Не будет преувеличением сказать, что этого сериала ждали во всем мире. О нем говорили, его обсуждали еще на стадии планирования, ему прочили титул убийцы «Игры престолов». За него боролись два медиагиганта современности – Netflix и Amazon. В итоге права на возвращение в Средиземье достались последнему за фантастические 250 миллионов долларов. А всего бюджет самого дорогого сериала в истории составил немыслимые семьсот пятьдесят миллионов. И то ли еще будет, ведь по условиям сделки Amazon должен выпустить не менее пяти сезонов стоимостью опять же не менее миллиарда.
Беспрецедентное финансирование, сверхпопулярный сеттинг, заглавная музыкальная тема от композитора джексоновской трилогии – «Кольца власти» (12+) по определению должны были заткнуть за пояс как «Игру престолов», так и «Ведьмака» с «Домом дракона» вместе взятых. Но вот вышли первые серии, и зрительские оценки на популярных ресурсах показывают лишь одно: разочарование.
Не обошлось без скандала – крупнейший сервис IMDb неожиданно удалил все отрицательные рецензии на сериал, и это стало печальной вишенкой на торте после того, как сам Amazon ввел 72-часовой запрет на оценки. Но почему же зрители остались недовольны эпической сагой?
Негодование становится понятным уже в первой половине стартового эпизода. Неспешные пафосные диалоги, затянутые пролеты камеры и обилие повторяющихся планов сразу же выдают главную беду сериала – его медлительность и тягучесть. За целый час нам показали кусочек эпической битвы и одно молниеносное сражение со снежным троллем. Весь остальной хронометраж – беседы, пейзажи и многозначительные обмены взглядами. Наверное, если бы создатели «Колец власти» экранизировали «Войну и мир», то на один только бал ушло бы не менее трех эпизодов. Впрочем, попробую обойтись без сарказма.
Если опустить неспешность повествования, сериал приятно удивляет костюмами, декорациями и качественной компьютерной графикой. В этом плане понятно, куда ушли деньги. До тех самых пор, пока ты не обращаешь внимание на стрижки людей, эльфов и хоббитов. И если последние живо напоминают знакомых нам полуросликов из классических книг Толкина и экранизаций Питера Джексона, то «остроухие» аж блестят литрами вылитого на волосы лака, как будто они пять минут назад вышли из популярного барбершопа. А прическа одного из людей-подростков и вовсе убила прядками а-ля ранний Ди Каприо из «Титаника».
Все это моментально дешевит картинку и напоминает скорее качественный косплей на каком-нибудь «Комик Коне» в Сан-Диего, но никак не высокобюджетный сериал по вселенной Толкина. И заколачивает последний гвоздь в крышку гроба реалистичности каскадерская акробатика Галадриэль, шинкующей тролля в лучших традициях онлайн-игр в стиле фэнтези. Немыслимые кувырки, откровенно танцевальные па и модельное позерство актрисы Морвет Кларк вызывают не восхищение, а раздражение – после кровавого реализма «Игры престолов» это скорее не битва, а цирковой этюд.
И такова вся первая серия – яркая, глянцевая, театральная. Но смотреть на подобное в 2022 году, когда фэнтези уже не воспринимается сладкой сказкой для взрослых, откровенно говоря, тоскливо. А если добавить сюда отсутствие видимых повреждений после напряженной драки, бросающийся в глаза грим и отсутствие усталости, то становится и вовсе уныло. И это еще не все.
Теперь мы с вами вплотную подобрались к еще одной спорной особенности сериала. Уверен, вы уже догадались, что речь пойдет о темнокожих эльфах и хоббитах. Сразу оговорюсь, что африканская культура сама по себе самобытна и интересна. По сути, это бездонный кладезь для нестандартных фэнтези-сюжетов, которые могут быть хитами исключительно благодаря экзотическому сеттингу. Но пресловутая политика квотирования и разнообразия без учета здравого смысла, на мой взгляд, в очередной раз просто усилила неестественность происходящего в сериале. И пусть «Властелин колец» – это повествование о выдуманном английским писателем несуществующем мире, но все-таки темнокожие эльфы смотрятся там еще менее реалистично, чем темнокожий Маннергейм в фильме «Маршал Финляндии».
Но даже если мы примем все эти детали за обязательные условности современной массовой культуры, сериал все равно останется дорогущей пустышкой. Медленной, не цепляющей и конъюнктурной. Возможно, после двух эпизодов начнется разгон, и создателям удастся выправить темп, увлечь глубокой интригой и красочной историей Второй эпохи. Однако надежды мало – битва за зрительский интерес должна быть выиграна в самом начале.
Сергей САВИНОВ