«Савинов про кино»: сериал «Метод 2» выстрелил в пустоту

11:28

18 ноября 2020

10760

"Савинов про кино": сериал «Метод 2» выстрелил в пустоту
фото: Кинопоиск

Рубрика «Савинов про кино» на ТОП Тверь ознаменовалась выходом рецензии журналиста Сергея Савинова на одну из самых громких и раскрученных премьер осени — отечественного сериала «Метод 2».

Внимание: в тексте могут присутствовать спойлеры! 

Еще не так давно словосочетание «российский сериал» вызывало спорные чувства. Слезливые мелодрамы для домохозяек, а также истории противостояния полицейских и бандитов  таким был стандартный набор отечественного телевидения до недавнего времени. Разумеется, попадались и весьма удачные проекты вроде «Интернов» с обаятельно картавящим Охлобыстином. Однако именно высокая популярность в итоге и загубила отличный ситком  если поначалу он вобрал в себя лучшее из «Клиники» и «Доктора Хауса», только в российских реалиях и с оригинальными историями, то впоследствии скатился в бесконечный самоповтор. Создатели просто-напросто не сумели вовремя поставить точку. Хотя справедливости ради отметим, что подобное случается и с западными сериалами, которые пока считаются образцовыми. 

И все же в случае с нашим телепродуктом зритель, как правило, более требовательный. Так, если затянутые семейные перипетии заметно постаревших гиков из американской «Теории Большого взрыва» мы благодушно приняли, то продолжение, к примеру, отечественного «Мажора» заинтересовало не всех. Многие считают, что заканчивать его нужно было первым сезоном  ярким, сочным и мощным. В то же самое время детективная драма с Павлом Прилучным стала одним из успешных экспортных сериалов российского производства: еще в 2016 году права на трансляцию «Мажора» приобрел Netflix. Та же история приключилась и с отечественной историей о киборгах «Лучше, чем люди», где главную роль сыграла Паулина Андреева. Та самая, которая сыграла напарницу эксцентричного следователя Родиона Меглина из сериала «Метод». 

Премьера этой жесткой и кровавой истории состоялась в 2015 году. Новый сериал взлетел свечкой в рейтингах по целому ряду причин. Это и режиссура Юрия Быкова, и стильный видеоряд, а также мрачная атмосфера, сотканная из шокирующих кадров, продуманных историй и пронзительного саундтрека от Райана Оттера. «Метод» завораживал  его снимали в России, роли исполнили отечественные же актеры, причем широко известные вроде Хабенского, Цапника и Серебрякова, но при этом он сильно выделялся из общего потока наших однотипных сериалов. Было при просмотре этакое ощущение чуждости и отстраненности. Вроде бы и Россия, но какая-то другая, словно из параллельной вселенной. К слову, в том числе из-за этой особенности некоторые зрители сериал не приняли  мол, слишком по-западному смотрелся сыщик Меглин, который чуть ли не вытирал ноги о старших офицеров, рассекал на старом «Мерседесе» и жил в заброшенном старом здании в промзоне. Те же, кто приняли все эти детали как кинематографическую условность, в итоге смотрели сериал с интересом и удовольствием. 

"Савинов про кино": сериал «Метод 2» выстрелил в пустоту
Источник: kinopoisk.ru

Другой отличительной чертой «Метода» стала его натуралистическая жестокость на грани с «чернухой». Обезображенные трупы, фрагменты расчлененных тел и как апогей  выкалывание глаз персонажу Яна Цапника. Отдельные моменты сериала действительно шокируют, и это тоже было принято не всеми. Однако если вспомнить «Игру престолов» или «Викингов», то «Метод» уже не кажется излишне жестоким. В целом же современный зритель вообще стал менее чувствителен к попыткам его шокировать. 

Как бы то ни было, при всей спорности «Метода» он стал одним из самых рейтинговых российских сериалов, который в итоге заметили на западе. Совершенно верно  речь опять о том самом Netflix с его «Ведьмаком» и «Очень странными делами». Так что следователя Меглина, расследующего кровавые преступления в российской глубинке, теперь знают далеко за пределами нашей страны. А раз так, то продолжение просто обязано было появиться по всем правилам и канонам коммерческого телевидения. И оно действительно появилось спустя пять долгих лет. 

В изначальных планах фигурировал 2019 год, но из-за того, что съемки пришлось отложить, премьера второго сезона «переехала» на осень 2020-го. Стартовую серию показали 8 ноября, и к текущему моменту в эфир вышло уже три. Четвертая ожидается в следующий понедельник, 23 ноября. Но что мы имеем уже сейчас? Стоит ли тратить время на продолжение? Увы, на мой взгляд, новый сезон получился не только вторым по счету, но и вторичным по смысловому наполнению. И так считаю не только я. 

