В одном из наших прошлых путешествий мы проехались по Московскому шоссе, заглянули по дороге в бывшие деревни и рабочие поселки, а также вспомнили историю промзоны. Много воды утекло с тех пор, как на месте современной площади Гагарина проходила восточная граница города с заставой. Примерно то же было и за Волгой – Тверь сильно разрослась, значительно отодвинув и границу западную.
Сегодня мы помчимся на велохронометре по Санкт-Петербургскому шоссе, проследив его историю от старины до наших дней. Поехали!
На заставе
В детстве мне казалось странным, что в Калинине есть некая застава. По умолчанию имелась в виду именно Петербургская, которая тогда называлась Ленинградской или коротко Лензаставой. О Московской в то время почти не говорили. И тем более о Старицкой, о которой и сейчас-то немногие знают. А мне фантазия рисовала некий пограничный пост, и я еще удивлялся, зачем он в нашем далеком от забугорья городе. Хотя для маленького ребенка родной Калинин и был фактически страной, даже вселенной, и существование «заставы» вполне ложилось на такое восприятие.
Начав впоследствии исследовать город, я узнал, что мои детские представления оказались недалеки от истины. Ленинградская застава – это и была граница города, своего рода фронтир или borderland, если хотите. Западный рубеж Твери давно отодвинулся вплотную к Заволжскому поселку, однако место называют так по привычке до сих пор. Только Ленинградская застава по понятной причине вновь стала Санкт-Петербургской. Или просто Петербургской, для краткости.
Путь до северной столицы начинался там же, где и сегодня – в том месте, где набережная Афанасия Никитина переходит в Санкт-Петербургское шоссе. Вот только дальше дорога шла южнее, тянувшись по землям, ныне занятым военным госпиталем и вагонзаводом. Отдельные участки старого пути сохранились и сейчас: это дорога вдоль южного забора ОКБ, уходящая в лес, потом ведущая мимо северной границы Николо-Малицкого кладбища. Да и улица Школьная в Николо-Малице – это тоже фактически остаток старого пути на Санкт-Петербург.
Современное же Петербургское шоссе протянулось в 1829 году, тогда же и получив привычное нам название. Правда, впоследствии оно несколько раз менялось, причем не только из-за переименования северной столицы в Ленинград. Поначалу оно стало Петроградским – когда грянула Первая мировая, власти избавились от немецкого названия Санкт-Петербурга, назвав его Петроградом, уже на привычный русский манер. А спустя всего десятилетие, в 1924-м, город Петра стал городом Ленина, и шоссе тоже превратилось в Ленинградское. Снова Петербургским оно стало в 1991-м, когда город на Неве получил обратно свое историческое имя. Правда, был еще один любопытный казус: в период с 1914 по 1924 годы небольшой участок шоссе носил отдельное название – 1-я Владимирская улица. Она тянулась от Драгунского переулка (сейчас это Перекопский) до безымянной дороги, ставшей в 1946-м Бульварным кольцом, а в 1972-м – улицей в честь космонавта Владимира Комарова.
Всего же Владимирских улиц было три: 1-я, как мы уже знаем, вновь стала частью шоссе, 2-ю и 3-ю в 1938 году переименовали в 1-ю и 2-ю Металлистов. К тяжелой музыке, как мы прекрасно понимаем, это не имело никакого отношения, тем более что и направления такого не существовало. Металлисты – это одна из рабочих специальностей Вагонзавода, собственно, они там и проживали в своих частных домах. А переименовали улицы, как было сказано официально, «по просьбе рабочих».
Дым Отечества
Вообще, в царские времена, но уже незадолго до революции, окрестности Петербургского шоссе были своего рода промзоной. Именно этот фактор, а еще строительство Николаевской железной дороги дали очередной толчок расширению города. И это логично – промышленность и транспортная инфраструктура весьма благоприятно влияют на рост населения.
