Как известно, раньше мороженое было вкуснее, а трава зеленее. И так для каждого нового поколения. Мы рассказываем своим детям, как ходили в школу в минус 30 и только там узнавали, что занятия отменили, а они, слабаки, всего лишь от полученной двойки заболевают. При этом уже наши родители, по их же словам, по дороге на учебу разве что с динозаврами не дрались, а бабушки с дедушками так вовсе от монгольского войска отстреливались.
Ох уж это вечное противостояние молодости и опыта! Вот были люди в наше время – не то, что нынешнее племя!.. Михаил Юрьевич написал эти строки почти две сотни лет назад, но с тех пор мало что поменялось. На старом, как мир, противоречии отцов и детей строятся сюжеты книг, сериалов, фильмов, спектаклей и даже компьютерных игр. Старое и новое, юность и зрелость, олдскул и ньюскул…
К очередному Дню знаний отечественные шоураннеры подарили нам сразу два любопытных продукта о школе и учителях: «Олдскул» с Марией Ароновой и второй сезон «Крутой перемены» с Никитой Ефремовым. Разберем сегодня и тот, и другой.
«Олдскул» (16+): Марь Пална против мажоров
Помните все эти стереотипы об учителях? «Звонок для учителя», «еще не сажала», «голову принести забыл» – вот это вот всё? Человек старой закалки, на которого где сядешь, там же с него и слезешь – вот она, Мария Павловна Трифонова, типичная советская математичка с указкой, последний «Учитель года СССР».

Волею судеб она попадает в элитную школу, где учится ее внучка Настя, с которой Мария Павловна не виделась десять лет. Столько же, сколько не разговаривала с собственной дочерью. Естественно, бабушка начинает пытаться наладить контакт с позврослевшей девочкой, уже фактически девушкой со всеми вытекающими вроде «кринж», «вайб» и «краш». А тут еще дочь Наталья, прознав о появлении Марии Павловны в школе, увольняется из департамента образования, чтобы попасть в кресло завуча – получить над ситуацией полный контроль и не дать маме повлиять на внучку. Жестко?
Не так жестко, как ежедневные «мотивашки» от тюфяка-директора с глазами теленка, продвинутых коллег и еще более продвинутых учеников, которым еще и двойки нельзя ставить, так как их будущее давно предопределено и расписано. Вот и мечется олдскульная Марь Пална в стремлении подтолкнуть избалованных остолопов к знаниям, а заодно наверстать упущенное в общении с внучкой.

Сериал снят в духе «Реальных пацанов», с изначально сломанной четвертой стеной – персонажи то и дело общаются, глядя в экран, с оператором, а через него уже со зрителями. От этого «Олдскул» при всей утрированности ситуаций не выглядит карикатурой на школьную жизнь и уж тем более на профессию педагога. Хотя и стереотипных персонажей в сериале хватает – завхоз-конспиролог, вычисляющий рептилоидов, и отлично сложенный физрук, который не с первого и даже не со второго раза способен выговорить отчество Николаевна.

Но даже с учетом гиперболизированности конфликтов «Олдскул» смотрится на одном дыхании, и во многом, конечно же, благодаря проработанности главной героини, которую, ко всему прочему, еще и играет замечательная Мария Аронова. Удачной получился и выбор Игорь Хрипунова на роль завхоза-конспиролога – его нетипичная внешность и манера говорить венчает образ будто вишенка на торте. Весьма неплох Дэниел Барнс, русский американец, он же известный селебрити-преподаватель Америкашка Дэнни – здесь он играет Бояна, который «серб… и молод». И просто нелья не упомянуть небольшую, но яркую роль Ефима Шифрина. Сантехник-звезда массовок кино и телевидения – это просто шедевр.
«Крутая перемена», 2-й сезон (16+): Восток – дело тонкое, Андрюха
Первый сезон сериала о потомственном учителе-словеснике Андрее Ларионове вышел два года назад, осенью 2023-го. И оказался довольно-таки неплохим. Никита Ефремов в паре с Игорем Черневичем, которые играют сына с отцом, продемонстрировали отличную «химию» между персонажами. А это уже полдела. Оставшаяся половина – за сюжетом, и он здесь тоже отнюдь не хромает.

Поначалу Андрей из семьи интеллигентных преподавателей русского и литературы нарушает фамильную традицию и вместо карьеры педагога выбирает бизнес. Вот только предпринимательская жилка его подводит, и приходится парню, чтобы не оказаться на обочине жизни, рвать обратно в родной городок – учительствовать. А тут еще вырисовывается перспектива продажи фамильного дома, в котором, как говорят, когда-то жил Александр Сергеевич. Тот самый, солнце русской поэзии. Казалось бы, все проблемы решены, и даже горбатиться не надо. Но вот беда – продать дом без согласия отца, который сидит в колонии и винит в этом сына, никак.

Вот только где наша не пропадала? Наша пропадала везде – ответит бывалый филолог. И устроится в колонию преподавателем. Днем он учит молодых охламонов, а вечером – взрослых, уже оступившихся, но еще не безнадежных. И заодно по-другому начинает смотреть на старый фамильный дом, на отца, на династическое отношение к профессии педагога…

Новый сезон стартует с того, что Андрею не достается звание учителя года. И судьба, разумеется, в лице руководства предлагает альтернативу – сгонять в дружественный Узбекистан, проинспектировать строительство инновационной школы при содействии российского минобра… Всего-то! А взамен – место директора в одном из московских учреждений образования.
Не тут-то было. Андрюха в первый же день сталкивается с тем, что восток – дело поистине тонкое, как говаривал товарищ Сухов и потом пел Аркадий Укупник. На стройплощадке конь с ишаком не валялись, учителя шокируют молодого столичного преподавателя отсутствием знания «русского языком» и низкой «профессионализмой». Директор Иван Иваныч пытается ввести Андрея в курс дела с учетом местных обычаев, но москвич непоколебим. А тут еще молодая и перспективная учительница Алия отказывается работать, обидевшись на надменность и пренебрежение, которыми просто разит от Андрея. И последней каплей, вызвавшей бурю эмоций у столичного педагога, становится приказ остаться на пару месяцев в среднеазиатской республике – проследить за готовностью школы.

Удивительно, но сериал получился немного советским в хорошем смысле – независимый Узбекистан здесь по-прежнему воспринимается как периферия Союза, населенная добрыми и немного наивными людьми, искренне не понимающими, куда этот москвич вечно торопится. А главное, почему не хочет кушать плов, ведь на сытый желудок и думать проще!

К шикарному дуэту Ефремова и Черневича присоединяется Иван Добронравов, персонажу которого веришь и искренне сопереживаешь. Это он играет русского директора, который оказался между молотом и наковальней, пытаясь сочетать инновации с неспешностью восточной культуры. Конечно же, сюжетные ходы «Крутой перемены 2» довольно легко просчитать – и все равно сериал интересно смотреть. Кто имеет отношение к профессии педагога, пусть даже, как я, исключительно в виде студенческой практики, точно оценят.

И, пожалуй, впервые в рубрике «Версус» нашего спецпроекта о кино я посоветую оба сериала. Без уклона в сторону какого-то одного. И, быть может, эти две человеческие истории многих заставят пересмотреть свои взгляды на пресловутое «призвание». Уверен, все поняли, что я имею в виду.
Сергей САВИНОВ