«Этерна» против «Баранкиных»: такая разная фантастика

14:28

12 августа 2025

154

«Этерна» против «Баранкиных»: такая разная фантастика
Коллаж: РИА Верхневолжье, постеры к сериалам: kinopoisk.ru

Почему один сериал становится культовым, а другой при таких же вводных выстреливает в пустоту? Вопрос изначально с подвохом, так как ответить на него коротко и максимально точно нельзя. Но порой причина настолько яркая, что ее видно как зрителям, так и критикам.

Изначально я готовил обзор на «Этерну» (16+), а точнее, на попытку ее перезапуска. И тут очень удачно стартовал новый отечественный проект, который с экранизацией цикла Веры Камши роднит фантастический жанр. И сравнение двух этих сериалов, на мой взгляд, дает весьма показательный эффект.

«Этерна»

Есть такая старая шутка. В продажу поступили фальшивые елочные игрушки. Выглядят они как настоящие, вот только радости от них никакой. То же самое можно смело сказать об отечественных фантастических фильмах, пусть не обо всех, но о многих. Помнится, поклонники братьев Стругацких, и ваш покорный слуга в их числе, с нетерпением ждали выхода «Обитаемого острова». Но уже первые кадры со съемочной площадки у большинства зрителей вызвали оторопь, не говоря уже о «головокружении от бюджета картины», чем поделился в прессе один из создателей киноадаптации шедевра от АБС.

«Этерна» против «Баранкиных»: такая разная фантастика
Типичный кадр из “Обитаемого острова”. Источник: kinopoisk.ru

Откровенно сценический грим, костюмы, годные лишь для эксцентричных модных показов, и впечатление общей халтуры – вот что приходило в голову при виде кадров и отрывков из будущего фильма. А когда картина наконец вышла, все хоть сколько-то тлеющие надежды разом угасли. Получился глупый картонный боевик с отвратительной актерской игрой и потерей всех смыслов первоисточника. Обиднее всего было не только отношение к наследию Стругацких, но и поведение исполнителей в кадре. Да, Гармаш и Куценко с Серебряковым хоть что-то пытались, тянул свое и Петр Федоров в роли Гая Гаала. Но даже они играли «фантастику» в ее максимально стереотипном представлении. Недаром дилогия с претенциозной добавкой «Схватка» в названии второй части провалилась с оглушительным треском и до сих пор находится на дне всевозможных рейтингов.

«Этерна» против «Баранкиных»: такая разная фантастика
Кадр из фильма “Обитаемый остров: Схватка”. Источник: kinopoisk.ru

И вот она, проблема отечественных киноадаптаций фантастических произведений: какая-то часть команды не верит в то, что делает. Либо актеры, либо съемочная группа во главе с режиссером, либо все вместе. Потому что мало взять громкий первоисточник, нужно еще и снять его так, чтобы не было стыдно. «Властелин колец» Питера Джексона – типичное фэнтези, сказка для взрослых, но ты веришь происходящему на экране. Потому что этому верят все, кто принимал участие в съемках, и подобное отношение видно. Почему кинокомиксы про Железного Человека обрели бешеный успех? Причина та же – их создавали люди, влюбленные в первоисточник, и в команду они подбирали таких же максимально заинтересованных.

«Этерна» против «Баранкиных»: такая разная фантастика
Кадр из пилотного эпизода “Этерны”. Источник: kinopoisk.ru

Цикл Веры Камши «Отблески Этерны» поражает прежде всего глубиной проработки мира, его истории, летосчисления – в общем, всего того, что принято называть «лором» (от англ. lore – знания, набор мифов и событий выдуманной вселенной). По закрученности интриги и интересным персонажам эта эпопея вполне могла стать конкурентом «Игры престолов». Без всякой иронии и натяжек. Но не стала и вряд ли станет.

