Информационные технологии настолько изменили общество, что большинство из нас уже просто не мыслят жизни без гаджетов. Мы даже фильмы порой смотрим на экране смартфона, если нужно куда-то далеко ехать – к примеру, в поезде. А вечером выходного дня собираемся всей семьей у экрана телевизора, чтобы посмотреть одну из свежих лент, которые еще недавно крутили в кинотеатрах. Нередко бывает и так, что очередной блокбастер идет параллельно в большом прокате и в онлайн-сервисах. Переломной точкой, напомню, стала пандемия ковида, когда мы сидели по домам, и выяснилось, что информационное общество способно пережить апокалипсис. Был бы только доступ к интернету.
И все же традиционные кинотеатры пока еще живы. Более того, не собираются на покой, так как им по-прежнему есть что предложить зрителю – это большие экраны, качественный звук и, разумеется, сама атмосфера сеанса, ради которой мы все-таки временами выбираемся в кинозалы. А ведь еще не так давно было по-другому. И наше сегодняшнее путешествие поможет нам вспомнить, как именно.
Велохронометр под парами, не задерживаемся, размещаемся и отправляемся в прошлое.
Люмьеры не первые
Кино как явление появилось в конце XIX века, и даже сегодня у всех на слуху фамилия братьев Люмьер – создателей «синематографа». Первый коммерческий показ фильмов состоялся в Grand Café на парижском бульваре Капуцинок 28 декабря 1895 года. Именно эта дата официально считается днем рождения кино. Хотя, по правде говоря, первый публичный показ Люмьеры провели еще 22 марта того же года. А если уж копать совсем глубоко, то французов опередил Томас Эдисон, который в 1891-м изобрел и в 1893-м запатентовал свой «кинетоскоп».
Короткий (всего три секунды) ролик «Приветствие Диксона» был показан 20 мая 1891 года, почти за пять лет до официального «дня рождения кино». А первым фильмом, показанным широкой публике, стала «Сцена с кузнецами» – ее 9 мая 1893-го увидели зрители в Чикаго. Но что самое интересное, уже вскоре, 14 апреля 1894-го, коммерсанты братья Холланд установили на нью-йоркском Бродвее «кабину» с десятью «кинетоскопами» Эдисона, предназначенными для индивидуального просмотра. Уже к 1 июня Холланды открыли такие «кабины» (по-английски это звучало как Kinetoscope Parlor) в Чикаго и Сан-Франциско, а 17 октября все того же 1894 года появился их «кинотеатр» за пределами Соединенных Штатов – в британской столице.
Но и Эдисон с Холландами не были первыми! Пионером кинематографа на самом деле можно смело считать француза Луи Лепренса, который снял в Англии свой кинофильм «Сцена в саду Раундхэй» 14 октября 1888 года. Ролик был еще короче «Приветствия Диксона» и длился всего 1,66 секунды. Но тогда почему все считают родоначальниками кино именно Люмьеров? Все просто: братья-французы создали именно массовый «синематограф». «Кабины» Холландов с индивидуальными «кинетоскопами» Эдисона под это определение не подходят.
Технология братьев Люмьер победоносно шагала по планете, и уже в первой половине 1896 года кино смотрели за пределами Франции – в том числе и в нашей стране. В Санкт-Петербурге демонстрировали кино в летнем саду «Аквариум», затем эстафету подхватил московский театр оперетты «Эрмитаж». А дальше настала очередь других городов Российской империи – Киева, Харькова, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода. Это произошло летом и осенью все того же 1896-го. Поначалу, кстати, кинотеатры были «бродячими» – предприимчивые дельцы покупали кинопроекторы с пленками и разъезжали со всем этим хозяйством по городам, в том числе уездным. Площадками становились библиотеки, лицеи, гимназии, театры и даже уличные ярмарки.
Стационарные же кинотеатры стали появляться уже в начале XX века – в 1903–1904 годах. Назывались они в то время еще по-другому: электротеатрами, иллюзионами, биоскопами, кинематами и кинемо. Наиболее близким к привычному нам названию можно назвать разве что «синематограф».
Именно тогда, кстати, новый вид искусства пришел в Тверь.