«Железку» от Москвы до Санкт-Петербурга проложили с 1843 по 1851 годы. В конце сороковых она пересекла и Питерское шоссе, тогда же построили Железнодорожный мост через Волгу, еще один через Тьмаку и в тот же период возвели мост Горбатый. Да-да, все эти три переправы достаточно старые, правда, в советские времена были капитально отремонтированы. А Горбатка, как мы с вами знаем, и вовсе скоро войдет в историю – когда будет полностью готов Западный мост и автомобильная развязка. Но об этом разговор отдельный.
Именно тогда, в 1840-х, границу Твери подвинули как раз до Горбатки, и Николо-Малица стала настоящим пригородом. Горожане даже ездили туда отдыхать, снимали на лето дачи – об этом мы говорили, когда путешествовали по этой деревне. Чуть раньше, в 1830-х, к югу от шоссе и к северу от Николо-Малицы построили придорожную часовню монастыря. Впоследствии ее передали под склад шоссейного участка (в 1928 году), затем (уже после Великой Отечественной) переделали в жилое строение. Сегодня это один из домов в окрестностях шиномонтажа у Николо-Малицы, и узнать в нем бывшую часовню решительно невозможно.
Однако вернемся к промышленности. В 1898 году в Твери открылся и заработал Верхне-Волжский завод железнодорожных материалов (нынешний ТВЗ), он вызвал самый настоящий строительный и жилищный бум – рабочие, как мы уже знаем, селились в своих домах фактически у заставы. Изначально же все пошло от слободы под названием Поповка, которая появилась на заре XX века. Затем, уже при советской власти, она продолжила расширяться (в частности, современная улица Луначарского – это тоже Поповка, только Новая). Также появились Рабочая слобода, поселок Вагоностроительного завода, поселок Вагонников. Не будет серьезным преувеличением сказать, что большинство окрестностей Петербургского шоссе – это вотчина вагонников, металлистов и других работников предприятия.
Тем не менее, это не единственный промышленный объект в тех местах. В 1915-м здание казенного винного склада, построенного в начале XX века, занял снаряжательный завод, который разросся до колоссальных размеров и занял пространство вплоть до современной улицы Кольцевой. Часть его территории в Первую мировую войну отдали под перебазированный из Риги авиапарк, в 1926-м его ликвидировали, впоследствии, уже в пятидесятых или шестидесятых, там оборудовали воинскую часть ПВО. Сам же завод еще в 1930-х перепрофилировали в химбазу – этот объект уже более известен нам, современникам, пусть его давно уже закрыли, а корпуса заняты многочисленными арендаторами или вовсе пустуют. Поговаривают, что территория в итоге будет отдана под жилую застройку, однако не будем торопиться с выводами. Поживем – увидим.
Боевые огороды
Отклонимся немного в сторону и заедем на Артиллерийский переулок. Он как раз идет к северу от начала Петербургского шоссе, и его история тоже весьма интересна. А кроме того, связана с той самой заставой. Появился он в начале XIX столетия и поначалу не имел никакого названия, но потом, с 1840-х, стал Артиллерийской слободой – в его начале располагались казармы артиллеристов. Сейчас на их месте баня и пожарная часть №3 на заставе (та, что с каланчой). А вел он к Артиллерийским же огородам, которые занимали огромную территорию. Судя по старым картам, простирались они от 2-й Верховской, ныне не существующей улицы, далеко на север – фактически до уже упоминавшейся Кольцевой. Восточная же их граница упиралась примерно в современную улицу Скворцова-Степанова. А дальше, в районе нынешней Благоева, стояли сараи Тверского гарнизона.
В конце XIX века территорию огородов распланировали под расширение городской застройки, и постепенно они исчезли. Артиллерийская же слобода, ставшая в середине века переулком, так же постепенно удлинялась на север. При советской власти там тоже строили дома для военных – служащих соседней химбазы, о которой мы уже знаем.
