Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз владыка рассказывал о том, как лучше понимать богослужение на «непонятном» языке, а сегодня поговорим об исповеди онлайн как новом предложении, которое рекламируется в социальных сетях. Можно ли доверять такому?
Исповедь онлайн. Сейчас очень много попадается такой рекламы. Это реальная практика Церкви? — спрашивает читатель.
Отвечает митрополит Амвросий:
Следует сказать, что в общем и целом я не вижу принципиальной проблемы в том, чтобы общаться со священником, а тем более – со своим духовником – посредством современных средств связи. Однако, при этом мне не кажется, что этим общением может подменяется само таинство и уж тем не считаю нормальным явление, когда подобные вещи рекламируются.
Когда священник и прихожанин договариваются друг с другом, что в случае необходимости будут общаться на расстоянии тем или иным образом это одно. Есть ситуации, когда человек оказывается вдали от дома, вдали от возможности посетить не то, что свой родной храм, но в принципе, какой-либо храм, но чувствует необходимость в духовной поддержке, чувствует тяжесть на душе, чувствует необходимость рассказать духовно близкому человеку, священнику, которому доверяет, о том, что происходит в его жизни, в том числе и падениях, но перед священником, которому он доверяет, и который уже его хорошо знает и может несмотря на недостатки общения ограниченного технически, соприсутствовать с человеком и поддержать его добрым словом.
На Афоне нередко духовниками твои простые монахи, без сана. Они принимали исповедь братьев. Но когда необходимо было прочитать разрешительную молитву, отправляли их к иеромонаху. Это как некоторый пример опыта, имеющегося в Церкви. Таинство подразумевает личное присутствие, разрешительную молитву священника под епитрахилью.
Безусловно, жизнь невозможно вместить в рамки правил. Из них всегда происходят исключения, которые не нужно возводить в ранг самих правил. Бог видит сердце человека и в тех или иных случаях возможно и через расстояние помолиться вместе и даже прочитать разрешительную молитву. Например, в недавних обстоятельствах пандемии и ограничений. Но это все же, повторюсь, исключение.
И совсем не годится, когда это становится коммерческим предложением, еще одним продуктом на “рынке ритуальных услуг”, способным удовлетворить некоторую духовную потребность. Тогда это становится профанацией и самого Таинства и христианской жизни в целом. Дело даже не в дистанционности как таковой, а в том, что кто-то считает возможным в трудной ситуации вместо оказания поддержки воспользоваться человеком. Ведь такая реклама вряд ли нацелена на человека регулярно посещающего богослужения и уже знающего священника, которому он может исповедаться в случае необходимости. Но скорее она нацелена на того, кто внезапно осознал необходимость исповеди и, вероятно, находится в не самом лучшем духовном и душевном состоянии. Поэтому существование такой рекламы, на мой взгляд, непозволительно.