Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз владыка рассказывал о том, почему люди боятся тишины. Сегодня читатель спрашивает:
Чем отличается молитва напрямую Богу от молитвы святому? Ведь сам святой не может помогать, он просит об этом у Бога сам. Получается, святой выступает посредником? Или это не так?
Отвечает митрополит Амвросий:
В первом послании к Тимофею апостол Павел пишет, что “един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус” (1 Тим. 2:5). Поэтому говорить о том, что кто-то кроме Самого Христа является посредником между Богом и людьми было бы богословски неоправданно. Но мы, тем не менее, молимся святым, молимся Пресвятой Богородице. И здесь наша проблема весьма банальна, она преследует нас повсюду: нам не хватает слов. Мы используем одни и те же слова, имея в виду совершенно разное. В целом, для тех, кого мы обычно называем Отцами Пустыни, слово “молитва” имело достаточно узкое терминологическое значение, это было обращение всего своего ума и сердца к Богу, как правило с использованием кратких молитвенных призываний, будь то отдельных строчек псалмов или же молитвенных фраз вроде “Господи, помилуй мя”. И это было обращением всегда напрямую к Богу. Пение же псалмов и церковных гимнов они называли “псалмопением”.
Мы же говорим, что «молимся Богу» и тогда мы употребляем слово молиться в собственном смысле этого слова, как и Отцы Пустыни, но мы также говорим, что молимся святым или молим, умоляем (то есть просим или упрашиваем) другого человека как-то поступить. И здесь мы используем уже совсем второстепенное значение слова “молитва”. Мне представляется уместным сравнить наши молитвы к святым с нашими просьбами о молитвах к нашим близким или братьям и сестрам на приходе. Мы тем самым не ставим их в положение посредников, но просим присоединиться к нашим собственным молитвам, поддержать нас. Мы верим, что в Боге все живы, и потому разница между молитвой людей, которые нам встречаются в повседневности и теми, кого мы видим на расписанных стенах наших храмов, в некотором смысле отсутствует. Разве что в последнем случае мы можем быть уверены в том, что они не будут лениться.
Вместе с такой молитвой к святым с просьбой о предстательстве за нас перед Богом, нам нельзя забывать о Том, к Кому, в конце концов и будет направлена молитвенная просьба, пусть и предстательством кого-либо из святых. Нам нужно помнить о собственных молитвах к Богу, самим тоже молиться Ему. Ведь и святые служили именно Ему и молятся о нас Ему.