Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз разговор шел о том, как обходиться с негативными эмоциями. Сегодня поговорим о теме безбрачия монахов и в целом “борьбе” с телесными желаниями.
Читатель спрашивает:
Священники-католики все дают обет безбрачия, как и православные монахи, но как можно победить плоть, если сама природа настроена иначе? Это вечная борьба без отдыха?
Отвечает митрополит Амвросий:
Действительно, в Католической церкви священники дают обязательный обет безбрачия (целибата), подобно тому, как в Православной церкви монахи приносят обет целомудрия. Это особый духовный подвиг, избираемый человеком добровольно, а не по принуждению. В Православии, как известно, не все священники дают подобный обет — женатый человек может быть рукоположен во священство и оставаться в браке, но монашествующие избирают иной путь.
Вы спрашиваете: как можно победить плоть, если сама природа человека настроена иначе? Конечно, человеческая природа устроена Богом так, что большинство людей стремится к браку и семейной жизни. Семья благословлена Господом, и нет ничего греховного в естественных человеческих желаниях, если они реализуются в браке. Но есть и особый путь, монашеский, когда человек сознательно отказывается от этого ради более полного посвящения себя Богу.
На этом пути человек не просто «подавляет» свою природу или находится в постоянном мучительном сражении с плотью. Напротив, суть монашеского подвига — не в отрицании, а в преображении человека. Монах всю силу души и сердца перенаправляет от земного к небесному, от временного — к вечному. Такая жизнь возможна лишь с помощью особой Божией благодати, укрепляющей человека в его выборе. Да, борьба бывает, бывают и искушения, но с Божией помощью они преодолеваются, и постепенно это становится не бесконечной борьбой, а свободным и радостным служением.
Апостол Павел говорит: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». В этой фразе ключ ко всякому духовному подвигу, включая целомудрие. Сами по себе мы слабы, но Господь даёт силы идти избранным путём, если наше решение искренне. Монашеская жизнь — это не мучение, а путь глубокой внутренней свободы, радости и любви, которая наполняет жизнь смыслом. Именно поэтому монахи, принося обет целомудрия, не теряют чего-то важного, а обретают иной, высший смысл своей жизни.