«Вызов»: гимн врачам и космонавтам, испорченный рекламой

16:06

20 апреля 2023

64975

«Вызов»: гимн врачам и космонавтам, испорченный рекламой
Постер фильма. Источник: kinopoisk.ru

Об этом фильме много говорили и много писали задолго до официальной премьеры. Однако в итоге перед нами тот самый случай, когда результат действительно стоил ожиданий. По крайней мере, чуть забегая вперед, скажу, что достоинства «Вызова» (12+) не ограничиваются статусом первой художественной полнометражки, над которой работали на орбите.

Технически пальма лидерства принадлежит американскому «Апогею страха». Его полностью отсняли в космосе еще в 2012 году, но длится он всего 8 минут. А потому именно российский «Вызов» оказался первой полнометражной картиной, съемки которой велись в околоземном пространстве, причем профессиональными кинематографистами. И теперь, к слову, режиссер Клим Шипенко с актрисой Юлией Пересильд по праву считаются космонавтами. Без оговорок и передергиваний. Однако перейдем к самому фильму.

Сюжет его на первый взгляд кажется довольно банальным. Во время инцидента на орбите один из российских космонавтов получает серьезную травму, и теперь его возвращение на Землю живым стоит под большим вопросом. Вариантов немного: либо рискованный спуск без гарантий, либо хирургическое вмешательство прямо на орбите. А для этого нужно подготовить врача, способного не только грамотно провести операцию, но и в принципе полететь в космос. Более того, действовать придется в условиях невесомости, и последствия не берутся предсказать даже светила отечественной медицины. В этом и заключается основная сложность задачи, которую предстоит выполнить хирургу Евгении Беляевой. А заодно – главная интрига фильма.

«Вызов»: гимн врачам и космонавтам, испорченный рекламой
Кадр из фильма. Источник: kinopoisk.ru

Для полного погружения в атмосферу покорения космоса и связанных с этим опасностей зрителя проводят через все этапы подготовки к полету. Все, как положено: строгий отбор и затем изнурительные тренировки. За достоверность в этом случае отвечал «Роскосмос», и надо отметить, что все сцены в центре подготовки, на Байконуре и далее на МКС смотрятся великолепно. Самое интересное, разумеется, происходит именно на орбите, и тут уже заслуга Клима Шипенко, который сопровождал Юлию Пересильд в качестве режиссера и оператора.

«Вызов»: гимн врачам и космонавтам, испорченный рекламой
Кадр из фильма. Источник: kinopoisk.ru

Нас грамотно проводят по запутанным и тесным переходам станции, подчеркивая каждое движение, которое на Земле кажется мелочью, но на орбите превращается в настоящее испытание. Прием пищи, сон, туалет, мытье и переодевание, банальное перемещение из точки А в точку Б – всему этому хирургу Беляевой словно бы приходится учиться заново. И когда она говорит, что не может двигаться, не свернув что-то или не ударившись, зритель уже хорошо понимает ее отчаяние. Какая там операция на легком, если у тебя волосы стремятся к потолку, а самих понятий верха и низа в условиях невесомости просто не существует!

Чем больше таких условных мелочей, тем сильнее зритель в итоге начинает сопереживать персонажам. И вот тут, к слову, добавляется еще одна приятная особенность этого фильма: коллегами Пересильд по съемочной площадке стали настоящие космонавты – Олег Новицкий, Петр Дубров и Антон Шкаплеров. В некоторые моменты было заметно, что они произносят заученные реплики, однако им сразу хочется все простить. Потому что вклад этих отважных людей в создание фильма огромен.

Что же касается игры профессиональных актеров, то здесь сложно придраться. На своем месте Владимир Машков в роли руководителя полетов, литрами глушащего кофе и смолящего одну сигарету за другой. Александр Балуев так же походя справляется с ролью еще более высокого начальника, колоритно хмуря брови в экстренных ситуациях и расслабленно вальяжничая в сцене с коньяком. Милош Бикович трогательно сбивается на сербский акцент, выдерживая при этом образ отечественного хирурга, способного даже после перепоя победить центрифугу. И, конечно, отдельный разговор – это Юлия Пересильд, от которой требовалось не просто играть, а фактически быть космонавтом. Впрочем, нельзя также не отметить небольшие роли Александра Самойленко и Елены Валюшкиной. Возможно, не все эпизоды с ними достойны внимания, а кое-какие и вовсе, на мой взгляд, излишни, но сами актеры их, что называется, вывезли на харизме.

«Вызов»: гимн врачам и космонавтам, испорченный рекламой
Кадр из фильма. Источник: kinopoisk.ru

Увы, не обошлось без натяжек, которые однозначно повредили фильму. Имя им – навязчивый продакт-плейсмент, которым российское кино страдает в особо тяжелой форме. Неприкрытая реклама картофельных чипсов в «Притяжении», целая витрина разнообразных товаров в «Дозорах» от Бекмамбетова и вот теперь – банковское приложение крупным планом в «Вызове». Ограничься создатели только им, это еще можно было стерпеть. Но на фразе «здесь ловит только Мегафон» уже вырывается тяжелый вздох, а вопрос «Откуда у Эрнста мой номер?» окончательно добивает уверенность в наличии у продюсеров совести. Все-таки в фильме с участием «Роскосмоса» и реальных космонавтов, героев России, вполне можно было обойтись без фансервиса для своих.

Если же убрать эти нелепые и откровенно халтурные вставки, в сухом остатке остается просто хороший фильм. Эдакий гимн космонавтам и врачам. История, заставляющая вспомнить, что в мире есть не только банки и сотовые операторы с продюсерскими центрами, но и люди, готовые рисковать жизнью ради науки. Ради развития всего человечества. И неважно, под какими флагами они трудятся и какие у них фамилии.

Ведь «Вызов» – это не только приглашение. Это еще и серьезное испытание, трудная задача, которую под силу решить настоящим профессионалам, искренне любящим свое дело.

Сергей САВИНОВ

+14

Из этой же рубрики