Принято считать, что типовое домостроение возникло в нашей стране при Хрущеве. Отсюда и народное название родных панелек – «хрущевки». Однако при Сталине в архитектуре тоже использовались стандартные проекты, которые легко отличить по характерным особенностям, достаточно слегка разобраться в теме.
Таких примеров достаточно и в нашем городе: например, малоэтажные домики для работников Вагонзавода. Либо похожие в бывшем Новопромышленном районе, а также на улице Спартака или, скажем, на Силикатке. Правда, от оттепельных преемников их отличают элементы декора, которые даже скромную жилую коробку делают симпатичным представителем ампира или неоклассицизма. Не говоря уже, конечно, о толстых стенах и высоких потолках.
Но есть и еще одно важное, если не самое главное, отличие – это разные уровни «элитности». Самым престижным, конечно же, считалось жилье партработников, сотрудников министерств и ведомств. Именно такие дома мы себе представляем, когда слышим словосочетание «сталинский ампир». Тем не менее, и они строились по типовым проектам, пусть и гораздо более интересным, чем угловатые «хрущевки».
В Твери есть даже три почти полностью идентичных дома, выстроенных по одному, довольно удачному, проекту. Один расположен в Свободном переулке, второй на Тверском проспекте, а третий – на проспекте Чайковского. Большинство людей, особенно те, кто не особо увлекается архитектурой, даже не замечают, насколько похожи эти три здания. Фактически близнецы-братья.
А началось все с дома №20 по Свободному переулку (бывшему Знаменскому). До революции на его месте и на месте соседнего №22 стояли торговые лавки, то есть магазинчики (например, кожевенная лавка), и лабазы. Если вы читали выпуск «Велохронометра» об исчезнувших площадях, то знаете, что в этой части исторического центра была сконцентрирована торговля. А там, где сейчас фонтан и памятник Салтыкову-Щедрину, даже стояли красивые торговые ряды, как в Клину, Вышнем Волочке, Кашине и других городах. Их снесли в 1965 году, лавки же на Свободном канули в Лету в 1930-х. Именно тогда там построили дома №20 и 22. Двадцать второй нас не интересует, в нем нет ничего особенного. А вот 20-й мало того, что вобрал в себя уже упомянутую кожевенную вместе с лабазами, так еще и стал основной для своих будущих «братьев».
У этого дома не совсем обычное название – «За кадры», однако в народе его называли «домом партработников». Нетрудно догадаться, по какой причине. Жилье там давалось отнюдь не каждому. Ближайший его близнец – это дом №12 по Тверскому проспекту, а тогда еще №18 по Кооперативному переулку (бывшему Ильинскому). В те времена там было тихо, почти не ездили машины, и вряд ли кто-то себе представлял, что в будущем на месте уютного квартала появится огромный проспект. Хотя планы расширения имелись уже к тому времени, вот почему дом №12 находится далеко от красной линии бывшего переулка, и перед ним довольно большой тротуар.
Помешала война, из-за которой и Новый мост через Волгу появился на полтора десятилетия позже. Но тогда, напомним, речь шла именно что о расширении переулка с выходом на новую переправу, о проспекте еще не думали. Это уже дело последующих десятилетий – семидесятых и восьмидесятых. В то время, кстати, на первом этаже дома появились и работали магазины «Хрусталь – фарфор» и «Березка», причем второе название даже было написано латиницей: Beriozka. Взгляните, к примеру, на этот кадр.
И, наконец, еще один такой же дом был построен примерно в то же время, то есть в конце тридцатых, на Станционном шоссе и предназначался для работников Госбанка СССР. На современной карте это проспект Чайковского, дом №42. Уточним, что название в честь известного композитора эта магистраль получила в 1940-м, незадолго до Великой Отечественной. А во время войны дом, к слову, довольно серьезно пострадал, и восстанавливали его уже по измененному проекту. В частности, надстройку над средней частью убрали, и дом стал полностью четырехэтажным.
Так что, будете рядом, не проходите мимо – сравните по очереди все три дома.