На одном из отечественных стриминговых сервисов не так давно стартовал «первый матриархальный сериал». Именно так в рекламных текстах позиционируется постановка Дмитрия Грибанова, вызвавшая еще до выхода премьерных серий неоднозначную реакцию интернет-пользователей – от полного неприятия до восторга.
С самого начала «Два холма» возбуждали жгучее любопытство, подогреваемое неплохой промокампанией: слухи о якобы строящемся недалеко от МКАД жилом комплексе исключительно для женщин быстренько подхватили развлекательные паблики в соцсетях. В итоге нашлись даже те, кто поверил в его существование и торжество феминизма. Казалось бы, что еще нужно для успеха? Ответ простой: качественный сценарий и его экранное воплощение. С этим у «Двух холмов», к сожалению, оказалось довольно туго.
Не буду кривить душой – сама идея матриархального общества в прекрасной России будущего заслуживает интереса. И пусть на ум сразу же приходит сравнение с польской «Секс-миссией», снятой еще в восьмидесятых и показанной в отечественном прокате под названием «Новые амазонки», при должном старании на такой базе можно было поставить отличную антиутопию. Увы, российский кинопром по-прежнему не до конца избавился от своей подростковой болезни – чрезмерного утрирования действительно удачных ходов. Юмор и сатира – это ведь как специи в кулинарии. Сэкономишь, и получится пресно, а переборщишь – получишь на выходе несъедобное месиво.
На первых порах «Два холма» действительно вызывают искреннюю улыбку благодаря умелой эксплуатации современных тенденций. Тут вам и вездесущие феминитивы вроде пресловутой «авторки» и «докторки», и социальные баллы как гиперболизированное последствие интернет-зависимости. Пусть это было показано еще в одной из серий «Черного зеркала», на российской почве общественный рейтинг смотрится не только любопытно, но и актуально. А детали вроде вывески «Лучшая кофе» и «матчества» как у главной героини Рады Еленовны, подчеркивающие тотальную феминизацию общественной модели, добавляют сериалу эдакого милого шарма.
Но вот дальше запал сценаристов сильно уходит в сторону стилистических передергиваний, и «Два холма» скатываются до уровня студенческой весны. Возможно, кому-то и покажется смешным вирус PMS-18 или ковид-137 эпсилон, но такое явно не назовешь хорошей сатирой. Недостаточно просто переделать знакомое название, чтобы получилось смешно. И площадь Греты Тунберг, явно задуманная как отсылка к реалиям нашего времени, прочитывается слишком уж навязчиво.
Да, при просмотре вы то и дело будете узнавать расхожие женские фразочки, а также стандартные жизненные ситуации, обрамленные в художественную форму. Однако подается это все на уровне анекдотов про тещу и зятя – там, где можно было создать тонкую, но при этом понятную большинству сатиру, на зрителя просто вываливают гору стереотипов. Слышишь? Это смешно! Тебе ведь именно так говорит жена или девушка, именно это вызывает недоумение у любого накачанного тестостероном мужика! Пожалуй, если бы для усиления эффекта в сериале использовали закадровый смех, лично я бы не удивился – настолько назойливо пропихивается очередная шутка или основанный на разнице мужского и женского восприятия гэг.
В свое время диалоги из спектакля «О чем говорят мужчины» и снятого на его основе фильма были растащены на цитаты – настолько точными и выверенными они оказались. Хотя, казалось бы, каждая фраза оттуда представляет собой все тот же повтор жизненных банальностей. Но если «Квартету И» удалось подать это дозированно и уместно, то создателям «Двух холмов» явно не хватило чувства меры.
В итоге отдельные удачные моменты вроде отсылки к «Разрушителю» 1993 года или к той же «Секс-миссии» теряются на фоне бесконечных передергиваний. Местами сатира в этом сериале действительно проглядывает, но очень несмело, уступая безудержной комедии о «подругах» и «приматах».
Вывод неутешительный: если свести хорошую задумку к китчевой эксплуатации стереотипов, то не помогут даже яркие актеры вроде Никиты Кологривого, Владимира Епифанцева и Светланы Камыниной. Прояви создатели хоть толику сдержанности и такта, и вышла бы действительно качественная гендерная сатира.
Увы, получилась очередная комедия с ее легкими признаками на минималках.
Сергей САВИНОВ