смекалка, и на улицах появились снеготаялки. Это были деревянные конструкции с железным шатром, внутри которого горели дрова. На него и сбрасывали снег.

Ящик не прогорал, так как всегда оставался сырым. Снег быстро таял, а вода по специальной трубе стекала в канализацию.

Белая болячка: как в Тверской губернии боролись со снежными стихиями
Городская снеготаялка в Москве, 1910 год. Автор фото: dzen.ru

Царское это дело

Еще одна любопытная фотография касается истории царской семьи. 2 марта 1917 года Николай II отрекся от престола. У России больше не было царя, а Романовы перестали быть монаршей семьей.

Николай II находился в Ставке в Могилеве, а жена и дети – в Царском Селе. 9 марта туда приехал и сам бывший царь. Вся семья, а также те, кто решил остаться с ними, находились под арестом.

Через некоторое время им разрешили убирать снег и раскалывать лед на пруду, чем и занимаются на этом снимке Николай II и цесаревич Алексей. Работа на воздухе несколько приободрила пленников.

Белая болячка: как в Тверской губернии боролись со снежными стихиями
Автор фото: ТАСС

К слову, ближе к лету царской семье разрешили еще и разбить огород возле Александровского дворца, и в этом им помогали все желающие – приближенные, прислуга и даже несколько солдат караула.

Дежавю

Во времена СССР снегоуборочные машины также не смогли вытеснить ручной труд. Люди с лопатами по-прежнему были неотъемлемой частью зимних городских пейзажей. Но почему-то в основном женщины: видимо, мужчины занимались делами государственной важности.

Белая болячка: как в Тверской губернии боролись со снежными стихиями
Автор фото: fotosky.ru
Белая болячка: как в Тверской губернии боролись со снежными стихиями
Автор фото: dzen.ru

 

Качество работ в сильные снегопады оставляло желать лучшего.

Например, в 1986 году «Известия» в своем воскресном приложении «Неделя» писали о том, что в Госавтоинспекцию Уфы со странной просьбой обратились сотрудники министерства мелиорации и водного хозяйства. Они просили выдать им официальную справку, что в такой-то день января из-за гололеда и снежных заносов на дорогах были транспортные заторы. В итоге сотрудники опоздали на работу больше, чем на час.

Белая болячка: как в Тверской губернии боролись со снежными стихиями

Следом за ними в Госавтоинспекцию пришли работники хлопчатобумажного комбината, кондитерской и чаеразвесочной фабрик, а также министерства лесного хозяйства. Они тоже не успели вовремя на работу из-за «пробок».

А виноваты в этом, как отмечает издание, коммунальные и дорожно-ремонтные службы: ночью они не расчистили даже самые важные для движения дороги города и не посыпали их песком. Знакомая картина, не правда ли?

Читайте на ТОП Тверь:

Любые деньги за лопату: Топ-5 экстремальных снегопадов в Тверской области.

Подпишись на Telegram-канал «ТОП Тверь»: мы публикуем актуальные новости в коротком формате.

+5

Материалы по теме

Из этой же рубрики