Запретный плод
Первый киносеанс в нашем городе, по некоторым данным, состоялся 22 мая 1901 года в зале Общественного собрания, которое размещалось в здании Гостиного двора на Миллионной улице (нынешней Советской). Что это был за фильм, сейчас уже трудно сказать, но одно точно: он, конечно же, еще был немым. А первое звуковое кино тверитяне посмотрели в Большом Пролетарском театре – это здание нынешнего спорткомплекса «Пролетарка» в Морозовском городке. Изначально он и планировался как театр, а точнее как «чайная и зал для спектаклей». В 1931-м там смонтировали установку для показа фильмов со звуком. Первый сеанс состоялся 15 января 1932 года (по другим данным, 13 января), зрителям показали «Путевку в жизнь» (режиссер Николай Экк).
Впрочем, мы немного забежали вперед. Со стопроцентной уверенностью можно сказать, что первый частный кинотеатр в Твери появился в 1904 году на Почтовой площади (сейчас это площадь Михаила Тверского). Его открыла немка Мария Зайлер во временном здании, больше похожем на балаган. Название было выбрано довольно бесхитростным методом – в честь установленного там кинопроектора «Биоскоп». Любопытно, что воспитанницам Мариинской гимназии запрещали ходить на сеансы, так как фильмы вроде «Жестокой расплаты» и «Жертвы преступника» не отвечали высоким требованиям художественного вкуса.
Первым же действительно стационарным кинотеатром в Твери стал «Модерн», разместившийся также на Почтовой площади – в здании с современным адресом Советская, 21. Раньше там располагался Дом науки и техники, а до революции это был дом Коняевой. Открыли «Модерн», опять же по разным данным, то ли в 1908-м, то ли в 1909 году. А потом, как говорится, все завертелось.
В августе 1911-го в Городском саду, примерно напротив северного фасада нынешнего Драмтеатра, построили деревянное здание кинотеатра «Художественный» на 250 мест. В нем было два фойе – для уважаемой публики и для «черни». Фильмы там шли ежедневно, а так как это была еще эпоха немого кино, то звуковым сопровождением к картинке занимался струнный оркестр или пианист-иллюстратор по фамилии Рихтер. «Художественный» просуществовал до 1917-го, после чего пришел в запустение и был растащен горожанами на дрова.
Чуть позже, в октябре того же года, на Трехсвятской неподалеку от пересечения с Мироносицким бульваром (ныне Радищева) открылся еще один кинотеатр. Он расположился в одноэтажном доме купчихи Ольги Губченко, вмещал 300 зрителей и назывался «Гранд-Электро». В Твери он стал третьим по счету. После революции здание отдали рабочему клубу с интересным названием «Муравей», а в 1966 году снесли и построили на его месте кирпичную пятиэтажку под номером 28 с ювелирным магазином «Рубин» на первом этаже.
Незавидная участь постигла и другой тверской кинотеатр – «Эрмитаж», открывшийся 5 сентября 1915 года в Ильинском переулке. Проектировал здание известный тверской инженер Петр Богомолов, а зал «Эрмитажа» вмещал от 600 до 800 человек. Располагался кинотеатр в здании, которое стояло на месте нынешнего дома №15 по Тверскому проспекту. Там тоже играл оркестр, а руководил им тверской музыкант Николай Сидельников. После революции «Эрмитаж» переименовали в «1-й Советский кинотеатр», потом закрыли (в мае 1923-го) и вновь открыли (в октябре 1924-го) под старым названием. Увы, здание было разрушено в 1941-м, во время боев в Калинине.
Открылись в короткий период до Октябрьской революции еще несколько кинотеатров – «Палас», «Сатурн» и «Вулкан». Последний появился на Почтовой площади в 1916-м и лишь немного не дожил до своего столетнего юбилея – был окончательно закрыт в 2012-м. Здание, в котором расположился «синематограф», принадлежал Арефьевой и Поповой. Кинопрокатчицей стала вторая, разместив «Вулкан» на своей половине. Фойе там тоже было два – для почетных гостей и простого люда. А уже в советские времена именно в этом зале, который переименовали в «Ударник», показали калининцам первый советский цветной фильм «Соловей-Соловушко» (режиссер Николай Экк, год выпуска 1936-й). Снимали его, кстати, в селе Конаково (в 1937-м оно получит статус города), на фаянсовом производстве. А если вам интересна подробная история кинотеатра «Вулкан», можете прочитать о нем в одном из выпусков рубрики «Не проходите мимо».
Добавлю лишь, что до своего закрытия в 2012-м «Вулкан» считался старейшим работающим кинотеатром в области.
