«Савинов про кино»: «Перевал Дятлова» стал мистикой в советских декорациях

16:15

25 ноября 2020

9720

"Савинов про кино": «Перевал Дятлова» стал мистикой в советских декорациях

25 ноября выходит заключительный эпизод громкого отечественного сериала «Перевал Дятлова» об известной уже всему миру трагедии. «ТОП Тверь» не мог пройти мимо этого кинособытия и подготовил обзор. Без спойлеров. 

Трагическое происшествие на Северном Урале, когда при загадочных обстоятельствах погибла тургруппа из девяти человек, любят называть главной тайной СССР. Разумеется, делается так исключительно для красного словца (или, как сейчас принято говорить, для кликбейта). Ведь на самом деле советское прошлое нашей страны хранит множество других интересных секретов. Однако пугающий и даже мистический ореол вокруг событий близ горы Холатчахль и вправду серьезно выделяет их из ряда остальных. 

"Савинов про кино": «Перевал Дятлова» стал мистикой в советских декорациях
Палатка группы Дятлова, частично раскопанная от снега. Фото участника поисков А. С. Чеглакова (по другим сведениям, В. Д. Брусницына). Источник: Википедия

Все дело в странных обстоятельствах, при которых в 1959 году погибли туристы под руководством Игоря Дятлова, студента УПИ (Уральского педагогического института). Десять человек отправились в лыжный поход по заранее согласованному маршруту. Один из участников перед самым началом был вынужден покинуть группу из-за боли в ноге  и в итоге оказался единственным, кто остался жив. Остальные же, выйдя на маршрут в конце января, должны были добраться до конечной точки 12 февраля и телеграфировать о своем прибытии в спортклуб института. Возвращение домой, в Свердловск (ныне Екатеринбург), планировалось на 15 февраля. 

Однако в назначенный день группа Дятлова на связь не вышла. После нескольких дней полной неизвестности началась спасательная экспедиция. Первые тела погибших нашли почти сразу, причем, что особенно поразило спасателей, некоторые были раздеты до нижнего белья, а разбросанные вокруг вещи оказались обгоревшими. Поиски же остальных членов группы из-за погодных условий затянулись до мая. В ходе расследования вопросов о гибели туристов оказалось больше, чем ответов, и происшествие в итоге пополнило копилку загадок XX века. Версии выдвигались самые разнообразные  от криминальных до откровенно мистических, где были замешаны то инопланетяне, то снежные люди, а то и нечистая сила. Точку поставила уже в 2020 году Генпрокуратура России: официально признанной версией стала гибель туристов от последствий лавины. Однако несложно догадаться, что такой вывод устроил не всех, и любители конспирологии по-прежнему считают трагедию на Северном Урале одной из величайших тайн СССР. 

Что удивительно, события на перевале, названном впоследствии именем Игоря Дятлова, долгое время не были экранизированы. К моменту выхода сериала киноадаптация трагедии была, по факту, только одна: короткометражка «Ветер, скалы и снег», снятая в 1970 году и ныне почти никому не известная. А фильм Ренни Харлина 2013 года, хоть и эксплуатирует данную тему, все же представляет собой весьма вольную интерпретацию. Гибель группы Дятлова там используется как предыстория, а основной сюжет завязан на злоключениях американских туристов, которые решили повторить памятный маршрут. Не обошлось, разумеется, без развесистой клюквы и происков всесильных русских спецслужб. К слову, фильм на самом-то деле больше отечественный, и в начальных титрах даже можно увидеть логотип одного крупного федерального телеканала. 

И вот появился сериал из восьми эпизодов, который пытается, опять же пусть и с некоторыми вольностями, подробно рассказать о самой трагедии. Как заявили создатели, за основу была взята одна из популярных версий, но при этом конкретики не дают никакой  все детали мы должны узнать из фильма. И надо сказать, что он действительно цепляет с первой же серии. 