«Этерна» против «Баранкиных»: такая разная фантастика
Кадр из пилотного эпизода “Этерны”. Источник: kinopoisk.ru

Истории повезло разве что с преданностью тех, кто хотел ее во что бы то ни стало экранизировать. Первая попытка состоялась в 2022-м, я писал на нее обзор. В пилоте «Этерны», конечно, хватало огрехов, но масштаб замаха все-таки приятно поражал. И вот на экраны вышел уже полноценный сезон из шести серий – с учтенными ошибками и новым подходом. Вот только опять результатом стал громкий пшик.

«Этерна» против «Баранкиных»: такая разная фантастика
Кадр из пилотного эпизода “Этерны”. Источник: kinopoisk.ru

Начинается все сценами конца света, который ждет мир Этерны: рушатся города, гибнут люди, море поглощает землю. Потом выясняется, что все это – сон молодого Ричарда Окделла, и нас тут же погружают в основной сюжет, причем довольно энергично. Напомню, пилот стартовал длинной экспозицией с закадровым голосом, который пытался «впихнуть невпихуемое», за несколько минут рассказав предысторию конфликта. В этот раз эту ошибку учли и постарались передать все динамичными сценами и диалогами. А еще – QR-кодом со ссылкой на справочник по миру и персонажам. Вы помните такой в «Игре престолов»? И я не помню. Но почему-то имена персонажей, характеры, ключевые локации и конфликты запоминаются там быстро и легко. И даже если вы не читали книги Джорджа Мартина, ничего страшного. Понимание легко приходит во время просмотра.

«Этерна» против «Баранкиных»: такая разная фантастика
Кадр из сериала “Этерна”. Источник: kinopoisk.ru

Талант хороших постановщиков и актеров заключается как раз-таки в том, чтобы сразу показать все необходимое. И если для объяснения происходящему нужен отдельный справочник – грош цена всем влитым деньгам. А если актеры по упрямой отечественной традиции играют будто на классической театральной сцене, с килотоннами пафоса, то уж точно пиши пропало.

Исполнители ролей в «Этерне» именно что играют, а не живут своими персонажами. Это сквозит во всем – в манере произношения, в механической слаженности диалогов и батальных сцен. Диалоги оттарабаниваются, мизансцены выстраиваются в самом плохом смысле этого слова – чуть ли не по секундам, того и гляди, актеры сверятся с таймером перед очередным действием. Все это откровенно убивает сложную, красивую и насыщенную историю.

«Этерна» против «Баранкиных»: такая разная фантастика
Кадр из сериала “Этерна”. Источник: kinopoisk.ru

Лично я при просмотре верил разве что Антону Рогачеву, исполнителю роли Альдо Ракана, и Юрию Чурсину – как и в пилоте, он играет Рокэ Алву. Пожалуй, еще хорошо отзовусь о братьях Добронравовых (Федор сыграл Эгмонта Окделла, а Иван – отца Германа). Зато невероятно разочаровал Евгений Стычкин, пытающийся изобразить Енниоля эдаким еврейским торговцем с одесского привоза. А Иван Трушин в роли Ричарда Окделла смотрится просто красивым мальчиком, на котором еще и откровенно блестит грим. Это, кстати, общая проблема – безусловно качественные, хорошо проработанные костюмы выглядят в кадре так, будто их только что принесли наглаженными прямо из химчистки. Люди условного XVII века словно бы ежедневно посещают косметолога на пару со стилистом, мужики не вылезают из барбершопов, а в домах убираются клининговые конторы. Все чисто, выглажено, прилизано и… как те самые фальшивые елочные игрушки из анекдота, не приносит радости. Добавим сюда откровенно компьютерные декорации, вылизанные до пикселя, и картина становится максимально прискорбной.

«Этерна» против «Баранкиных»: такая разная фантастика
Кадр из сериала “Этерна”. Источник: kinopoisk.ru

Сразу же вспоминаются грязные космы Роберта Баратеона из самой первой серии «Игры престолов» и неухоженная борода Эддарда Старка, и ты понимаешь, почему при всей фантастичности сериала ты ему веришь. В нем есть дух, которого к великому сожалению не хватает в «Этерне».

