Отечественные киноделы приучили нас с осторожностью относиться к каждому новому проекту о российской провинции. Идут годы, но столичные продюсеры, такое ощущение, застряли в девяностых и до сих пор пытаются транслировать нам свои спорные представления о жизни в небольших городах и поселках. Похожее ощущение складывается поначалу и при просмотре «Райцентра» (18+) от режиссерского дуэта Чащина и Мошковича.
Зрителю предлагают окунуться в атмосферу встречи выпускников деревенской школы спустя двадцать лет после окончания. И сразу же ее разбавляет колоритная изюминка – выловленная из реки ржавая машина с разложившимся трупом внутри. А в дополнение к нему – загадочный синий камень, который оказывается метеоритом, найденным в те самые приснопамятные девяностые. Расследование, начатое одним из выпускников и по совместительству полицейским, раскручивает маховик событий, куда в итоге вовлекаются все, в том числе постаревшая учительница. Попытка суицида, случайные и преднамеренные убийства – не успевший как следует начаться праздник плавно переходит в череду кровавых событий. У каждого персонажа оказывается по одному, а то и по паре своих скелетов в шкафу, и загадки растут словно снежный ком.
Ответы на все вопросы приходится искать в прошлом, а потому сюжет развивается параллельно в двух временных пластах – в 2014-м и 1994-м. Понятнее, тем не менее, ничего не становится, напротив, из-за наслоения событий возникает еще больше путаницы. В результате сюжет держит в напряжении, а каждая новая крупица информации заставляет жадно ловить следующую. И это, пожалуй, основное достоинство сериала.
Мрачная атмосфера медвежьего уголка под спорным названием Вармалей подчеркивается сочной цветовой гаммой, отсылающей зрителя к неоновым восьмидесятым. Удачные ракурсы хорошо передают саспенс в отдельных сценах, а загадочный персонаж Игоря Грабузова по-настоящему пугает. Также приятно удивляет игра Кристины Асмус, на мой взгляд, окончательно избавившейся от проклятья Вари Черноус из «Интернов». Если раньше она во всех ролях была однотипной и вызывала желание натравить на себя доктора Быкова, то «Райцентр» эту актрису раскрыл совершенно с другой стороны. Возможно, повлияли возраст и опыт, не суть важно. Главное, что теперь ее игру можно назвать достойной.
В целом же актерская работа в сериале неравномерна. И не везде это, скажем прямо, вина исполнителей. Рваная подача заставляет задуматься, что создатели так до конца и не определились с жанром «Райцентра». Что это все-таки? Черная комедия, разухабистый трэш или вовсе очередной юмористический сериал «про деревенских»? Именно эта неопределенность, на мой субъективный взгляд, заставляет актеров то показывать неплохую драму, то в духе дешевых ситкомов натужно изображать бухих выпускников. К примеру, сцена, где Иван Добронравов изображает горе и шок после гибели друга, как небо от земли отличается от туповатого веселья первой встречи спустя двадцать лет. В отдельных же моментах актерская игра и вовсе настолько кривая, что прямо-таки напрашивается закадровый смех. Вот-вот, мол, смотрите, они же пьяные, это юмор.
Подобные шероховатости – главная претензия к сериалу. Ведь настоящая черная комедия тем и хороша, что не скатывается в клоунаду. К великому сожалению, в «Райцентре» этого не учли. Еще из недоработок – некачественные комбинированные съемки. Контрастный, словно вырезанный из бумаги силуэт актера на фоне наложенного пейзажа за окном автомобиля простителен сериалу «Друзья», снятому в девяностые. Но никак не проекту 2023 года.
Однако успешное будущее у «Райцентра» вполне реально. С учетом того, что я рассказываю об ограниченном показе пилотных серий, к официальной премьере еще можно ждать перемонтированную версию. Надеюсь, что так и будет.
И жаль, если стильную чернуху с хорошим потенциалом загубят на корню, оставив и выпустив недоработанной.
Сергей САВИНОВ