Интерес к истории малой родины находится сегодня на пике. Наверняка и вы, листая в соцсетях новостные ленты, время от времени натыкаетесь на очередную архивную фотографию Твери. Мы неожиданно осознали, что прошлое, еще вчера казавшееся недавним, сегодня безвозвратно ушло. Более того, от него не всегда что-то остается. Мы даже помним не все, что хотелось бы. Вот почему обрели невероятную ценность старые фотографии из бабушкиных альбомов – это сейчас мы можем документировать каждый свой чих, а раньше это было особым случаем. И каждый кадр из прошлого, даже если на нем трудно что-либо разобрать, превращается в сокровище.
В 1958 году в Калинине помпезно открыли новый автовокзал. Расположился он в Свободном переулке (бывшем Знаменском), на месте уничтоженной Симеоновской церкви XVII века. Сегодня это областной Дворец бракосочетания, начавший работу в сентябре 2021-го. Перед ним стоит памятник Михаилу Тверскому и Анне Кашинской, и сама эта небольшая площадь теперь носит имя благоверной княгини. Это известно если не всем, то очень и очень многим. И фотографий известного здания, на фоне которого стоят красивые старинные автобусы, в сети не счесть. Знаем мы в большинстве своем и то, что автовокзал на Свободном проработал всего 15 лет. Он переехал на улицу Коминтерна в 1973-м и с тех пор находится именно там.
Но значит ли это, что междугородные рейсы в Твери берут свое начало в 1958-м? Само подсознание наверняка вам подсказывает, что нет. Откуда-то же и до этого ходили автобусы из Калинина, к примеру, в Рамешки. Вот только откуда? Коллеги из сообщества «Тверская Ностальгия» выяснили, что в телефонном справочнике 1956 года говорится о речном вокзале – там временно располагалась и автобусная междугородная станция. А справочники 1930-х указывают на дом №36 по улице Урицкого (так называлась тогда Трехсвятская). Сегодня это здание относится к другому адресу: Вольного Новгорода, 7. До недавнего времени там располагался военкомат, а до Великой Отечественной оно было подписано как «Автотранспорт». И вот теперь самое интересное.
Если внимательно присмотреться к еще более старым снимкам, можно увидеть табличку «Гараж №1». Он точно располагался там в 1920-е годы. Также в кадре видны здания с современными адресами Трехсвятская, 38 и 40. Исследователь Константин Литвицкий пишет, что именно в 38-м доме находился автовокзал с 1940-х годов до 1958-го, когда построили новое здание на Свободном. Еще раньше это было общежитие епархиального училища со столовой. Рядом, уже фактически на набережной – дом, до революции принадлежавший семье Беляевых. Оба здания построены в XIX веке. А в угловом доме №36 (том самом, который подписан «Автотранспортом» и который теперь относится к улице Вольного Новгорода за номером 7) в 1950-х – 1960-х располагался протезный завод и затем экспериментально-конструкторский отдел ВНИИ строительных материалов и конструкций.
Рискнем предположить, что все эти данные справедливы, и к раннему калининскому автовокзалу можно отнести каждый из этих адресов. Тем более что по расположению место весьма подходит для транспортного узла тех лет. Достаточно взглянуть на территорию сверху, чтобы в этом убедиться. А теперь давайте посмотрим, на чем ездили наши прабабушки и прадедушки.
На снимках, которые находятся в коллекции Тверского государственного объединенного музея, изображены два автобуса. В описании первого кадра сказано, что это 16-местный ГАЗ, который обслуживал линию Калинин – Рамешки. Про второй говорится, что это тоже ГАЗ, только 30-местный, и возил пассажиров он от Калинина до Кушалина. Обе фотографии датированы 1934 годом, как и снимок здания автовокзала (Трехсвятская, 36/Вольного Новгорода, 7). И это еще больше укрепляет уверенность, что в 1930-х в нашем городе уже была полноценная пассажирская автостанция.
Вот только с автобусами есть небольшая неточность. Если рамешковский действительно ГАЗ модели 03-30, выпускавшийся с 1933 по 1950 годы, то второй – это Я-6 производства Ярославского завода (1929–1933 годы). Мы можем определить это по характерным деталям кузова. Он довольно сильно похож на английский «Лейланд» (Leyland Bus), но руль у него находится слева, так что это точно советская машина.
Кстати, вот еще один любопытный факт. Калининская область РСФСР была образована Постановлением ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) от 29 января 1935 года. А до этого бывшая Тверь (город переименовали в Калинин в 1931-м) относилась к Московской области. Так что автовокзал на этих архивных снимках пока еще подмосковный.
И напоследок еще парочка бонусов. На первом кадре из коллекции ТГОМ запечатлен автобус делегации Коминтерна, прибывшей в Тверь 19 мая 1922 года с детьми голодающего Поволжья. Судя по всему, это «Форд».
А вот второй кадр передает нам дизайн первого тверского пассажирского автобуса, запущенного 9 июня 1923 года. Это довольно странное транспортное средство явно переделано из железнодорожного вагона, и его, пожалуй, можно смело считать самой яркой деталью истории местных пассажироперевозок.