Этот район мог стать настоящим университетским городком или кампусом, сосредоточив в себе сразу все факультеты ТвГУ. Планы такие были, разговоры ходили, дело дошло даже до строительства огромного здания ректората, которое теперь стоит заброшенное и позабытое. Хотя масштабы его даже сейчас впечатляют.
В этот раз мы немного изменим привычный маршрут велохронометра и промчимся сначала по недавнему прошлому. И лишь потом погрузимся в глубину веков. Сегодня на нашем пути Соминка и окрестности.
Поворот не туда
Восьмидесятые годы – это не просто последнее десятилетие СССР. Это еще и время грандиознейших планов, которым не суждено было сбыться. Вспомним, к примеру, что Западный мост хотели построить еще в те годы. И не только его – еще один мост через Волгу планировалось перекинуть в створе Смоленского переулка. Так и напрашивается излюбленный писательский прием для альтернативной истории: «а что, если…»
Именно тогда, на излете Союза, разрабатывалось строительство студенческого городка на берегах Соминки. Вся частная застройка подлежала сносу, а сама речка должна была оказаться внутри кампуса. Но успели доделать только девятиэтажную общагу по улице Прошина, а площадки еще одного общежития и учебного корпуса заморозили после распада страны.
Однако лихие девяностые закончились, наступили «тучные нулевые», и проект университетского городка оживили. Правда, в сильно усеченном виде – теперь весь кампус должен был уместиться на правом берегу Соминки. Увы, до конца довели только размороженные площадки. А вот новейший корпус, начатый в 2006-м, так и застыл в безвременье. За прошедшие годы он так устарел, что надежды на его завершение в том же виде нет. Впрочем, так говорили про Западный мест, ДОКБ и речной вокзал, а потому будем держать нос по ветру.
А пока мчимся дальше в прошлое.
Блуждающая речка
Микрорайон Соминка занимает внушительную территорию в заволжской части Твери, хотя многие и не предполагают насколько. На западе он граничит с Радужным и поселком Вагонников, на север уходит к ЗАО «Калининскому» и «Новому Городу», на юге тянется вдоль бывшей химбазы по 2-й Красина, а на востоке упирается в Киселево и Теплый ручей, совсем немного не доходя до берега Тверцы. Удивительно, но устье самой Соминки, давшей название микрорайону, в него самого не входит.
О ней мы уже немного поговорили, когда путешествовали по Исаевской слободе и искали следы старой верфи. Давайте вспомним: изначально Соминка была ручьем на Волынях, а привычное нам название получила по лодкам-соминкам. Зимние доки для них располагались как раз в устье, неясно лишь, почему изменилось ударение. Как объясняет Владимир Иванович Даль, само слово, скорее всего, произошло от «сомины», то есть огромного сома. Потому и «соминка». Но вот тверской топоним по непонятной причине стал Соминкой. Оставим эту загадку историкам языка.
Русло на старых картах немного другое, на плане 1845 года оно и вовсе теряется в лесных дебрях, шумевших на месте современного Радужного, части поселка Вагонников и домов по улице Крайней. И это неудивительно, потому что речку несколько раз двигали и «переселяли». Поговорим лишь о последних крупных изменениях. Так, в начале семидесятых в устье Соминки устроили запруду для слива в нее через Теплый ручей отработанной горячей воды из ТЭЦ-3. Речку при этом сильно расширили и углубили. А стрелка, где Соминка стекает в Тверцу, уже много лет остается излюбленным местом городских рыболовов. Потом речку немного сдвинули в конце восьмидесятых, когда расширили консервный завод на Михаила Румянцева. Однако критичным это изменение не стало, у Соминки и раньше «гуляло» русло, возможно, отчасти это зависело от застройки микрорайона – оно началось примерно в шестидесятых или чуть раньше. Смотря что считать началом. Исчезали или тоже меняли русла более мелкие потоки, питавшие речку, колебался уровень грунтовых вод. Но вот в начале девяностых для Соминки прокопали новое русло севернее прежнего – это, пожалуй, последнее крупное вмешательство в течение этой маленькой речки.