Масскульт пленительного счастья
Советские времена в нашем городе также оказались богатыми на кинотеатры. Только были они уже, разумеется, государственными. Так, в здании бывшего Дворянского собрания, которое проектировал еще Иван Федорович Львов, после революции работал кинотеатр «Гигант». Именно там показали первый после освобождения города фильм – «Ленин в октябре». Сеанс состоялся 17 декабря 1941 года.
Еще один кинозал действовал короткое время в здании нынешнего ТЮЗа на площади Ленина. В 1928-м там открыли Дом Красной армии с кинозалом, который в 1933-м преобразовали в кинотеатр «Роскино», но закрыли уже в 1935-м. Вместо него заработало областное земельное управление.
Но по-настоящему новым – советским! – кинотеатром стала «Звезда». Здание по проекту Виктора Калмыкова в стиле постконструктивизма торжественно открыли 31 июля 1937 года. Если смотреть на него сверху (например, на спутниковой карте), то можно увидеть, что «Звезда» построена в форме бинокля. Хотя некоторые тверитяне считают, что это трактор. Интересно, что столичный кинотеатр «Родина», открытый в 1938-м, создан по похожему проекту. Разрабатывал его также Виктор Калмыков совместно с Яковом Корнфельдом. Кроме того, похож на тверскую «Звезду» и смоленский «Октябрь», а еще «Симферополь» (нетрудно догадаться, в каком городе он находится). Сама же легендарная «Звездочка», как ласково называли ее еще при Союзе и продолжают называть сейчас, осталась единственным кинотеатром, работающим еще с советских времен.
Были, конечно же, и другие. В 1950-х открыли сразу несколько абсолютно новых залов: «Сокол» в Затверечье (впоследствии «Затверецкий»), «Волга» на улице Горького, «Спутник» на проспекте Ленина. Следующие десятилетия тоже выдались «урожайными»: в 1966-м открыли «Восток» в Новопромышленном районе (теперь это Московский), в 1970-м «Россию» улице Тракторной, в 1973-м «Искру» на Соминке. А кинотеатр «Мир» в Южном, построенный к 1988 году, стал последним городским кинотеатром, открытом при советской власти.
За исключением «Звезды» ни одно из этих учреждений не сохранилось как место для показа фильмов. «Россия» в 1992-м была продана одной из сект, здание «Искры» теперь занимает одноименный спорткомплекс, в «Спутнике» одно время располагался рок-клуб «Седая рысь», теперь это очередной ТЦ. «Восток», побыв в девяностые клубом «Дизель», оказался снесен, и на его месте появилось новое здание с магазинами и другими коммерческими помещениями. Не работают «Волга» и «Затверецкий», «Мир» остался в статусе досугового центра, причем довольно неплохого по отзывам. Про «Вулкан» мы с вами уже говорили – он продержался до 2012-го.
Здесь и сейчас
В девяностых, после развала Союза, кинотеатры переживали не лучшие времена. Россиянам и жителям Твери в том числе было не до развлечений, однако в 1998-м тьма рассеялась, и кинопрокат в городе возродился. На базе обкомовского кинозала заработал ККЗ на Рыбацкой, о котором мы говорили во время нашего путешествия по Предместью. А в 2003 году на проспекте Ленина, в бывшем здании ДК Полиграфкомбината, построенного еще в 1954-м, открылся частный кинотеатр «Тверь». Долгое время он был неплохой альтернативной площадкой, конкурировавшей со «Звездой», ККЗ на Рыбацкой и «Вулканом». А в 2010 году в нем даже состоялась мировая премьера блокбастера «Скайлайн».
Этот курьез случился из-за разницы во времени между Россией и США. Показ в Штатах стартовал 12 ноября, в нашей стране на день раньше – в 11-го. А в тверской «Твери», да простят меня читатели за вынужденную тавтологию, и вовсе 10-го. Увы, этот кинотеатр проработал лишь 10 лет и был закрыт из-за долгов в 2013-м.
Сегодня в областной столице по-прежнему работает ставшая легендарной «Звезда», из совсем новых кинотеатров в 2010-м открылся Silver Cinema в ТРЦ «Рубин», в 2015-м «Синема Стар» в ТРЦ «Рио» и, наконец, «Панорама» в ноябре 2016-го. Но это уже совершенно другая страница истории.
Сергей САВИНОВ