Почему один сериал становится культовым, а другой при таких же вводных выстреливает в пустоту? Вопрос изначально с подвохом, так как ответить на него коротко и максимально точно нельзя. Но порой причина настолько яркая, что ее видно как зрителям, так и критикам.
Изначально я готовил обзор на «Этерну» (16+), а точнее, на попытку ее перезапуска. И тут очень удачно стартовал новый отечественный проект, который с экранизацией цикла Веры Камши роднит фантастический жанр. И сравнение двух этих сериалов, на мой взгляд, дает весьма показательный эффект.
«Этерна»
Есть такая старая шутка. В продажу поступили фальшивые елочные игрушки. Выглядят они как настоящие, вот только радости от них никакой. То же самое можно смело сказать об отечественных фантастических фильмах, пусть не обо всех, но о многих. Помнится, поклонники братьев Стругацких, и ваш покорный слуга в их числе, с нетерпением ждали выхода «Обитаемого острова». Но уже первые кадры со съемочной площадки у большинства зрителей вызвали оторопь, не говоря уже о «головокружении от бюджета картины», чем поделился в прессе один из создателей киноадаптации шедевра от АБС.

Откровенно сценический грим, костюмы, годные лишь для эксцентричных модных показов, и впечатление общей халтуры – вот что приходило в голову при виде кадров и отрывков из будущего фильма. А когда картина наконец вышла, все хоть сколько-то тлеющие надежды разом угасли. Получился глупый картонный боевик с отвратительной актерской игрой и потерей всех смыслов первоисточника. Обиднее всего было не только отношение к наследию Стругацких, но и поведение исполнителей в кадре. Да, Гармаш и Куценко с Серебряковым хоть что-то пытались, тянул свое и Петр Федоров в роли Гая Гаала. Но даже они играли «фантастику» в ее максимально стереотипном представлении. Недаром дилогия с претенциозной добавкой «Схватка» в названии второй части провалилась с оглушительным треском и до сих пор находится на дне всевозможных рейтингов.

И вот она, проблема отечественных киноадаптаций фантастических произведений: какая-то часть команды не верит в то, что делает. Либо актеры, либо съемочная группа во главе с режиссером, либо все вместе. Потому что мало взять громкий первоисточник, нужно еще и снять его так, чтобы не было стыдно. «Властелин колец» Питера Джексона – типичное фэнтези, сказка для взрослых, но ты веришь происходящему на экране. Потому что этому верят все, кто принимал участие в съемках, и подобное отношение видно. Почему кинокомиксы про Железного Человека обрели бешеный успех? Причина та же – их создавали люди, влюбленные в первоисточник, и в команду они подбирали таких же максимально заинтересованных.

Цикл Веры Камши «Отблески Этерны» поражает прежде всего глубиной проработки мира, его истории, летосчисления – в общем, всего того, что принято называть «лором» (от англ. lore – знания, набор мифов и событий выдуманной вселенной). По закрученности интриги и интересным персонажам эта эпопея вполне могла стать конкурентом «Игры престолов». Без всякой иронии и натяжек. Но не стала и вряд ли станет.

Истории повезло разве что с преданностью тех, кто хотел ее во что бы то ни стало экранизировать. Первая попытка состоялась в 2022-м, я писал на нее обзор. В пилоте «Этерны», конечно, хватало огрехов, но масштаб замаха все-таки приятно поражал. И вот на экраны вышел уже полноценный сезон из шести серий – с учтенными ошибками и новым подходом. Вот только опять результатом стал громкий пшик.

Начинается все сценами конца света, который ждет мир Этерны: рушатся города, гибнут люди, море поглощает землю. Потом выясняется, что все это – сон молодого Ричарда Окделла, и нас тут же погружают в основной сюжет, причем довольно энергично. Напомню, пилот стартовал длинной экспозицией с закадровым голосом, который пытался «впихнуть невпихуемое», за несколько минут рассказав предысторию конфликта. В этот раз эту ошибку учли и постарались передать все динамичными сценами и диалогами. А еще – QR-кодом со ссылкой на справочник по миру и персонажам. Вы помните такой в «Игре престолов»? И я не помню. Но почему-то имена персонажей, характеры, ключевые локации и конфликты запоминаются там быстро и легко. И даже если вы не читали книги Джорджа Мартина, ничего страшного. Понимание легко приходит во время просмотра.

Талант хороших постановщиков и актеров заключается как раз-таки в том, чтобы сразу показать все необходимое. И если для объяснения происходящему нужен отдельный справочник – грош цена всем влитым деньгам. А если актеры по упрямой отечественной традиции играют будто на классической театральной сцене, с килотоннами пафоса, то уж точно пиши пропало.
Исполнители ролей в «Этерне» именно что играют, а не живут своими персонажами. Это сквозит во всем – в манере произношения, в механической слаженности диалогов и батальных сцен. Диалоги оттарабаниваются, мизансцены выстраиваются в самом плохом смысле этого слова – чуть ли не по секундам, того и гляди, актеры сверятся с таймером перед очередным действием. Все это откровенно убивает сложную, красивую и насыщенную историю.

