«Король и Шут»: задорный панк-мюзикл для ностальгирующих

11:17

07 марта 2023

4004

«Король и Шут»: задорный панк-мюзикл для ностальгирующих
Постер сериала. Источник: kinopoisk.ru

Любой фильм, основанный на реальной биографии известной личности, изначально балансирует на тонкой грани. С одной стороны, это риск серьезно приукрасить реальность и тем самым все испортить, с другой – попытаться «сорвать покровы» и вызвать праведный гнев поклонников. Неудивительно, что подобные ленты почти всегда получаются скандальными. В особенности если след, оставленный творческой личностью, не только яркий, но и неоднозначный.

За примерами далеко ходить не надо – достаточно вспомнить нашумевший отечественный фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой». Или американский «Переступить черту», основанный на биографии Джонни Кэша. Но еще сложнее, когда языком художественного кино рассказывается о тех, чья звезда сияла на небосклоне совсем недавно. Например, о небезызвестном Горшке из группы «Король и Шут».

«Король и Шут»: задорный панк-мюзикл для ностальгирующих
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

Михаил Горшенев был, безусловно, талантливым музыкантом и шоуменом, а на песнях «КиШа» без преувеличения взрослели нынешние тридцати- и сорокалетние. Вряд ли среди любителей российской рок-музыки найдется тот, кому ни о чем не скажут строчки «разбежавшись, прыгну со скалы» или «будь как дома, путник, я ни в чем не откажу». А потому история этой группы и одного из ее фронтменов, трагически ушедшего из жизни десять лет назад, буквально просилась на экран.

«Король и Шут»: задорный панк-мюзикл для ностальгирующих
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

Байопик о Горшеневе появился в начале марта в формате мини-сериала и буквально сразу же по-панковски ворвался на вершины всяческих топов и рейтингов. И здесь возникает резонный вопрос: это действительно настолько крутой проект или все дело в феномене группы «Король и Шут»? Тем более что в ответе за постановку оказался Рустам Мосафир, в чьем творческом портфеле из известного разве что невнятное фэнтези «Скиф» и относительно популярный сериал «Розыск 2». Разумеется, яркая фильмография – это тоже не гарантия качества, однако так уж устроен зрительский интерес, что возбуждается от известных фамилий. Впрочем, я не об этом.

Лучше всего оценивать байопики как бы со стороны, взглядом человека, абсолютно безразличного к творчеству главных героев. И в этом случае уже с первого эпизода «Король и Шут» (18+) может оттолкнуть. Атмосфера панковского угара с разгромом гримерки и алкогольным делирием, в народе именуемом «белочкой», явно не то, что способно увлечь широкую аудиторию. Однако тут и заключается главное противоречие: сериал явно рассчитан если не на знание предмета, то хотя бы на интерес. И если вы сами помните душные залы российских рок-клубов образца девяностых, понимаете устаревшее ныне определение «неформал» и участвовали в слэме перед сценой, то шансы поймать волну «Короля и Шута» у вас довольно высокие.

«Король и Шут»: задорный панк-мюзикл для ностальгирующих
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

Именно так, в контексте эпохи и истории российской рок-сцены, и нужно смотреть этот сериал. Тогда упор на грязь с нечистотами, порой слишком откровенно бросающимися в глаза, отойдет на задний план. Ожидать в фильме про панков рафинированной чистоты – наивно. Так что лучше заранее принять этот слой повествования. Потому что их в «Короле и Шуте» два: первый – та самая панк-реальность девяностых, второй – путешествие по сказочному миру, основанному на творчестве группы. Ход не сказать чтобы оригинальный, но достаточно интересный и весьма походящий для этой истории. И даже Шут – плод больного воображения Горшка – в подобном контексте уже не выглядит столь чужеродно. А с ним зрителю предстоит столкнуться еще не раз.

Вообще, визуал – это действительно сильная сторона сериала. Сказочные эпизоды буквально нашпигованы деталями, некоторые из которых даже хочется подробно рассмотреть на паузе, а нарочито блеклые кадры начала девяностых удачно контрастируют с сочной картинкой основного повествования. Отдельно стоит отметить костюмы и грим, причем не только в отношении Шута, в котором с трудом узнается актер Евгений Ткачук. Горшок в исполнении Константина Плотникова максимально похож на настоящего Михаила Горшенева, а отсутствие передних зубов – это просто отдельная песня. И, безусловно, не стоит забывать об актерской игре – что Константин Плотников, что Влад Коноплев, примеривший образ Князя, однозначно на своих местах.

«Король и Шут»: задорный панк-мюзикл для ностальгирующих
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

В целом съемочной группе во главе с Мосафиром удалось создать яркий и самобытный панк-мюзикл. Местами отталкивающий, но одновременно притягательный. Те самые песни, которые наизусть может процитировать любой фанат с большим стажем, добавляют драйва и параллельно способны выдавить ностальгическую слезу. И пусть некоторые сцены вроде братания гопников с байкерами под риффы «Лесника» выглядят несколько натянутыми, атмосферу эпохи умудряются передать даже они.

«Король и Шут»: задорный панк-мюзикл для ностальгирующих
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

Фактически это пока что уникальное для нашего кинематографа событие – музыкальный байопик, наполненный не картонными дифирамбами, а уважительной иронией по отношению к героям. Личностям неоднозначным, как сама жизнь, и далеким от образа морального камертона.

Поклонникам творчества «Короля и Шута» смотреть однозначно. Выросшим в девяностые – тоже. Приметы времени вписаны в сериал органично и смотрятся довольно уместно в отличие от «Трудного детства», забитого ими до отказа.

«Король и Шут»: задорный панк-мюзикл для ностальгирующих
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

Всем остальным – как говорится, по вкусу и на собственное усмотрение. И все же я советую хотя бы попробовать, чтобы оценить как саму историю, так и ее необычную подачу. Но будьте осторожны: пусть герои и спасают принцессу, они все равно остаются панками. Со всеми вытекающими.

Сергей САВИНОВ

+6

Из этой же рубрики