«Баранкины и камни силы»

У фантастической комедии о семье московского таксиста нет мощного литературного первоисточника, но есть хорошая завязка с путешествиями во времени и нашей повседневностью. Баранкины живут в Москве, в старом доме на Пречистенке, и пожилой Батя, которого играет Андрей Федорцов, очень дорожит семейным гнездом. И вот однажды, аккурат в его день рождения, из 1804 года прибывает прародительница рода Баранкиных – извозчица Варвара. С собой у нее оказываются древние камни силы, которые дают обладателям различные суперспособности. Вот только один из камней остался в прошлом у таинственного Велимира, который жаждет заполучить все остальные.

«Этерна» против «Баранкиных»: такая разная фантастика
Кадр из сериала “Баранкины и камни силы”. Источник: kinopoisk.ru

Сюжет непритязательный, даже в какой-то мере штампованный. Но по той причине, что изначально «Баранкины» (16+) позиционируются как комедия, зрителю довольно легко принять правила игры. И так же просто ты закрываешь глаза на то, что в начале XIX века женщина не могла быть извозчицей – плевать, это просто забавно. Причем Юлия Топольницкая настолько хорошо вжилась в роль, что за ней по-настоящему интересно наблюдать.

– Надеюсь, ты не веган?

– Нет, я православная!

Во многом сюжет движется именно за счет приема «остраннения», когда привычные нам вещи вроде моноколеса вызывают у Варвары натуральный взрыв мозга. Отсюда постоянные конфликты и недопонимания, которые оживляют историю, делают ее интересной и увлекательной. Именно за эту легкость вкупе с бытовыми подробностями вроде ипотеки на 30 лет и хочется смотреть «Баранкиных», прощая им мелкие огрехи. А еще это помогает актерам играть действительно живых персонажей – привычный мир, привычное время, привычные образы. Еще и жанр комедии позволяет дурачиться, и это уже не выглядит как пренебрежение к собственно фантастике. Мол, это просто игра, шутка, забавная постановка. С таким подходом, что удивительно, мир сериала смотрится довольно реалистично.

«Этерна» против «Баранкиных»: такая разная фантастика
Кадр из сериала “Баранкины и камни силы”. Источник: kinopoisk.ru

Единственное, за что хочется очень серьезно упрекнуть создателей «Баранкиных», так это за наглый и беспардонный продакт плейсмент. С постоянным присутствием в кадре брендированных такси от «Яндекса» еще как-то можно смириться, все-таки профессия Бати это оправдывает. Но сцена с Алисой, «нашим виртуальным ассистентом», настолько безобразная и убогая, что моментально портит отношение к сериалу.

В какой-то мере эта сцена перекликается с батюшкой на моноколесе в начале стартового эпизода, но там это противоречие хорошо играло глазами героини и не вызывало отторжения. А еще у того короткого штриха не было далеко идущих последствий. Но когда к виртуальной Алисе обращаются один-единственный раз, и она больше ни разу не играет в сюжете, выглядит это не умелым встраиваением рекламы в сюжет, а наглым и беспардонным плевком в лицо зрителю. Как в «Притяжении» Бондарчука с рекламной вставкой чипсов известной марки. Или как в «Вызове» с убогими фразами «здесь ловит только Мегафон» и «откуда у Эрнста мой номер». Абсолютное и ничем не прикрытое неуважение к зрителю. Реклама, которая даже не притворяется сценой сериала, а выглядит как грубая монтажная врезка.

«Этерна» против «Баранкиных»: такая разная фантастика
Кадр из сериала “Баранкины и камни силы”. Источник: kinopoisk.ru

Но даже несмотря на такое откровенное безобразие «Баранкины» смотрятся бодрее «Этерны». Это тот самый случай, когда причины успеха или провала слишком уж очевидны. Вот только цикл Камши действительно жаль. У сериала был огромный потенциал, который оказался загублен стереотипами о фантастике.

С таким подходом не стоило даже замахиваться.

Сергей САВИНОВ

Из этой же рубрики

!