Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз речь шла о том, как не попасть в секту, которая мимикрирует под православие. Сегодня читатель задаёт вопрос о том, как мы из людей делаем кумиров.
Заповедь про кумира как-то затрагивает темы отношений людей, например, влюбленности, когда все внимание человека концентрируется на другом человеке или серьезного авторитета?
Отвечает митрополит Амвросий:
Контекст самой заповеди формально, конечно, сводится к осуждению идолопоклонства, языческой религии. Однако, как и прочие заповеди, заповедь о кумире имеет и более высокое измерение. Например Фрэнсис Бэкон пишет о том что идолом может быть и свойственная человеческому разуму способность ошибаться, и преклонение перед обществом, и многое другое.
Несомненно, люди способны “идолизировать” все, что встречается им на жизненном пути. Даже самые возвышенные вещи, такие как любовь матери к своему ребенку, способны подвергаться такому искажению, что ничем иным, как идолопоклонством, их назвать не получается. Избежать этого, с одной стороны, достаточно просто, нужно лишь уметь находить гармоничный сбалансированный подход, не позволяя ничему вставать в центре своего мира. С другой стороны, это просто лишь на словах. Ведь столь соблазнительно отдаться без остатка другому человеку, делу своей жизни, высокой идее, перепутать цель и средства, путь и назначение.
Поэтому требуется наблюдение за собой, за тем, куда направляются желания, чувства, мысли, и не позволять им становится единственными центрами притяжения. Это не значит, что нельзя любить другого во всей полноте, что нельзя стремиться к совершенству в своем роде деятельности, нельзя с почтением относиться к традициям и уважаемым людям. Все это прекрасно до тех пор, пока человек осознает, что люди и вещи — это спутники на пути и иногда сам путь. Но никогда не Цель, никогда не Тот, куда направляется всякий наш путь.