Лично я при просмотре верил разве что Антону Рогачеву, исполнителю роли Альдо Ракана, и Юрию Чурсину – как и в пилоте, он играет Рокэ Алву. Пожалуй, еще хорошо отзовусь о братьях Добронравовых (Федор сыграл Эгмонта Окделла, а Иван – отца Германа). Зато невероятно разочаровал Евгений Стычкин, пытающийся изобразить Енниоля эдаким еврейским торговцем с одесского привоза. А Иван Трушин в роли Ричарда Окделла смотрится просто красивым мальчиком, на котором еще и откровенно блестит грим. Это, кстати, общая проблема – безусловно качественные, хорошо проработанные костюмы выглядят в кадре так, будто их только что принесли наглаженными прямо из химчистки. Люди условного XVII века словно бы ежедневно посещают косметолога на пару со стилистом, мужики не вылезают из барбершопов, а в домах убираются клининговые конторы. Все чисто, выглажено, прилизано и… как те самые фальшивые елочные игрушки из анекдота, не приносит радости. Добавим сюда откровенно компьютерные декорации, вылизанные до пикселя, и картина становится максимально прискорбной.

Сразу же вспоминаются грязные космы Роберта Баратеона из самой первой серии «Игры престолов» и неухоженная борода Эддарда Старка, и ты понимаешь, почему при всей фантастичности сериала ты ему веришь. В нем есть дух, которого к великому сожалению не хватает в «Этерне».
«Баранкины и камни силы»
У фантастической комедии о семье московского таксиста нет мощного литературного первоисточника, но есть хорошая завязка с путешествиями во времени и нашей повседневностью. Баранкины живут в Москве, в старом доме на Пречистенке, и пожилой Батя, которого играет Андрей Федорцов, очень дорожит семейным гнездом. И вот однажды, аккурат в его день рождения, из 1804 года прибывает прародительница рода Баранкиных – извозчица Варвара. С собой у нее оказываются древние камни силы, которые дают обладателям различные суперспособности. Вот только один из камней остался в прошлом у таинственного Велимира, который жаждет заполучить все остальные.

Сюжет непритязательный, даже в какой-то мере штампованный. Но по той причине, что изначально «Баранкины» (16+) позиционируются как комедия, зрителю довольно легко принять правила игры. И так же просто ты закрываешь глаза на то, что в начале XIX века женщина не могла быть извозчицей – плевать, это просто забавно. Причем Юлия Топольницкая настолько хорошо вжилась в роль, что за ней по-настоящему интересно наблюдать.
– Надеюсь, ты не веган?
– Нет, я православная!
Во многом сюжет движется именно за счет приема «остраннения», когда привычные нам вещи вроде моноколеса вызывают у Варвары натуральный взрыв мозга. Отсюда постоянные конфликты и недопонимания, которые оживляют историю, делают ее интересной и увлекательной. Именно за эту легкость вкупе с бытовыми подробностями вроде ипотеки на 30 лет и хочется смотреть «Баранкиных», прощая им мелкие огрехи. А еще это помогает актерам играть действительно живых персонажей – привычный мир, привычное время, привычные образы. Еще и жанр комедии позволяет дурачиться, и это уже не выглядит как пренебрежение к собственно фантастике. Мол, это просто игра, шутка, забавная постановка. С таким подходом, что удивительно, мир сериала смотрится довольно реалистично.

Единственное, за что хочется очень серьезно упрекнуть создателей «Баранкиных», так это за наглый и беспардонный продакт плейсмент. С постоянным присутствием в кадре брендированных такси от «Яндекса» еще как-то можно смириться, все-таки профессия Бати это оправдывает. Но сцена с Алисой, «нашим виртуальным ассистентом», настолько безобразная и убогая, что моментально портит отношение к сериалу.
В какой-то мере эта сцена перекликается с батюшкой на моноколесе в начале стартового эпизода, но там это противоречие хорошо играло глазами героини и не вызывало отторжения. А еще у того короткого штриха не было далеко идущих последствий. Но когда к виртуальной Алисе обращаются один-единственный раз, и она больше ни разу не играет в сюжете, выглядит это не умелым встраиваением рекламы в сюжет, а наглым и беспардонным плевком в лицо зрителю. Как в «Притяжении» Бондарчука с рекламной вставкой чипсов известной марки. Или как в «Вызове» с убогими фразами «здесь ловит только Мегафон» и «откуда у Эрнста мой номер». Абсолютное и ничем не прикрытое неуважение к зрителю. Реклама, которая даже не притворяется сценой сериала, а выглядит как грубая монтажная врезка.

Но даже несмотря на такое откровенное безобразие «Баранкины» смотрятся бодрее «Этерны». Это тот самый случай, когда причины успеха или провала слишком уж очевидны. Вот только цикл Камши действительно жаль. У сериала был огромный потенциал, который оказался загублен стереотипами о фантастике.
С таким подходом не стоило даже замахиваться.
Сергей САВИНОВ