Первые издания романа Фрэнка Герберта появились в нашей стране в начале девяностых. Как правило, это были машинные переводы ужасного качества, и лишь позднее российский читатель смог по-настоящему прикоснуться к одному из шедевров мировой фантастики. Хотя написана была знаменитая «Дюна», повлиявшая даже на «Звездные войны», еще в шестидесятых годах.
Эта книга, принесшая Герберту широкую известность, выделяется многослойным повествованием, а ближневосточные имена и образы придают ей уникальные черты – нечасто в американской фантастике правителя межзвездной империи называют «падишахом». Впоследствии во вселенной «Дюны» появились еще пять романов за авторством Герберта, а затем и еще несколько циклов, написанных его сыном Брайаном Гербертом и Кевином Андерсоном. Конечно же, эта необычная история просто не могла быть не экранизирована. Вот только с киноадаптациями «Дюне» все это время не везло.
Первый фильм готовился съемочной командой Алехандро Ходоровски целых пять лет и был в итоге отменен в середине семидесятых. Следующим режиссером, попытавшимся перенести вселенную Фрэнка Герберта на экран, стал Дэвид Линч – его «Дюна» вышла в 1984-м и до сих пор считается одной из самых неоднозначных картин в мировой кинофантастике. Сериал телеканала Sci Fi Channel, снятый в 2000-м, тоже не снискал особой славы, как и его продолжение – «Дети Дюны» 2003-го.
И вот, наконец, в 2016 году студия Legendary после длительных переговоров с потомками Фрэнка Герберта добилась разрешения снять новый фильм по этому шедевру двадцатого века. Режиссерское кресло доверили Дени Вильнёву, ставшему известным после научно-фантастической ленты «Прибытие» с Эми Адамс. Он же, к слову, снял в 2017-м продолжение культового «Бегущего по лезвию». Оказалось, что уроженец канадского Квебека обладает нестандартным для современных режиссеров взглядом на фантастику. Причем настолько, что мнение зрителей зачастую становится диаметрально противоположным – в основном, из-за обманутых ожиданий тех, кто привык к простым незамысловатым сюжетам и обилию экшена. Но об этом чуть дальше.
Премьеру вильнёвской «Дюны» (12+) можно смело назвать долгожданной – она должна была состояться еще прошлой осенью, однако ее перенесли из-за пандемии. Но вот в начале сентября лента вышла на мировые экраны, а недавно стартовал ее прокат и в российских кинотеатрах. Как и предыдущие работы режиссера, приняли «Дюну» неоднозначно – некоторые зрители уходили с сеанса, осознав, что ждали совсем другую картину. Тем не менее, это вовсе не значит, что лента Вильнёва плоха. Как раз наоборот.
С самого начала зрителя погружают в чуждый нам мир далекого будущего (судя по титрам, действие происходит в начале одиннадцатого тысячелетия). Межзвездные путешествия возможны лишь при использовании меланжа, или пряности – особого вещества, которое добывается на одной-единственной планете под названием Арракис (она же Дюна). Именно поэтому аристократы звездной империи, контролирующие месторождения, обладают несметными богатствами и огромным влиянием. Но вот падишах принимает решение заменить Харконненов, управляющих Дюной, на Атрейдесов, посеяв тем самым рознь между Великими Домами. Ведь кто просто так откажется от многомиллиардной прибыли, уступив ее конкурентам?
Этот сюжет хорошо знаком поклонникам «Дюны». Голубоглазые фримены, вероломный барон Харконнен, юный Пол Атрейдес, которому суждено стать избранным – если вы читали первоисточник, представлять их попросту нет нужды. А если о меланже и песчаном черве шаи-хулуде вы слышите впервые, то вам, пожалуй, стоит начать знакомство с этой вселенной именно по фильму Вильнёва. Но приготовьтесь к тому, что атмосфера картины может завораживать и пугать одновременно – «Дюна» весьма непроста для восприятия.
С визуальной точки зрения лента невероятно красива – каждая деталь, будь то мундир Атрейдесов или принцип работы орнитоптера, погружает зрителя в человеческую, но при этом невероятно чужую вселенную. И пусть вас не смущают условно привычные имена вроде Пола и Джессики. Эпоха, в которой развиваются события фильма, так же далека от нас, как современность от каменного века. Привычные государства, нации, расы и религии – стерты. И тем интереснее искать в хитросплетении созданного Гербертом мира знакомые черты.
Еще один неотделимый элемент «Дюны» – это музыка Ханса Циммера. Вкупе с визионерскими находками Вильнёва она создает эффект максимального погружения во вселенную, которой никогда не было и, скорее всего, не будет. Весь фильм – это мрачная фантазия на тему будущего человечества, которая вас либо оттолкнет уже в первой половине, и вы в недоумении уйдете из зала, либо затянет и заставит себя полюбить.
И, конечно, нельзя не сказать пару слов об актерском составе – барона Харконнена играет Стеллан Скарсгард, известный по роли Бориса Щербины в «Чернобыле» от HBO, а образ Дункана Айдахо примерил на себя Джейсон Момоа. Тот самый, что сыграл Аквамена в кинокомиксе от DC и кхала Дрого в «Игре престолов». Джош Бролин, Хавьер Бардем и Дэйв Батиста прекрасно отыгрывают одними эмоциями даже в коротких эпизодах, на том же уровне актерского мастерства находится и Ребекка Фергюсон. Что же касается исполнителя главной роли Пола Атрейдеса – Тимоти Шаламе, – то он, увы, не блещет палитрой чувств, играя с одним и тем же выражением лица симпатию и отвращение. К счастью, актеры второго плана вытягивают все на себе.
А потому несмотря на отдельные огрехи «Дюну» от Вильнёва уже можно назвать лучшей экранизацией вселенной Герберта. Такой же самобытной и непривычной на фоне однотипных блокбастеров, откровенно слепленных по готовым лекалам. Кстати, история в фильме рассказана далеко не полностью – там даже не вся первая книга охвачена. И планы на продолжение уже озвучены, режиссер все тот же Дени Вильнёв. Неизвестна лишь дата выхода.
Но вернемся к первой и пока единственной части. Если вам нравятся необычные сочетания образов и мрачный эмбиент в качестве музыкального ряда, а также глубокие философские параллели, новая «Дюна» вас определенно заинтересует. Но чего от нее точно не стоит ждать, так это легкости, юмора и головокружительного экшена. Это неспешный фильм длиной два с половиной часа, который при этом все-таки сможет вас удивить.
Сергей САВИНОВ