На краю Твери
Некоторое время Соминку можно было считать неким фронтиром, посредством которого город впитывал в себя окрестные деревеньки и хутора. Например, коттеджный микрорайон Киселево, с которым Соминка граничит на востоке, находится на месте старой одноименной деревни, которая существует аж с XVII века. Причем не исключено, что и дольше, потому как в писцовой книге 1615 года упомянута пустошь на месте Киселева. А сама деревня была разорена во время нашествия польско-литовских войск и лишь потом восстановлена. Неподалеку, кстати, проходила одна из старинных дорог – Первитинский тракт, названный по одноименной деревне, куда он вел. Как пишет исследователь Константин Литвицкий, «ни Лихославля, ни железной дороги не существовало в то время», и «более достойного пункта, чем Первитино, для названия тракта, видимо, не нашлось». Сейчас о старом пути напоминает Первитинская улица, а Киселево стало частью города в 1977-м.
В то же году частью Калинина стала деревня Литвинки и одноименный поселок. Последний застраивался с пятидесятых годов как поселок сотрудников совхоза «Калининского». А вот деревня была известна еще с первой половины XVI века, то есть еще до Смуты. Называлась «сельцом Литвинцовым», происхождение стандартное для того времени – от слова «литвин», то есть белорус или литовец (уроженец Великого Княжества Литовского, имеющего мало общего с современной Литвой). Что интересно, на карте Тверского уезда 1825 года рядышком с селом Литвиновым присоседилась деревня Литвино. Впоследствии их, судя по всему, объединили, а в 1977 году, как мы уже знаем, все это вошло в черту города. Вполне вероятно, что вскоре к Твери присоединят и деревню Батино, к которой приписан ЖК «Новый Город». А вот два хутора под названием Отрадное ушли в прошлое: на месте первого сейчас ЗАО «Калининское», на место второго – Тверецкий водозабор.
Дебри прошлого
Продолжаем ехать по кругу с востока на запад, огибая Соминку. И вот на нашем пути еще несколько бывших деревень: Дорошиха (она же Дорофейково, сейчас улица Дорошихинская, не путать с одноименной ж/д станцией) и Зеленково (она же Зеленцыно, а впоследствии Красное Знамя). История первой тянется в первую половину XVI столетия, а в веке двадцатом – сплошь потрясения. Так, в окрестностях Дорошихи стоял кирпичный завод Хартулари, который сгорел от поджога в 1907 году, а в середине 1910-х сгорел барский дом – от удара молнии.
Вскоре после революции, в 1919-м, на месте сельца открыли совхоз «Дорошиха», земли стали застраивать, а в середине века они вошли в черту города. Похожая история произошла и с Зеленцыным, тоже возникшим еще до Смуты: в 1920-х его переименовали в Красное Знамя и организовали коммуну «Маяк». Деревня росла, город тоже, и 1977-м бывшее Зеленцыно оказалось в черте Калинина.
И вот, наконец, мы достигли еще одной части города, граничащей с Соминкой – это поселок Вагонников. Нетрудно догадаться, особенно тем, кто не пропустил одно из недавних путешествий, что название возникло от профессии рабочих Вагонзавода. Как мы уже знаем, сотрудники предприятия обеспечили настоящий строительный бум, и дома их протянулись аж до Петербургской заставы. Кстати, от начала шоссе тянулась дорога на Черногубово – на старых картах хорошо видно, что она идет через нынешнюю химбазу, а дальше через 1-ю Вагонников, Дорошиху и улицу Коммуны в Красном Знамени. Проходила она и через современный завод напитков, открытый в 2008-м на месте недостроенного в восьмидесятых еще советского предприятия. Направление старой дороги, к слову, хорошо просматривается и на современных планах – вы не собьетесь даже на территории химбазы и бывшей части ПВО.
А пока велохронометр замедляется, и мы возвращаемся в наше время. По Юности, Радужному и МЖК мы покатаемся в одном из следующих путешествий.
Сергей САВИНОВ