Ракетный поезд: памятник тверскому ретрофутуризму

11:08

20 октября 2023

2716

Ракетный поезд: памятник тверскому ретрофутуризму

Рассказывают, что во время испытаний этого монстра валились бетонные заборы. Он развивал скорость до 250 километров в час, что для эпохи застоя было просто потрясающе. Увы, у него не было будущего. А память о нем чуть не канула в Лету.

Между площадью Конституции и улицей Дорошиха расположился бульвар Ивана Лукьянова, названный в честь одного из директоров ТВЗ. Вдоль него протянулся сквер Вагоностроителей, а в самом начале установлена стела в честь 110-летия завода. На ней – голова железного чудовища с «рогами» реактивных двигателей. Это единственная сохранившаяся часть экспериментального поезда СВЛ (Скоростного вагона-лаборатории). Он был создан в 1970-м на Калининском вагоностроительном заводе. В движение его приводили два авиационных двигателя АИ-25, что использовались на пассажирском самолете Як-40.

Ракетный поезд: памятник тверскому ретрофутуризму
Сквер Ивана Лукьянова. Фото: Сергей Савинов

СВЛ был собран в единственном экземпляре, в серию он не пошел. Да и в целом реактивные поезда не получили своего развития. Слишком уж много сложностей. Во-первых, существующие пути для таких не подходили – из-за шума пришлось бы строить новые, с отдельными станциями и вокзалами. Во-вторых, такие локомотивы просто сдували бы с путей не только пыль, но и гравий, из-за чего магистрали пришлось бы бетонировать. И, наконец, обычные поезда уже к началу 70-х развивали достойные скорости. Железные монстры с турбинами оказались не нужны.

Ракетный поезд: памятник тверскому ретрофутуризму
Поезд СВЛ. 1970-е. 1970-е. Фото: Александр Смирнов. Оцифровка негативов из архива ТОГДНТ: Максим Малахов

А между тем, калининский поезд был не единственным в истории.

Жажда скорости

Больше ста лет назад, в 1921 году, шофер Тамбовской ЧК Валериан Абаковский построил аэромотовагон, приводимый в движение самолетным пропеллером. Идея была в духе времени: сделать друг другу ближе города Советской России.

Ракетный поезд: памятник тверскому ретрофутуризму
Аэровагон Абаковского. Фото: общественное достояние

Скорость диковинный аппарат развивал поистине революционную – до 140 километров в час! Увы, успешно проехав от Москвы до Тулы, аэромотовагон сошел с рельсов на обратном пути у Серпухова. Погибли семь человек, в том числе сам изобретатель, которому было всего двадцать пять.

Ракетный поезд: памятник тверскому ретрофутуризму
Немецкий Schienenzeppelin. Архивное фото: Franz Jansen

Грезили о больших скоростях и в Германии. Летом 1931-го аэровагон Schienenzeppelin, разработанный Францем Крукенбергом, промчался от Гамбурга до Берлина со средней скоростью 230,2 км/ч. Это стало рекордом, который побили только в 50-х. Но будущего у немецкого чудо-поезда тоже не было. Самолетный винт оказался слишком опасен на переполненных станциях. А еще к рельсовому цеппелину нельзя было присоединить другие вагоны. Сам же он вмещал всего 40 пассажиров. Кроме того, у поезда отсутствовал задний ход, да и на крутых склонах машина оказалась не лучшим вариантом. Так что развития «Шинненцеппелин» не получил и был разобран в конце 1930-х.

В США некоторых успехов достиг Дон Уэтзел, разработавший и испытавший реактивный поезд М-497, он же Black Beetle (англ. – «Черный жук»). Его собрали в 1966-м из дизельной мотрисы Budd RDC, на которую поставили обтекатель и два реактивных двигателя General Electric J47-19 с самолета-бомбардировщика Convair B-36. Посмотрите на это чудо техники: фактически один в один советский СВЛ из Калинина.

Ракетный поезд: памятник тверскому ретрофутуризму
Американский Black Beatle. Источник: americanrails.com

«Жук» развил скорость 296 км/ч (или 184 мили), но оказался «коммерчески неоправданным». С него сняли авиационные двигатели и вернули штатный дизель. Так что, немного побывав королевой скорости, мотриса Budd завершила свой жизненный путь в 1984-м уже как обычный вагон.

И вот мы, наконец, добрались до нашего СВЛ.

