В рубрике «Савинов про кино» обозреватель ТОП Тверь Сергей Савинов сегодня предлагает обзор самой свежей новогодней киноновинки отечественного кинопрома «Серебряные коньки». 10 декабря картина вышла в прокат. Она рассказывает о временах, которые принято поминать хрустом французской булки.
На дворе декабрь 1899 года, улицы тогда еще столичного Санкт-Петербурга украшены к Рождеству, у всех соответствующее настроение и предчувствие перемен. Вот только Матвею, сыну простого фонарщика, крупно не везет аккурат перед праздником – его с позором лишают работы курьера из-за того, что он не доставил вовремя важный заказ. А тут еще отец никак не может поправиться от простуды, которая с каждым днем все сильнее становится похожей на чахотку.
Давление обстоятельств вынуждает Матвея связаться с бандой карманников, грабящих зазевавшихся богачей. Тут-то и пригождается умение парня твердо стоять на коньках – ловкие воришки работают исключительно на льду, дабы иметь преимущество перед полицейскими в их неудобных шинелях и тяжелой обуви. Жизнь главного героя делает один стремительный поворот за другим, и вот уже он сталкивается лицом к лицу со своей судьбой – Алисой, дочерью царского министра. Молодые люди, как справедливо замечает Алекс, главарь банды, живут в разных мирах, и будто бы сама многолетняя история государства построена на том, чтобы им никогда не быть вместе. Впрочем, с ним категорически не согласны сами Матвей и Алиса…
Перед нами очередная красивая история любви и неравенства, и ее вполне можно было пропустить, если бы не действительно интересная находка с коньками. Именно на них строится сюжет, они являются его бессменным движком и в некоторых случаях даже «богом из машины». Банда конькобежцев и специально созданная для их поимки команда полицейских – чем не «Форсаж» в декорациях дореволюционного Петербурга с поправкой на основное средство передвижения!
А если серьезно, то «Серебряные коньки» в итоге оказались весьма неплохой лентой, заслуживающей зрительского внимания. Российская империя на пике своего развития, яркая праздничная столица и красивые исторические костюмы – визуальный ряд фильма не вызывает нареканий. Разве что захочется сильно придраться к достоверности, но не будем забывать: перед нами – новогодняя сказка. Или рождественская, если хотите. Здесь есть все, что нужно для подобных историй: влюбленная пара, преодолевающая трудности, благородные разбойники и не менее благородные служители закона, завораживающие погони и зрелищные поединки. И все это, не забудьте, сдобрено темной катания на коньках – от фигурного до спринта.
Смотрится фильм легко и с удовольствием. Персонажам веришь и даже переживаешь за них, особенно трогательной получилась линия отца главного героя – человека, который всю жизнь не ел досыта, но при этом категорически не приемлет чужих денег. Играет его, на мой взгляд, блестящий актер Тимофей Трибунцев. Вызывает симпатию и обаятельный негодяй Алекс с его убежденностью в справедливости «грабить награбленное». Порой он даже перетягивает на себя внимание с менее харизматичного Матвея. Правда, поначалу к образу Алекса надо привыкнуть – сыгравший эту роль Юра Борисов, известный по фильмам «Калашников», «Т-34» и «Бык» (к слову, снятый в Твери), сделал его эдаким трикстером вроде Коровьева из «Мастера и Маргариты» или Джокера в исполнении Хита Леджера. Временами такая игра может показаться утрированной, но надо признать, что при этом сам образ у Борисова получился цельным.
А вот главные герои, несмотря на то что все зрительское внимание должно быть направлено на них, получились невнятными. Алиса? Юна, красива и любит химию. Матвей? Наивен, романтичен и по-своему благороден. И еще, конечно же, мастерски катается на коньках. Вот, собственно, и все. Поэтому даже главный антагонист – князь Аркадий Трубецкой – выглядит более живым и привлекательным персонажем, нежели тот же Матвей, которому требуется сопереживать. Впрочем, подобные парадоксы нередки в романтических фильмах: герои должны лишь воздыхать и преодолевать трудности, а вот злодеям, как правило, прописывают более четкую мотивацию. Отсюда и симпатии со стороны зрителей.
В целом же фильм можно считать удачным и достойным – его хорошо смотреть с девушкой как романтическую новогоднюю сказку. А вот с семейным просмотром в нашем кинематографе, как бывает довольно часто, все гораздо сложнее. Если в «Союзе спасения» с рейтингом 12+ показали процесс отрывания головы пушечным ядром, то в «Серебряных коньках» с плашкой 6+ показали неприкрытые прелести Софьи Присс, исполнившей роль Алисы. Я бы, к примеру, не хотел объяснять детям, почему дядя раздевает тетю, а потом они лежат друг на друге. Вот любят наши киношники пихать откровенные сцены к месту и не к месту даже в 2020-м году, спустя три десятилетия после отмены цензуры… С другой стороны, в «Собиборе» при возрастном ограничении 12+ долго и с упоением демонстрируется крупным планом голова немецкого офицера, разбиваемая молотком. И это в то же самое время, когда марвеловским «Мстителям» ставят планку в 16+.
Вызывают вопросы и некоторые сомнительные шутки вроде «ямы и колдобины – это наше стратегическое преимущество перед западными партнерами». Такие формулировки для фэнтези в историческом антураже царской России, на мой взгляд, неприемлемы. Впрочем, с моим мнением можно не соглашаться – сходите в кино и сформируйте свое.
Как минимум насладитесь действительно качественной картинкой. А все остальное – уже по индивидуальному зрительскому вкусу.
Сергей САВИНОВ
Интересный факт: изначально премьера «Серебряных коньков» была назначена на февраль этого года, но дату перенесли, чтобы избежать конкуренции с фильмом «Лед-2».