«Одни из нас»: проблема отцов и детей на руинах Америки

12:58

08 февраля 2023

3169

«Одни из нас»: проблема отцов и детей на руинах Америки
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

Мы живем в эпоху сериалов. Отдельные творения этой индустрии по зрелищности способны на равных тягаться с большим кино – взять ту же «Игру престолов» или более раннюю «Подпольную империю». При этом у них есть огромное преимущество: если история нравится зрителям, продолжение можно снимать чуть ли не бесконечно.

А еще такой формат идеально подходит для экранизации книг с огромным количеством деталей, которые обычно приходится резать. Или компьютерных и консольных игр, ставших отдельной вехой культуры.

«Одни из нас»: проблема отцов и детей на руинах Америки
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

Первую «The Last of Us»* выпустили еще в 2013 году эксклюзивно для Sony Playstation, и история постапокалиптической Америки быстро стала хитом. Неудивительно, что идея снять по ней фильм буквально носилась в воздухе, а продюсером готовящегося полного метра должен был стать Сэм Рэйми – любители «Человека-паука» из начала нулевых хорошо его знают. Однако по разным причинам проект отменили, и поклонникам игры пришлось ждать еще несколько лет.

Всерьез о долгожданной экранизации заговорили в ковидный 2020 год, и даже подбор актеров для сериала проходил в духе времени – по видеосвязи. К слову, как говорят, из-за нового коронавируса пришлось даже вносить некоторые изменения в сценарий. Просто обыватель стал искушеннее в пандемиях и опасных болезнях, а в «The Last of Us» (18+) это сюжетообразующая деталь.

Тем не менее, я предлагаю рассмотреть сериал вне зависимости от оригинальной игры. Мы не будем сравнивать персонажей, сюжетные линии и их соответствие канону этой вымышленной вселенной. Любая экранизация является самостоятельным художественным произведением, и если для того, чтобы понять смысл, требуется первоисточник, значит, она уже провалилась. В лучшем случае – это фанатский фильм для своих.

«Одни из нас»: проблема отцов и детей на руинах Америки
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

Итак, перед нами история мира после опустошительной пандемии, вызванной мутировавшим кордицепсом – грибком-паразитом, превращающим зараженных в кровожадных безмозглых убийц. Мысль не нова, и в эпоху постковида ею точно никого не удивишь. Поэтому самой болезни уделяется не так много внимания, как отношениям персонажей – во всяком случае так было заявлено создателями. И это однозначно правильный ход, потому что военная диктатура на обломках цивилизации и бетонные стены вокруг городов не являются чем-то принципиально новым. Напротив, современный зритель скорее поверит в подобное мироустройство, нежели, скажем, в счастливое общество будущего.

В центре сюжета – контрабандист Джоэл, которого играет Педро Паскаль, американец чилийского происхождения. Вы наверняка его знаете как принца Оберина Мартелла из «Игры престолов» и Мандалорца из одноименного сериала. Также Паскаль снимался у Чжана Имоу в «Великой стене», где ему составил компанию Мэтт Деймон.

Двадцать лет назад, когда началась пандемия, Джоэл пережил трагическую потерю. С тех пор он холоден, расчетлив и немногословен. Его родной Бостон управляется военизированной властной структурой под названием FEDRA и представляет собой карантинную зону. Относительный мир и порядок периодически нарушается «Цикадами» – повстанцами, борющимися с FEDRA. Но Джоэла мало интересует политика, он задумал бежать в Вайоминг, где пропал его брат Томми. Но все, разумеется, идет не по плану, и теперь под его опекой девочка-подросток по имени Элли. Она заражена, но при этом не превращается в жестокую безмозглую тварь, и есть шанс, что ее кровь поможет в создании спасительной вакцины…

В далеком 2013-м, когда пандемии еще не были мейнстримом, эта история не казалась настолько вторичной. С поправкой на ковид теперь все немного иначе, и делать ставку на саму болезнь действительно было бы ошибкой. Новый сериал просто стал бы очередными «Ходячими мертвецами» или любой другой франшизой про вирус и поставленное им на колени человечество. И так второй эпизод вам напомнит историю с ковидом, а поведение зараженных вызовет стойкое дежавю у тех, кто смотрел «Обитель зла», «Войну миров Z» и «28 дней спустя». В «The Last of Us» старательно уходят от лишних акцентов, и все же совсем без них не обходится – на инфекции завязан сюжет и правила мира. Это поначалу мешает воспринимать сериал всерьез, оставляя во рту терпкий привкус шаблона. Спасает лишь отсутствие явного трэша и претензия на глубокий психологизм.