Советское чудо

Закончилась самая страшная война в истории нашей страны, да и всего человечества, Советский Союз покорял космос и с открытым забралом смотрел в будущее. Жизнь требовала высоких скоростей, и перед отечественными конструкторами встала задача разработать быстрый локомотив. Несмотря на активное развитие авиации, железнодорожное сообщение оставалось одним из основных. И вполне заслуженно – до сих пор этот вид транспорта считается самым безопасным, а его пропускная способность все еще вне конкуренции.

К концу шестидесятых годов самыми быстрыми поездами в СССР считались легендарные «Чебурашки», как ласково называли чехословацкие электрички ЧС2. Их конструкционная скорость равнялась 160 км/ч, а опытный локомотив ЧС2М и вовсе разогнался на испытаниях в шестьдесят шестом до 205 км/ч.

Ракетный поезд: памятник тверскому ретрофутуризму
Советский поезд СВЛ. Источник: Википедия

Но именно тогда же американцы на своем «Черном жуке» чуть не преодолели отметку в три сотни, и в СССР было принято решение построить аналогичный поезд с реактивными двигателями. За основу взяли рижский ЭР22, значительно его доработали с учетом предположительно больших скоростей – как минимум экспериментальный вагон должен был обладать надежным стояночным тормозом. Слишком уж быстро набирали тягу двигатели при пуске.

Ракетный поезд: памятник тверскому ретрофутуризму
СВЛ. 1970-е. 1970-е. Фото: Александр Смирнов. Оцифровка негативов из архива ТОГДНТ: Максим Малахов

Спереди и сзади поставили обтекатели, что придало СВЛ футуристический вид. Двигатели от Як-40 на крыше и вовсе сделали его похожим на космолет. А от горячих газов защищал специальный экран. Кстати, изначально планировалось «вооружить» поезд турбореактивными двигателями РД-45 от истребителя МиГ-15, но слишком уж они были тяжелыми – по 900 килограммов каждый. Потому-то и сделали выбор в пользу АИ-25, которые весили в два раза меньше.

Ракетный поезд: памятник тверскому ретрофутуризму
Забытый и никому не нужный. Источник: puls.mail.ru

И вот в октябре 1970 года экспериментальный советский поезд был готов к испытаниям. Поначалу его обкатывали на заводских путях, и там он всего за 10–15 секунд набирал скорость в 50 км/ч. Больше было нельзя, потому что не хватало длины рельсов. А потом зверя выпустили на раздолье…

СВЛ испытывали на разных маршрутах, и в феврале 1972-го он развил скорость 249 км/ч. А есть данные, что и 274! Каким цифрам верить, решать вам, но с учетом разгона американского СВЛ почти до трехсот километров в час вряд ли советский аналог был сильно медленнее.

Ракетный поезд: памятник тверскому ретрофутуризму
Редчайший ракурс — поезд СВЛ сзади. 1970-е. Фото: Александр Смирнов. Оцифровка негативов из архива ТОГДНТ: Максим Малахов

Испытательная программа была закончена к 1975-му, ее результаты потом использовались для создания совершенно новых советских поездов – РТ200 «Русская тройка» и ЭР200. А сам СВЛ встал на прикол, где медленно гнил и разрушался, не нужный уже никому. Говорят, в конце девяностых его чуть было не отдали в один из музеев Санкт-Петербурга, но к тому моменту чудовище уже превратилось в откровенную рухлядь. А ведь до этого у поезда был шанс получить новую жизнь, правда, в несколько необычном качестве. Вроде как в 1986-м комсомольский актив завода планировал превратить его в кафе-видеосалон. Но не срослось по каким-то причинам, и СВЛ так и остался ржаветь под дождями и снегом.

Ракетный поезд: памятник тверскому ретрофутуризму
Афиша х/ф «Хочу быть министром» (1977). Режиссер: Екатерина Сташевская-Народицкая. Источник: kinopoisk.ru

Посмотри в глаза чудовищу

В итоге от СВЛ отрезали нос с уцелевшими реактивными «рогами» и установили как стелу в честь теперь уже не Калининского, а Тверского вагоностроительного завода. Было это в 2008 году. Монстр отправился на заслуженный покой, пусть и покалеченным. А в прежней красе его теперь можно увидеть только на архивных фотографиях, да еще, пожалуй, в старом советском фильме «Хочу быть министром» 1977 года (режиссер Екатерина Сташевская-Народицкая). Вот он, кстати, на постере этой забытой сегодня ленты.

Ракетный поезд: памятник тверскому ретрофутуризму
Фото: Сергей Савинов

Будете в районе площади Конституции, не поленитесь – подойдите поближе к чудовищу. Ему уже больше пятидесяти, и оно еще помнит те времена, когда высокие скорости не были мейнстримом.

Сергей САВИНОВ

+5

Из этой же рубрики