Традиционно лето считается мертвым сезоном для стриминговых сервисов и больших экранов. Конечно, и фильмы выходят, и сериалы, однако громких проектов не так уж много. И тем интересней, что именно в июле дан старт многосерийному пеплуму от Роланда Эммериха и компании.
Вы же вспомнили, кто он такой? Да-да, тот самый голливудский режиссер немецкого происхождения, снявший одиозный «День независимости», а также не менее пафосные «Послезавтра» и «2012». Его работы всегда потрясают масштабами, причем как экранных разрушений, так и финансирования. Но справедливости ради – фильмы Эммериха, пусть они и не претендуют на глубокие философские откровения, всегда смотрибельны и динамичны.
А тут он вдруг поучаствовал в создании сериала, да еще вроде как исторического. И помимо него в титрах значатся известные актеры – Энтони Хопкинс и Иван Реон. Последнего вы наверняка знаете как Рамси Болтона из «Игры престолов». Если же вы настоящий ценитель британского кинематографа, то точно должны вспомнить Саймона Беллами из «Отбросов». О Хопкинсе, думаю, напоминать лишний раз не стоит.
Что же касается самого жанра под названием «пеплум», то это весьма любопытная ниша – фильмы и сериалы об античной эпохе. Растащенные в свое время на мемы «300 спартанцев» как раз хороший пример. Если же говорить о сериалах, причем более историчных, то это, в частности, классический «Рим» от небезызвестного канала HBO. Если не смотрели, настоятельно рекомендую.
Казалось бы, все карты сошлись – именитый постановщик, вполне себе популярный и пока еще не затасканный жанр, а еще громкие фамилии в списке исполнителей главных ролей. Должна была получиться бомба. А что же на самом деле? Начинаешь смотреть – и глаз радуется. Эффектные съемки, качественная операторская работа, те самые эммериховские масштабы. Не сериал, а прямо-таки полнометражный блокбастер. И старина Хопкинс в роли императора Веспасиана уж как хорош, не говоря об организаторе игр Тенаксе в исполнении Реона. Но в целом история напоминает высокобюджетный ситком.
Серьезно, герои выглядят и ведут себя так, словно их писали для «Друзей» или «Теории Большого взрыва». Безупречные костюмы, аккуратно подстриженные бороды и гладкая кожа – слишком все современно и… театрально. Мизансцены выстроены по канонам если не большой сцены, то студвесны или классического КВН. И все это приправлено чисто американским стендапом – отдельные персонажи едва ли не восклицают «Come On!» с соответствующей мимикой и жестикуляцией. В этом самая большая беда «Обреченных на славу» (18+) – сериал слишком комедийный для заявленного исторического пафоса. И вот вроде бы интриг хватает в огромном количестве, и жестоких сцен с обнаженкой, и массовых сцен с хорошей работой камеры. Но на выходе получился даже не очередной эпигон «Игры престолов», а просто более дорогая и эпичная версия «Плебеев». Есть такой малоизвестный в нашей стране камерный английский проект, где в иронично-едкой манере повествуется о жизни Древнего Рима. Вот только «Плебеи» были изначально заявлены как комедия, поэтому с них и спрос меньше.
Что интересно, сериал Эммериха в хорошем смысле забавный, легкий, даже затягивающий. Но смотреть его нужно точно не с исторической энциклопедией и серьезным лицом. А еще стоит махнуть рукой на несоответствие российского названия оригинальному – кто хоть немного знает английский, сразу увидит, что правильно должно звучать «Обреченные на смерть», а не «славу». Более того, здесь еще обыгрывается известное обращение гладиаторов к императору: «Идущие на смерть приветствуют тебя». Неясно, зачем отечественные локализаторы поперли против исторической истины. Не иначе как из суеверных соображений.
Совсем другие эмоции вызывает египетский сериал «Ассасины. Начало» (18+). Мировая премьера, в том числе в нашей стране, состоялась еще весной, однако это никак не влияет на его актуальность. Другой вопрос, кому он может понравиться.
Здесь нет Хопкинса и Реона – вряд ли массовому зрителю о чем-то скажут имена Карима Абдель Азиза и Сары Эльшами. Однако отсутствие замыленных лиц в сериале тоже своего рода фишка, обычно такие проекты смотрятся заметно реалистичней. Да и в целом «Ассасины» производят более благоприятное впечатление, чем «Обреченные» и невероятно затянутый «Дом Дракона» (18+). Красивые натурные съемки, качественный грим и костюмы, аутентичные декорации, которые уж точно не сквозят студийным инвентарем. А еще во время просмотра не возникает пресловутого ощущения, что большинство персонажей только что вернулись из барбершопа и кабинета стилиста-косметолога.
Другой вопрос, что просмотр «Ассасинов» требует хотя бы минимальных знаний исторического контекста. Кто такие сельджукиды и исмаилиты, и чем Персия XI века отличается от современного Ирана, чем были движимы европейские крестоносцы, и какие отношения были у Византии с Востоком. Без всего этого сериал воспринимается как непонятный поток исламской экзотики и просто теряет большинство заложенных смыслов. Дело осложняется еще и тем, что открывающий эпизод развивается динамично, и вряд ли вы сразу уловите, кто, что, где и когда. Разве что имя Омара Хайяма знакомо многим, а вот кто такие Хасан ибн Саббах и Низам аль-Мульк, придется гуглить. Зато, как только вы разберетесь, поверьте – история настоящих ассасинов, а не персонажей игры Assassin’s Creed, вас увлечет и затянет. А может, и нет, тут уже дело вкуса и предпочтений.
Любопытно, что в сериале не обошлось без мистики, так что полностью историческим его, пожалуй, назвать нельзя. И все же он точно более реалистичен, чем «Обреченные на славу» от Эммериха, и однозначно динамичнее, чем невероятно унылый второй сезон «Дома Дракона», где экшн наконец-то пошел только с четвертого эпизода.
Впрочем, сама возможность выбора уже хороша: кому драконы, кому ассасины, а кому – гладиаторы.
Сергей САВИНОВ