"Савинов про кино": «Перевал Дятлова» стал мистикой в советских декорациях
Постер сериала. Источник: Википедия

События подаются нам с двух сторон  глазами майора КГБ Олега Костина, которого играет Петр Федоров («Ледокол»«Аванпост»«Сталинград» и др.), и глазами участников погибшей тургруппы. Причем способы подачи разительно отличаются друг от друга: так, если эпизоды с Костиным напоминают лучшие зарубежные сериалы и вообще отдают эдакой голливудщиной, то монтаж истории самой тургруппы выполнен в ностальгически-советском ключе. 

Расследование майора Костина проходит под мрачный аудиоряд, оператор играет с планами и фильтрами, что выглядит по-настоящему круто и кинематографично. Правильно подобранный ракурс, композиция и цветовая гамма  если кто-то неожиданно зайдет в комнату в самый разгар просмотра, то запросто может и не признать в «Перевале Дятлова» отечественный продукт. Да и сам Костин тут скорее не майор советского КГБ, а агент американского ЦРУ или ФБР  особенно это подчеркивается его стильным плащом и не менее щегольской шляпой. Порой при просмотре даже возникает ощущение, что нам показывают кинокомикс. А когда сюжетные повороты сменяются флешбэками Костина времен Великой Отечественной с мрачными тевтонскими замками и мистикой, уверенность в этом еще более возрастает. 

И огромным контрастом на этом фоне выделяются эпизоды с группой Игоря Дятлова, стилизованные под советские фильмы 50-х  60-х годов. Учтено все: и средний телевизионный формат (как у Кончаловского в «Дорогих товарищах»), и веселая музыка а-ля джаз, и даже титры. Изображение используется черно-белое, а звук хоть и не с преобладанием средних частот, как в старом кино, но все же заметно «ламповый». Даже диалоги построены в духе «Девчат» или «Высоты». Особенно показательна в этом плане сцена со студенческим гимном, исполняемом в плацкартном вагоне хором под гитару. Правда, мистика врывается и в эти псевдосоветские эпизоды, но от того же они становятся еще более яркими, сочными с точки зрения сюжетного построения. 

Есть в сериале и небольшая «пасхалка», как принято называть интересные мелочи для внимательных зрителей. Так, например, во втором эпизоде, когда Игорь Дятлов набирает группу в поход, к нему просится некий студент Борис. Однако с собой его не берут, и однокурсник сообщает ему об этом, называя уже по фамилии  Ельцин. Отсылка вполне узнаваемая, особенно с учетом того, что первый президент России действительно учился в УПИ. Вот только окончил его Ельцин в 1955 году, на четыре года раньше, чем состоялся поход группы Дятлова. И все же нельзя не признать: деталь получилась интересная. 

И таким, что приятно, вышел весь сериал. Да, он местами действительно напоминает нуарный кинокомикс с мистической атмосферой. Да, порой он шокирует нарочитой жестокостью и подчеркнутым натурализмом в духе современных западных телепроектов, вываливая на зрителя вскрытые тела и размазанные по стенке мозги. Но таково сейчас требование времени, ценитель сериалов любит посмаковать кровавые эпизоды, сидя в уютном кресле, укутавшись в плед и попивая какао. 

В целом же «Перевал Дятлова» производит приятное впечатление  мастерской стилизацией, интригующим сюжетом и, конечно же, самой попыткой реконструировать те трагические события. Насколько же это получилось достоверно и реалистично, судить нам, зрителям. 

Не забудьте, сегодня вечером (в 23:05) состоится показ заключительного эпизода. И еще один важный момент: версия сериала, которая доступна на стриминговом сервисе Premier, немного отличается от телевизионной для канала ТНТ  там есть дополнительные сцены. 

Рейтинг сериала: 16+ (версия ТНТ) и 18+ (версия Premier). 

Сергей САВИНОВ 

+5

Материалы по теме

Из этой же рубрики