 

Некоторые коллеги-журналисты из федеральных изданий, не сговариваясь, сравнили «Метод 2» с ребенком  одни с «нежеланным», другие с «переношенным» и даже «мертворожденным». И дело тут, конечно же, не только в пятилетнем перерыве  преданный зритель может ждать и больше, как показали прецеденты с «Безумным Максом» в большом кино и с «Доктором Кто» в случае с сериалами. Но в случае с «Методом» это не сработало. Как ни хотелось поклонникам после окончания первого сезона посмотреть продолжение, они прекрасно понимали  прыгнуть выше головы создателям вряд ли удастся. Оригинальный «Метод» был цельной историей с развивающимися персонажами, один из которых пересек черту и не выдержал безумной гонки. Речь, понятно, идет о герое Хабенского, который, как мы помним, погибает в финале. И уже один этот факт был красноречивее любых слов: история следователя Родиона Меглина закончилась на высокой ноте с надрывом. Будто порванная струна. Все, что дальше, это уже история Есени, которую играет Паулина Андреева. А она, будем откровенны, вызывает гораздо меньший интерес, нежели харизматичный псих Меглин. Но эту проблему создатели решили, уготовив персонажу Хабенского судьбу Джона Сноу из уже упомянутой «Игры престолов». 

Разумеется, его не возродила из мертвых Красная женщина, просто выяснилось, что у Меглина декстрокардия — это когда сердце расположено не слева, а справа. Объяснение, конечно, притянуто за уши, хотя такая аномалия действительно встречается в жизни, пусть и редко. И все равно сценаристам пришлось, как говорится, натягивать сову на глобус — умирающего Родиона спасали девять часов, и все это время он «словно не хотел умирать». Именно этот пассаж сделал и без того сомнительное объяснение еще более жалким, навевая ассоциацию с очередной унылой мелодрамой… 

Это даже не спойлер, хотя может показаться, что я раскрыл самую главную сюжетную интригу. Но вот в том-то и дело, что ее, этой самой интриги, не было с самого начала. О том, что Меглин вернется во втором сезоне, говорил и сам исполнитель главной роли. Правда, на волне ожидания появились слухи, будто бы он должен являться Есене в воспоминаниях, но эту информацию очень быстро опровергли. Не стал бы народ смотреть на страдания героини Андреевой по погибшему Родиону, это неоспоримый факт. А вот на самого Меглина в исполнении Хабенского, напротив, с большим удовольствием. Потому что играет он действительно на прежнем уровне, и за его экранным перевоплощением все еще интересно наблюдать. Тем более что перед актером стояла по-настоящему непростая задача  сыграть душевнобольного. «Другого» Меглина, как попытались дипломатично объяснить Есене его состояние. 

Так почему же «Метод 2» не выстрелил так же, как в свое время первый сезон? Хабенский в роли эксцентрика Меглина есть, кровавые головоломки тоже в наличии, фирменное звучание от Райана Оттера и экранные вставки со смыслом  присутствуют. Не хватает лишь логики в завязке, и этот факт удручает. Следователя в пограничном душевном состоянии как будто и вправду вытащили с того света, а он бедняга, не понимает зачем и что от него хотят. Есеня из восторженно-влюбленной стажерки превратилась в матерого следака, нарочно или неосознанно копируя повадки Меглина, что получается довольно скверно, и в итоге поимка очередного маньяка становится фарсом. 

И даже если бы второй сезон снимал тоже Юрий Быков (во втором режиссерское кресло отдали Александру Войтинскому), все равно новый «Метод» остался бы вторичной пустышкой, силящейся повторить успех оригинала. Улучшить впечатление не способна ни знакомая музыка, ни обаяние и талант Хабенского, ни бросающаяся в глаза фирменная кровавая натуралистичность. 

Вывод: чтобы не портить впечатление от первого сезона, по-настоящему цельного и самобытного, лучше не тратить время на продолжение. И пусть впереди еще целых пять серий  вряд ли они хоть что-то изменят. Не в обиду Паулине Андреевой и Александру Петрову, герой которого как-то очень уж быстро занял пустующее после смерти Меглина сердце Есени. 

Оригинальный «Метод» можно было или полюбить навсегда с первых же серий, или возненавидеть всей душой за его чрезмерную чернушность и эксплуатацию образов душевнобольных. Новый же не вызывает абсолютно никаких эмоций, и это самый большой его минус. 

Сергей САВИНОВ

+8

Материалы по теме

Из этой же рубрики