Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз мы говорили о том, для чего маленьким детям исповедоваться и надо ли это делать, а сегодня у нас самый актуальный вопрос: как монахи или просто верующие могут на войне убивать? Ведь у них нет выбора.
Начнем, наверное, все-таки с конца. Выбор у человека есть всегда, иногда это выбор очень трагический. И в данном вопросе, как на самом деле и во многих других, монашествующие ничем не отличаются от просто верующих. Для верующего человека убийство это грех, даже если он совершается во имя благой цели. И напротив, самопожертвование, вплоть до отдания собственной жизни, вменяется Господом в добродетель: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 15:13) – отдание собственной жизни, а не отъятие чужой.
В связи с этим вспоминаются слова сказанные более века назад Петербургским митрополитом Антонием (Вадковским): “В настоящие скорбные дни кровопролитной войны в сердцах многих русских людей сказалось больше восприимчивости к словам Спасителя: «Также услышите о войнах и о военных слухах» (Мф 24:6), чем к словам ангельской песни: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благоволение» (Лк 2:14). Эти слова о мире кажутся таким людям каким-то диссонансом среди неустанных криков военной брани, и они готовы были бы совсем их не слышать. Но с точки зрения Церкви теперь-то именно и нужно с особенной настойчивостью провозглашать слова ангельской песни о мире. В них противовес войне, в них слышится радостное благовестие о вечных божественных началах мира, которые в предопределенное Богом время приведут к прекращению и совершенному уничтожению всякой вражды среди людей. Это не тот мир, который наш падший мир дает и знает. Господь называет этот мир Своим: «Мир Мой даю вам» (Ин 14:27). Итак, это мир Христов, «мир Божий, который превыше всякого ума» (Флп 4:7). Это мир верующей души, непорочность совести, радость сердца о Христе Иисусе, залог грядущего прекращения всякой вражды на земле. С этим Христовым миром в сердце человек всегда светел, радостен и преисполнен любви”.
И именно этот мир призваны повсюду нести мы, верующие во Христа, независимо от чина и звания, особенно в условиях взаимной ненависти и оскудения любви, особенно на поле брани.