К югу от заставы и начала шоссе земли также осваивались армейскими – в 1870-х там началось строительство казарм для Московского лейб-драгунского полка. Исследователь Константин Литвицкий пишет, что сам полк был сформирован еще в 1700 году, при Петре I, как Преображенский драгунский. А в нашем городе квартировался с 1866-го. В конце XIX века появился новый переулок – тоже Драгунский. Чуть позже, уже в начале века XX-го, там построили полковую церковь Владимирской иконы Божией Матери, в народе ее предсказуемо называли «драгунской».
А дальше разразилась Первая мировая, на тот момент просто Великая. Первой ее назовут уже позже, когда разразится Вторая, еще более страшная. Драгунский полк в полном составе отправился на фронт, а в 1918-м, когда уже советская Россия вышла из войны, заключив сепаратный мир, его расформировали. Драгунскую церковь закрыли в 1926-м, ее перестроили в офицерский клуб имени Ворошилова (в 1957-м его переименовали в «Зарю»). Казармы переоборудовали в военный госпиталь, напротив снаряжательного завода открыли народный сад «Коммунар», который занял место бывшей дачи Капылова – это произошло в 1919 году. А уже в 1927-м там построили Заволжскую больницу (теперь это детская больница №3 и поликлиника №2). Тогда же, в конце 1920-х, между ее корпусами и бывшими драгунскими казармами провели дорогу к Волге. Она сохранилась и сегодня – по ней можно добраться вдоль берега почти до переулка Зиновия Тальвинского. А вот пятый роддом появился значительно позже – уже в 1960-х.
Сегодня клуба «Заря» больше нет, он прекратил свое существование то ли в конце девяностых, то ли в начале нулевых. Драгунскую церковь вернули епархии, она восстановлена и является действующей. Сохранился и построенный в начале XX века дом священника, правда, теперь это просто жилое здание, не относящееся к церкви. Функционирует и военный госпиталь, занявший место драгунских казарм, его южный забор выходит на двор огромной многоэтажки «Волжский берег». Недавно это место продолжили застраивать жильем, и скоро там появится еще несколько «свечек».
Призрачные улицы
Город продолжает расти, этот процесс лишь время от времени замедляется, но никогда не прекращается полностью. Казалось бы, не так уж давно Тверь заканчивалась в районе нынешнего Артиллерийского переулка и той самой заставы, с которой мы сегодня повели разговор. Но очень многое изменилось с тех пор. Более того, даже наши родители и дедушки с бабушками помнят сильно другое Заволжье в окрестностях на тот момент Ленинградского шоссе.
Например, в начале 1950-х набережная Иртыша еще не была просто забавным курьезом, ввергающим в путаницу. Ручей с таким названием свободно протекал по поверхности, его убрали под землю, в трубы, в конце десятилетия. Сегодня можно найти лишь место его впадения в Волгу к югу от Вагонзавода. Улица Паши Савельевой, главная магистраль микрорайона Юность, до 1979-го называлась Полярной, а улица Фрунзе еще в начале того же десятилетия располагалась совсем в другом месте.
Об этом сейчас мало кто помнит, но самая первая улица в честь красного командира возникла еще в 1930-х, задолго до появления упомянутого микрорайона (кстати, поначалу он назывался Северо-Западным), и находилась по большей части на месте горбольницы №7. Как раз в начале 1970-х улица ушла в прошлое, а название в честь Михаила Васильевича Фрунзе получила в 1976-м новая улица – та самая, которую мы теперь знаем.
А еще в районе Горбатки была улица Снайпера, от которой сегодня ничего не осталось. Ее остатки были застроены в семидесятых и восьмидесятых, сохранились лишь несколько домов по одноименному переулку.
Имеем ли мы право оценивать прошлое? Пожалуй, да. Что-то в нем было неизбежным, без другого можно было и обойтись. Но обо всем нужно помнить, чтобы взять в будущее положительный опыт и учесть ошибки.
Сергей САВИНОВ