В кино и литературе давно царит время неоднозначных героев. И это не «лишние люди» отечественной классики вроде Онегина. Сей «молодой повеса» просто мальчик по сравнению с продажными полицейскими или благородными наркоторговцами. Настала эпоха личностного оксюморона, когда в одном персонаже легко уживаются примерный любящий семьянин и хладнокровный убийца.
Одним из ярких примеров такого типажа в современных отечественных сериалах стал гениальный компьютерщик Раст в исполнении Никиты Ефремова. Первый сезон криминальной драмы «Оффлайн» (18+) вышел в прошлом году и быстро поднялся на верхние строчки рейтингов популярности. Причин тому было несколько. Это и острый сюжет о проблеме наркомании, и харизматичные герои, и цепь напряженных событий, и стильная выхолощенная картинка. А еще – логика в поведении персонажей и «химия» между ними, что сегодня бывает достаточно редко.
Сериал получился, что называется, на злобу дня. Тут и «умное» секретное приложение для покупки наркотиков через смартфон, и тотальный контроль, который можно использовать как во благо, так и во вред. И герой по имени Саша, талантливый программист, поначалу вызывает симпатию – он нежно любит жену и дочь, побеждает быдловатого соседа умом и хитростью, а не голой силой. Кажется, вот он – современный российский герой без плаща. Но уже вскоре проявляется его тайная сторона. Саша вдобавок еще и Раст, разработчик и владелец того самого приложения по продаже наркотиков. Ревностно оберегающий свою семью, но не считающийся с чужими судьбами, а порой – жизнями.
Наркоторговец вступает в схватку с неизвестным преступником, который убивает как «сидящих на дури», так и курьеров. Он зовет себя Анонимус (в лучших традициях интернет-культуры) и безжалостно расправляется с пользователями приложения BeHappy. А его главная цель – это Раст, вершина гнусной цепочки. И по совместительству главный герой сериала.
Кому сочувствовать в этой смертельной гонке? Убийце, заливающему кровью российский город? Или наркоторговцу, разменивающему чужие судьбы словно карточные козыри? Поначалу симпатии зрителя на стороне Раста – он ведь интеллигентный парень, любящий муж и отец, верный друг… Ну, подумаешь, правит теневой империей запрещенки! Наркоманы же эти сами виноваты, никто их не заставлял садиться на иглу и прочую «химию». А истребитель курьеров, палач – он ведь как мститель, санитар леса… Разве нет? И вот сознание зрителя в ступоре, виток сюжета следует за витком, гибнут люди, кровь льется, не успевая высохнуть. А Раст, походя, калечит судьбы, и вот уже Карпенко, его сосед, поначалу вызывающий отвращение, смотрит на тщедушного победителя взглядом загнанного зверя. И брезгливость мгновенно сменяет сочувствие, когда понимаешь, что настоящее зло – это не вчерашний сиделец, а как раз симпатичный интеллигентный очкарик.
В литературе существует прием, позволяющий уравновешивать успех неоднозначного персонажа – это вопрос цены. В кино он тоже используется. Фактически это сделка Фауста с Мефистофелем, когда взамен земных сокровищ и любви красавиц нужно продать душу. Или отдать что-то самое дорогое. Например, жизни близких людей. Свободу. Счастье. Разделить свою жизнь на до и после, когда как раньше уже не будет. С этим сталкиваются персонажи «Слова пацана», такую же участь приходится принимать Расту из «Оффлайна». В первом сезоне он, казалось бы, расплачивается за сладкую жизнь с лихвой, но тут выходят новые серии. И Раст снова катится по наклонной, привычно увлекая за собой тех, кто рядом.
Продолжение обещает быть не менее жестоким и депрессивным, чем завязка истории. И даже те, кто вроде как умерли в первом сезоне, вернутся – чтобы по новой пройти все круги ада. Достанется и тем, кто выжил, но решил убежать от реальности, спрятаться. Их обязательно найдут и вернут в строй, прогоняя через жестокие испытания. И если поначалу сюжет развивается скачкообразно, даже рвано, то потом маховик неотвратимости находит нужный для поддержания в зрителе напряжения темп.
«Оффлайн» захватывает, если не поставить вовремя точку, решив не смотреть его дальше. И в этом заслуга не только режиссера Кирилла Плетнева, известного также печальной драмой «Жги!» с Викторией Исаковой, но и блестящего актерского состава. Никита Ефремов отыгрывает симпатичного парня с сердцем чудовища так, что порой забываешь о его жуткой натуре. Артистичный и порой откровенно этим раздражающий Риналь Мухаметов придает сериалу толику абсурда – как выдержанная специя. Полина Максимова успешно оставляет в прошлом амплуа глупой блондинки и трансформируется в брутальную девушку-следователя. Иной раз даже переплевывает в мощной харизме почти двухметрового Дениса Шведова. Не отстает от них обаятельный гопник Никита Кологривый, а еще ярко вписавшийся в каст Даниил Воробьев, играющий нового персонажа – майора Заурова, скромника со змеиным взглядом убийцы. Все они оживляют историю, заставляя если не сопереживать, то хотя бы с интересом следить за тем, кто кого переиграет в смертельном аттракционе.
Впечатлительным людям лучше не смотреть «Оффлайн». Ни первый сезон, ни второй. Но если вы устойчивы к жестокой реальности, и вам нравятся неоднозначные персонажи, отягощенные мрачным выбором, эту игру на нервах вы точно оцените по достоинству.
Сергей САВИНОВ