Это лето для Твери оказалось необычайно урожайным на киносъемки. В какой-то момент у нас в городе работали сразу шесть команд. Сами киношники даже шутили: «Голливуд переезжает в Тверь». Дошло до того, что члены съемочной группы с большим трудом бронировали себе номера в гостиницах – все было переполнено.
Кое-что уже успели смонтировать и запустить на ТВ и стримингах. Еще и приурочили к Шуфутинову дню, как в сети шутливо именуют третье сентября. Собственно, и сам сериал посвящен набившему оскомину мему. Объяснять его нет смысла, он и так сквозит изо всех пылесосов. Поэтому сразу перейду к самому проекту.
В наличии у нас трое возрастных оболтусов, которые приходят в себя в неестественных позах на берегу реки. Происходит это под известную песню, а мимо тем временем проплывает теплоход «Михаил Шуфутинский». Выясняется, что у одного из оболтусов сегодня свадьба, на которую он вот-вот опоздает из-за бурных возлияний на мальчишнике. Что делать? Мчать на всех парах в Тверь!
Кстати, Тверь в сериале – это действительно полноценное место действия, а не декорация к очередному выдуманному Фимовску. Приятный тренд, который я отмечал еще в обзоре на сериал «Алиса не может ждать», а еще обсуждал в интервью с одним из тверских режиссеров. «Третье сентября» подхватило эстафету, и уже в первые минуты герои, поймав попутку, просят довезти до Твери, даже конкретно – «на Ерофеева». Подвозит их, к слову, сам маэстро Шуфутинский, с которым компашка обменивается шутками на тему шлягера, а потом начинается беготня по знакомым любому горожанину локациям.
Бульвар Радищева и портрет Солженицына на бывшем «инвалидском», памятник Кругу, Треха, «Лучи Твери», пристань в Горсаду, Монастырский мост через Тьмаку, областной Дворец бракосочетаний – красота сплошь и рядом. Места сплошь знакомые и глазу приятные. Но главному герою по имени Витя не до красот. От него прямо из ЗАГСа убегает невеста, получив загадочное сообщение на телефон. Что-то наш жених начертил накануне, вот только забыл в алкогольном угаре, что именно… Еще и бандиты его преследуют, спрашивая про какую-то Люсю.
Витя, отчаявшись, просит небеса дать ему второй шанс – и начинается сюжет песни Шуфутинского: «я календарь переверну, и снова третье сентября». То, как события разворачиваются дальше, напоминает одновременно «День сурка» и «Мальчишник в Вегасе». А еще – «Эффект бабочки» и немножко «Обливион». Все эти ходы вторичны, но смотрятся бодро. Во-первых, из-за отечественный реалий, во-вторых, потому что события происходят в Твери, и в-третьих, потому что по мему. Странно, к слову, что фильм о путешествиях во времени, основанный на песне Михаила Захаровича, не сняли еще лет пять назад. Да и в целом, хоть ты и понимаешь всю глубину незатейливости сюжета, следить за развитием действия интересно. Тем более что эпизоды короткие и динамичные, а саундтрек – самый что ни на есть «народный».
Единственное, что, на мой взгляд, оказалось лишним, это перенос во временную петлю всех троих друзей. «Попанданчество» – весьма интересный жанр со своими канонами, и основной движущей силой обычно является уникальность ситуации главного героя. Никто, кроме него, и не подозревает, что оказался во временной петле, а потому действия центрального персонажа осложнены и за счет этого более интересны, выпуклы и филигранны. Впрочем, это комедия, не претендующая на глубину, так что ей простительно.
От игры актеров в подобных проектах не ждешь фантастики, но здесь они, пожалуй, и вправду стараются. Особенно персонажи второго плана – как, например, Виктор Низовой, сыгравший дядю главного героя, постоянно прикладывающегося к фляжке. Или Максим Лагашкин в образе тамады. Но, главное, протагонист и его окружение, несмотря на алкогольную предысторию, не вызывают отвращения – они искренне раскаиваются и пытаются все изменить, чем заслуживают зрительское сопереживание.
Пока это однозначно самый яркий отечественный проект наступившей осени. А дальше посмотрим.
Сергей САВИНОВ