«Пищеблок 2»: советский триллер по-американски

11:33

13 июля 2023

8762

«Пищеблок 2»: советский триллер по-американски
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

Почему продолжение популярного сериала получилось вторичным и беззубым

Ностальгия по СССР и не думает уходить в тень. В массовой литературе штурмуют вершины книги о попаданцах, а на телеэкранах множатся сериалы о советской эпохе. Причем не только исторические, но и откровенная фантастика вроде пионерско-вампирской саги от «КиноПоиска».

«Пищеблок 2»: советский триллер по-американски
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

Первый сезон «Пищеблока» (18+), адаптации одноименной книги Алексея Иванова, вышел два года назад и быстро обрел своих преданных поклонников. Одна тысяча восьмидесятый год, олимпиада в Москве, красные галстуки и гипсовые горнисты – для тех, у кого детство прошло в Союзе, это стало своего рода уважительным реверансом в адрес эпохи. Более юному поколению зрителей просто пришлись по вкусу вампиры в отечественных декорациях. Да и в целом сериал вышел добротный, с хорошим сценарием и кастом – помимо актеров-детей там «засветились» звезды вроде Сергея Шакурова и Тимофея Трибунцева.

«Пищеблок 2»: советский триллер по-американски
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

Снимали историю пионеров-кровососов, кстати, в Тверской области – в самой региональной столице и в заброшенном лагере под названием «Искра». Собственно, жуткий советский фольклор во многом возник именно в местах массового детского отдыха. И это неудивительно: истории о живых статуях горнистов, Красной Руке и черных «Волгах» стекались из разных городов в своего рода плавильный котел. А потом отдохнувшие пионеры привозили домой новые рассказы и транслировали их уже в темных дворах, удивляя и пугая друзей. До появления массового интернета и появления так называемой «крипипасты», то есть жутких сетевых историй, еще оставались годы, и передаваемые из уст в уста «страшилки» обрастали дополнительными подробностями. Для нынешних сценаристов – поле не паханное.

«Пищеблок 2»: советский триллер по-американски
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

Вообще, тренд на восьмидесятые возник не у нас и не вчера. Неоновую стилистику под завораживающий электронный эмбиент реанимировали на Западе еще в прошлом десятилетии. Все логично – ностальгическую моду тогда задавали тридцатилетние, с теплотой вспоминающие о своем юном возрасте. Однако трудно представить, что в нашей стране подобное можно было проигнорировать. Союз, оставшийся в прошлом, стал своего рода Атлантидой, чье наследие мы потеряли. Наложить это на ламповую атмосферу неоновой голливудской фантастики – и вот вам рецепт русских «Очень странных дел».

«Пищеблок 2»: советский триллер по-американски
Постер сериала. Источник: kinopoisk.ru

Увы, я не просто так вновь привожу в пример творение американцев Дафферов. Если первый сезон «Пищеблока» был выполнен в похожей стилистике и эксплуатировал похожие штампы, но смотрелся оригинально благодаря пионерскому антуражу, то продолжение чуть ли не в каждом кадре напоминает «Очень странные дела». Эдакий неофициальный спин-офф американской истории.

Сюжет развивается спустя три года после событий первого сезона и переносится из пионерского лагеря в город. Начинается очередной учебный год, Валерка Лагунов и Анастасийка ссорятся из-за новенькой в классе, которая должна сыграть важную роль в сериале – недаром ее портрет красуется на постере. А задает интригу на весь сезон закрывающая сцена первого эпизода, ставшая мощным клиффхэнгером – так в кинематографе называется открытая развязка. Сделано в итоге все грамотно, и досмотреть сериал хочется, чтобы узнать, с кем теперь предстоит сразиться друзьям. Вот только в целом почва истории становится зыбкой.

«Пищеблок 2»: советский триллер по-американски
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

Первый сезон был хорош тем, что события происходили в закрытой локации. Пионерлагерь «Буревестник» стал той самой типичной глушью, где вдали от центра цивилизации творится нечто невообразимое. Перенос действия в «большой мир» в данном случае является вызовом – останется ли история камерной или перерастет в расширенную вселенную, чем обесценит события в замкнутом уголке. Когда непознанное происходит на ограниченной площади, у героев и зрителей есть шанс оставить его позади, закрыть и забыть. Но стоит ему перейти границы и стать частью большой повседневности, как меняется и сам художественный мир. Непознанное развеивается по свету, его насыщенность уменьшается и уже не так удивляет. Ведь что интереснее – Бермудский треугольник в масштабах одного Саргассова моря или вся планета как заповедник монстров? Дом с привидениями или целая цивилизация призраков?

«Пищеблок 2»: советский триллер по-американски
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

Впрочем, не будем забегать вперед и заранее осуждать. Риск, о котором я говорю, существует, но в силах создателей сериала его избежать. Однако имеет место другая проблема, мешающая нормально воспринимать второй сезон «Пищеблока». Та самая стилистическая вторичность, постоянно отсылающая российский сериал к американским «Очень странным делам». Яркий контраст глубокого синего и не менее насыщенного красного, характерный для голливудской фантастики восьмидесятых, в творении братьев Дафферов смотрелся культурной отсылкой. В «Пищеблоке» же даже эта деталь откровенно попахивает эпигонством. А выкрученные на максимум цвета превращают чуть ли не каждый кадр в постер. Яркую афишу для кинотеатра. К слову, Рита Шарова (ее роль исполнила Ксения Трейстер) на промо-плакате второго сезона упорно заставляет вспомнить актрису Милли Бобби Браун, сыгравшую загадочную Одиннадцать в «Очень странных делах». Совпадение или намеренный ход?

«Пищеблок 2»: советский триллер по-американски
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

Разумеется, референсы и оммажи никто в кинематографе не запрещает. Есть даже расхожая фраза: не плагиат, а отсылка. Вот только перебарщивать все же не стоит – границы слишком уж зыбкие. Настолько, что звуки синтезатора, сопровождающие происходящее на экране, заставляют задуматься, тот ли сериал нам сейчас показывают и нет ли ошибки.

«Пищеблок 2»: советский триллер по-американски
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

Все это оставляет впечатление нелепой двоякости: с одной стороны, вроде бы и здорово, что отечественная история в аутентичных советских декорациях выполнена в духе популярного сериала от Netflix. А с другой – у отечественного кинематографа восьмидесятых тоже были свои стильные приемы, в том числе музыкальные. И скопировать, наверное, стоило их, а не ностальгический Голливуд.

Сергей САВИНОВ

+2

Из этой же рубрики