«Одни из нас»: проблема отцов и детей на руинах Америки
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

Тем не менее, всего за несколько дней открывающий эпизод сериала только в Америке посмотрели 10 миллионов зрителей. Тогда же, в январе текущего года, было объявлено, что «The Last of Us» продлен на второй сезон. Почему так? Что все же выделяет его из сонма других похожих?

В первую очередь это, конечно же, популярный первоисточник. Спросите любого геймера, слышал ли он об этой игре, и с высочайшей долей вероятности вам ответят положительно. У тех же, кто игровой консоли в руках не держал, по большей части срабатывает пакетное мышление – это сейчас модно и популярно, а значит, и я должен хотя бы проявить любопытство. В то же самое время нельзя отрицать, что своеобразным знаком качества здесь выступил телеканал HBO, под эгидой которого и вышел этот сериал. Тем более что исполнительными продюсерами и сценаристами выступили Крейг Мейзин, известный по мини-сериалу «Чернобыль», и Нил Дракманн, работавший над первоисточником. А еще музыку к «The Last of Us» написал Густаво Сантаолалья, композитор оригинальной игры.

На пользу сериалу пошел и удачный каст – любители «Мандалорца» наверняка заинтересовались участием Педро Паскаля, часть аудитории перетекла из «Игры престолов» из-за него же, а еще из-за Беллы Рамзи, которая сыграла там Лианну Мормонт. Неплохо смотрится, к слову, и Анна Торв, которую сразу узнали поклонники популярного сериала «Грань», эдакого эпигона «X-files».

«Одни из нас»: проблема отцов и детей на руинах Америки
Постер сериала. Источник: kinopoisk.ru

Как бы то ни было, но «The Last of Us» действительно способен увлечь – в какой-то момент вы начнете следить за отношениями между героями и некоторыми пересечениями с реальностью. Кстати, еще одной неплохой идеей стало изменение времени действия: в игре это 2033 год, а в сериале – наш 2023-й. Из-за этого происходящее смотрится более реалистично, а покинутые мегаполисы с любовно выполненной детализацией по-настоящему поражают. Как ни крути, зрелищность идет на пользу любому фильму и сериалу. Но главным здесь все равно будет упор на взаимоотношения Джоэла и Элли – если поначалу они скачут от легкого раздражения к ненависти и обратно, то затем незаметно перерастают в доверительные. В итоге суровый мужчина фактически становится отцом для колючей и ожесточившейся на весь мир девочки-подростка.

«Одни из нас»: проблема отцов и детей на руинах Америки
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

Не исключено, что вас покоробит одна деталь в третьей серии – «The Last of Us» не миновала ЛГБТ-повестка, без которой, откровенно говоря, можно было обойтись. Как это было лишним, к примеру, во второй части фильма «Достать ножи» с героем Дэниела Крейга. Однако если проигнорировать чуждые нашей стране ценности, можно разглядеть трогательную историю. Так что не спешите ставить на эпизоде крест. И все же я вас предупредил.

В целом «The Last of Us» нельзя назвать проходным сериалом. На наших глазах стартовало шоу, которому суждено стать популярным и за которым будет следить весь мир. Эпоха сериалов диктует нам свои правила.

Впрочем, никто из нас не обязан им подчиняться.

Сергей САВИНОВ

*Примечание: буквальный перевод «The Last of Us» – это «Последние из нас», однако в официальной русской локализации используется название «Одни из нас».

+1

Из этой же рубрики