Обозреватель портала «ТОП Тверь», писатель-фантаст Сергей Савинов делает отличные рецензии на киноновинки. И мы не можем обойтись без них на ТОПе (не только ж новости писать). Сергей продолжает рубрику «Савинов про кино», где будет рассказывать про полный метр и, конечно, сериалы.
Британцы всегда отличались своим особенным юмором — балансирующим на грани тонкой сатиры и нарочито грубых, местами даже пошлых шуток. Даже сейчас, на волне движения BLM, когда западный мир пересматривает свое отношение к образам в искусстве и стыдливо подвергает цензуре шедевры прошлого, выходцы с Туманного Альбиона не боятся заигрывать с политкорректностью. Чего стоит одна только фраза из “Джентльменов” Гая Ричи: “Ты черный и ты тупой. В чем тут расизм?” (цитата приблизительная, но точно передает смысл. — прим. авт.). И действительно — высмеивание штампов нравится зрителям гораздо больше занудного морализаторства.
Мое поколение студентов начала двухтысячных до дыр пересматривало “На игле” Дэнни Бойла и “Большой куш” уже упомянутого Гая Ричи. Залихватские матюки, закрученные и в то же время понятные истории, стильный музыкальный ряд — так называемый бриткрайм, чисто английский жанр, полюбился всему миру, и Россия не стала исключением. В последнее время, правда, поговаривают, что направление себя изжило и что, мол, за редкими исключениями вроде “Джентльменов” на экран давно не выходило ничего достойного. К счастью, это не так.
Сериал Brassic (в русской адаптации “Голяк”) впитал в себя все лучшее, что нам нравится в бриткрайме. И если вы считаете себя поклонником этого жанра, вам нужно обязательно познакомиться с Винсом, Диланом, Томмо, Карди и другими парнями из захолустного английского городка. Это обаятельные великовозрастные гопники, которые так и не повзрослели, хотя им уже далеко не двадцать, а Дилан так и вовсе со своей девушкой Эрин воспитывают сына. Они частенько выпивают, балуются запрещенными веществами, любят зависать в местном стрип-баре и периодически в поисках легкого заработка пускаются во все тяжкие. Но делают все это так наивно и даже трогательно, что отнюдь не вызывают неприязни. Более того, их мотивация прописана настолько грамотно, что переживать им вскоре начинаешь как собственным хорошим знакомым.
Некоторых бриткрайм отталкивает романтизацией мелкой преступности. И “Голяк” может показаться именно таким — действительно, ну как все же можно сочувствовать людям, которые грабят вместо того, чтобы заработать? Но секрет английской криминальной комедии как раз в том, что ее герои — это живые люди, которые делают ошибки и умеют признавать это, мучаются нравственным выбором и пытаются выбраться из круговерти не самой хорошей жизни. А еще далекое британское захолустье в какой-то момент начинает казаться смутно похожим на подобные же места в России. Маленький городок, где ничего нет, в том числе будущего, и не каждый может вырваться из него, чтобы разорвать опостылевший до омерзения порочный круг. Обычные семьи, в которых родители трудятся от зари до зари, а детей воспитывает улица. Затем кто-то из них идет служить в полицию, а другой встает на кривую дорожку, и его затем арестовывает бывший одноклассник. В таких городках все друг друга знают, и грабят там не условного местного владельца магазина, а вполне конкретного мистера Смита или Ивана Иваныча, к которому за колбасой ходит все окрестное население. И такая близость накладывает своеобразный отпечаток на провинциальные взаимоотношения, не всегда понятные жителям больших городов.
О таком маленьком захолустье и о таких людях — парнях и девчонках с рабочих окраин — как раз-таки и рассказывает сериал Brassic. И в самом начале первой серии нам четко дают это понять, когда один из главных героев, Винс, не стесняясь в выражениях, объясняет, как живет он и его окружение. Дорогим колледжам, модным шмоткам и зарубежным поездкам нет места в их мире — и не потому, что они не хотят этого, а потому что трезво смотрят на жизнь. Хотя это, конечно же, не оправдывает их криминальных наклонностей.
Актеры на все роли в “Голяке” подобраны колоритные — в их, как говорят у нас, пролетарское происхождение веришь сразу. Из более-менее известных российскому зрителю можно назвать Джозефа Гилгана (Винс), который играл в фантастическом сериале Misfits (в разных адаптациях “Плохие” или “Отбросы”), а также Доминик Уэст (“300 спартанцев”, “Центурион”, “Джон Картер” и недавняя “Лара Крофт”, где он сыграл отца главной героини). Знатоки британских сериалов, пожалуй, сразу узнают Райана Сэмпсона (наиболее запоминающаяся роль — раб по имени Грумио из “Плебеев”). И как раз тот факт, что большинство исполнителей ролей мало где засветились, во многом работает на пользу сериалу — глаз не замыливается знакомыми лицами.
На данный момент снято два полноценных сезона, третий следует ждать в 2021 году. Для максимального удовольствия от просмотра я лично рекомендую выбрать адаптацию от студии “Кубик в кубе” с рейтингом 18+.
И приготовьтесь: посмотреть Brassic на фоне домашних дел не получится. Он либо сразу вызовет у вас отвращение, либо затянет настолько, что вам трудно будет остановиться. Серия за серией — и так до конца. А потом наступит грусть от того, что придется так долго ждать выхода нового сезона.