Так получилось, что за предновогоднюю кассу в кинотеатрах сейчас сражаются сразу две ленты режиссера Алексея Нужного – интеллектуальная комедия «Обратная связь» и зрелищная драма о тушении лесных пожаров с говорящим названием «Огонь». О камерном разговорнике с «Квартетом И» я уже рассказывал на «ТОП Тверь», и вот пришел черед нового отечественного блокбастера.
Говоря так, я ничуть не кривлю душой – «Огонь» вышел по-настоящему масштабным и эпичным, с достойными спецэффектами и хорошей актерской игрой. Разумеется, не обошлось без огрехов, но в целом это то отечественное кино, за которое не испытываешь испанский стыд. И таких сейчас, что приятно, становится больше.
С первых же кадров нас погружают в драму и заодно аккуратно развешивают чеховские ружья, знакомя с центральными персонажами. Отряд огнеборцев под командованием Алексея Соколова (его играет Константин Хабенский) попадает в огненную ловушку, и единственный шанс спастись – это укрыться огнеупорными одеялами и мужественно пережидать стихию. К сожалению, один из пожарных все же погибает, причем этот сюжетный ход легко угадывается заранее. И, разумеется, на замену в отряд прибывает новенький – он же и становится катализатором конфликта между ним самим и командиром. А дальше маховик сюжета раскручивается, разгоняясь сильнее с каждым новым эпизодом, и ко второй половине фильма зритель уже буквально тонет в катарсисе. Кажущаяся будничной ситуация с лесным пожаром в Карелии неотвратимо перерастает в чудовищную катастрофу, и вот уже сквозь огонь мчится автобус с беременной женщиной, а деревенская свадьба резко сменяется паникой и эвакуацией…
События в картине движутся линейно, без флешбэков, как и должно быть в блокбастере, задача которого – держать зрителей в напряжении. И «Огню» это действительно удается, причем, что удивительно, невзирая на предсказуемость многих сюжетных ходов. Впрочем, чего еще ожидать от фильма-катастрофы, скроенного по голливудским лекалам. Но это, отмечу, скорее плюс фильма, нежели минус. Благодаря такому методичному подходу в «Огне» почти нет проходных персонажей – каждого вы так или иначе запомните по ярким деталям, прописанным сценаристами. И именно поэтому вы будете искренне переживать за них, сжимая кулаки в напряженных сценах. А все их важные личные особенности обязательно «выстрелят» по уже упомянутому принципу чеховского ружья.
Итак, вот командир Соколов – опытный, строгий, порой слишком жесткий, но при этом с трогательной неловкостью заботящийся о своей взрослой дочери. Вот тихий бородач Величук (Виктор Добронравов), потерявший в огне беременную жену и потому закрывшийся в себе. А вот простоватый качок Серега (Роман Курцын), с солдатской прямолинейностью ухаживающий за поварихой и нежно любящий свою старенькую маму. Курчавый Максим (Тихон Жизневский), не расстающийся с гитарой и обаятельной улыбкой, ответственный молодой отец Костик (Антон Богданов) и, наконец, Рома, он же Роман Романыч (Иван Янковский) – тот самый новенький, у которого поначалу все валится из рук, но который еще обязательно сыграет свою ключевую роль.
Вы обязательно запомните педантичного летнаба (летчика-наблюдателя) Валеру, которого играет Александр Обласов, и чудаковатого, но искреннего пилота Окопыча, который разговаривает с вертолетом и называет его Ларисой Ивановной – его роль, на мой взгляд, блестяще исполнил Виктор Сухоруков. Да-да, тот самый, кто сыграл во множестве хороших картин, но при этом запомнился большинству зрителей сочной фразой «вы мне, гады, еще за Севастополь ответите» в балабановском «Брате-2». И, конечно же, нельзя не отметить актерские работы пожилого, но все еще бодрого Юрия Кузнецова и яркой Ирины Горбачевой.
В «Огне» каждый типаж на своем месте, и актеры, что особенно важно, знают, кого и как нужно играть. Вот почему при всей простоте и даже легкой шаблонности героев фильм вызывает эмоции – где-то улыбку, где-то страх, а где-то искреннее сочувствие и даже боль. Попросту говоря, берет за душу.
Конечно же, при просмотре ты понимаешь, что в ленте с возрастным рейтингом 6+ не будет массовых смертей и особо жестоких сцен, а развязка изначально задумана счастливой, пусть и с легкой горчинкой. Но это не мешает наслаждаться по-настоящему круто снятыми сценами и следить за развитием четко продуманного сюжета.
«Огонь» простоват и местами даже наивен. И в то же самое время эпизоды с лесными пожарами сняты масштабно и зрелищно, более того, при монтаже были использованы реальные кадры разбушевавшейся в Красноярском крае стихии – потому-то и выглядят пожары на общих планах пугающе реалистичными. А запечатленный специально для фильма забор воды самолетом-амфибией Бе-200 для многих, уверен, станет своего рода техническим откровением.
Но главное, что создателям ленты, на мой взгляд, удалось донести до зрителя – это каждодневный героизм пожарных и спасателей, которым и посвящен «Огонь». Он рассказывает нам о людях, которые рискуют собственными жизнями ради других. И не всегда возвращаются.
Фильм однозначно стоит вашего времени и похода в кинотеатр.
Сергей САВИНОВ