Прошлой весной российские стриминговые сервисы показали настоящую «бомбу». Нетривиальная идея и крепкий сценарий, выверенные диалоги, опытные актеры вроде Стоянова и Догилевой, от которых старалось не отставать новое поколение – благодаря этому сочетанию история смоленских кровососов удалась на славу.
В итоге «Вампиры средней полосы» (18+) стали синонимом хорошего российского сериала, который не стыдно порекомендовать друзьям и знакомым, а витиеватые выражения деда Славы можно записывать на случай важных переговоров. Еще эта история подкупила зрителей местом действия – им стал город Смоленск, который нечасто оказывается в центре внимания московских продюсеров. Увы, если американские сериалы не ограничиваются Нью-Йорком или Лос-Анджелесом, то российская телепродукция давно набила оскомину однотипными столичными видами. Порой складывается ощущение, что для отечественных продюсеров существует только Москва, условный стереотипный юг и глухое «замкадье», где до сих пор живут словно в восьмидесятых годах прошлого века. Причем в лучшем случае. «Вампирам» же удалось разбить этот стереотип, и выбор Смоленска оказался воистину удачным.
Именно там, согласно сюжету, веками живут вампиры, которые чтут договор и за каждого убитого человека отдают на казнь одного из своих. Они держатся в тени и не любят высовываться, предпочитая спокойную жизнь. И лишь когда в березовой роще находят мертвых парней, у которых кто-то выпил всю кровь, смоленским вампирам приходится провести собственное расследование. Потому что иначе их маленькой ячейке под предводительством Святослава Вернидубовича грозит полное уничтожение.
Так начинался первый сезон, который увлекал с первой же серии и не отпускал до самых последних кадров. Как оказалось, вампиры еще могут привлечь внимание зрителей, уставших от «Сумерек» и «Другого мира». Всего-то и надо было, что поместить кровососов в российский областной центр и наделить их чертами простых обывателей, пусть и почти бессмертных. Каждый персонаж был с такой любовью прописан и сыгран, что просто не мог не вызывать искреннее сопереживание. Следователь Анна Остроумова, доктор Жан Иванович, графиня Ольга Анваровна, наивный подросток Женька и, конечно же, потрясающий дед Слава. Все были на своих местах, и пускай их истории были в чем-то наивными, тем не менее, в них хотелось верить. И даже хранители, чтущие договор со стороны людей, избежали сравнения с «Ночным дозором».
Восемь эпизодов, не считая отдельного новогоднего, пролетели стремглав и оставили зрителей в томительном ожидании второго сезона. И вот он, наконец, появился спустя полтора года – 13 декабря в одном из стриминговых сервисов вышел открывающий эпизод. В самом начале на весь экран нам показывают по очереди обезглавленный труп и саму позеленевшую голову с искаженным от страха лицом. Изо рта мертвеца торчат типичные вампирские клыки, что делает момент несколько трэшевым – расчлененка в стартовой сцене слабо располагает к просмотру. И пусть сериалу присвоен рейтинг 18+, в первом сезоне нам это не бросали в лицо так явно.
В итоге уже в самом начале теряется легкость, что была присуща истории. И только появление деда Славы возвращает «Вампирам» хоть и чернушный, но все же в целом комедийный настрой. По факту же Юрий Стоянов единственный, кто играет на прежнем уровне – возможно, дело в его харизме и ярких фразочках, в которые, тем не менее, все же проникли отдельные низкосортные шутки. Артем Ткаченко, в первом сезоне примеривший на себя образ вампира-француза с присущим русскому медику цинизмом, продолжает гнуть ту же линию, но получается хуже. Но дело скорее не в актере, а в провисающих сценах с его участием. Они словно бы изначально прописывались как проходные, просто чтобы обозначить в стартовом эпизоде знакомого персонажа. А вот Аннушка… С ней еще сложней.
В первом сезоне ее играла украинская актриса Екатерина Кузнецова, во втором же ее сменила Анастасия Стежко. Внешне они довольно похожи, и в целом к самой Стежко лично у меня претензий нет. Но складывается впечатление, будто ее заставили играть не вампира-следователя по имени Анна, а конкретно актрису Кузнецову в роли вампира-следователя по имени Анна. Вышло в итоге плохо, вторично и неубедительно. Не исключено, что будь у Стежко возможность раскрыться по-своему, вышло бы намного интересней. Но то ли продюсеров испугала перспектива резкой перемены в характере персонажа, то ли это было самостоятельное решение самой актрисы – в любом случае мы имеем дело с явным провалом кастинга. Впрочем, дадим шанс ее Аннушке проявить себя.
По большому счету стартовый эпизод второго сезона вытягивают на себе только Юрий Стоянов и фактурный Дмитрий Лысенков в роли Костика, да еще Татьяна Догилева старается изо всех сил, помещенная в прокрустово ложе умирающей от рака Ириночки Витальевны. Остальным же пока, возможно, просто нечего играть – в том числе появившейся в самом начале Лукерье Ильяшенко, запомнившейся разве что откровенным готическим нарядом.
Не исключено, что в последующих эпизодах раскроются по-настоящему все персонажи. Однако момент упущен, ведь времени на раскачку в коротком восьмисерийном сезоне нет. И все же будем надеяться, что смена режиссера (вместо Антона Маслова за постановку отвечал Дмитрий Грибанов) и исполнительницы одной из центральных ролей не станет для «Вампиров» окончательно заколоченной крышкой гроба.
Не хотелось бы потерять по-настоящему качественный российский сериал уже на втором сезоне, когда при должном усердии можно держать зрительский интерес годами.
Сергей САВИНОВ